"Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шарова Елена Сергеевна

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_osen.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная         организация  «Детский сад  № 1 «Чебурашка»

Конспект ООД по развитию речи

в старшей группе.

Тема: «Путешествие в осенний лес»

https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=7cbc97b842ec51f3&mb=imgdb_preview_1650

Воспитатель  первой квалификационной категории:    Шарова Елена Сергеевна

                                              

Ст. Гиагинская 2017г.

Цель:

 Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, об осенних месяцах, продолжать учить пересказывать короткий текст.

Задачи:

Образовательная:

-закрепить представления детей о признаках осени;

-закрепить названия листьев и деревьев;

-активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»;

-закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.

Развивающая:

 помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

Воспитательная:

 воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Материалы и оборудование:

иллюстрации картин об осени, гербарий. Осенние листья, иллюстрации деревьев, звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» ,  плакат с изображением дерева для коллективной аппликации,  цветная бумага (оттенки осенних листьев), ножницы, клей, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Словарная работа:

боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка, кленовый, осиновый, каштановый, тополиный, лиственные, хвойные.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Ребята, кто из вас любит путешествовать? (ответы детей) А на чём можно путешествовать? ( Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.)

Воспитатель: А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на, отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.

Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен

И бензином бак наполнен. (автобус).

Воспитатель: Ребята, отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Всю зелень леса взяла и перекрасила,

Добрая волшебница все вокруг украсила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Все вокруг искрится, все переливается

Как же это чудо в природе называется? (осень)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в гости к Осени, а точнее в осенний лес.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их продолжаете.

Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).

Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).

Осенью часто идут … (дожди).

Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).

Осенью листья опадают, начинается … (листопад).

Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).

Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).

Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).

Осенью люди надевают … (тёплую одежду).

Осенью в домах топят …(печки).

–Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: всё готово, можно отправляться в путешествие.

Дети, для того чтобы сесть на автобус, нам необходимо купить билет. А вот и касса. (дети приобретают билеты).

А билеты у нас не простые, а в виде листьев разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.

Например: лист дуба (какой?) – дубовый и т.д.

Лист клёна – кленовый

Лист осины – осиновый

Лист каштаны – каштановый

Ветка рябина – рябиновая

Ветка сосны – сосновая

Ветка ели – еловая

Лист тополя – тополиный

Воспитатель: Молодцы!

Ну, что в путь! Закройте глазки,  представьте что мы с вами оказались в осеннем лесу!

Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг.

(запись звуки осеннего леса)

Воспитатель: - Ребята, какие осенние месяцы спрятаны в этих загадках?

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришёл?(сентябрь)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Смолкли птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился?(октябрь)

Поле чёрно-белым стало.

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц, подскажи?(ноябрь)

Воспитатель: - А как называется последний месяц осени? ( последний месяц

осени называется ноябрь)

- В каком месяце началась осень? (осень началась в сентябре месяце)

- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)

- Сколько всего осенних месяцев? (осенних месяцев всего три)

Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

Воспитатель: Что вы видите? (много деревьев в красивых золотых нарядах)

Дерево весной нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.

– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).

– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные) - на доску вывешивается изображение лиственных деревьев.

– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)

– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр) -на доску вывешивается изображение хвойных деревьев.

– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)- на доску вывешивается изображение лиственницы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на эти два дерева и назовите их -на доску вывешивается изображение дуба и березы.

Дети: эти деревья дуб и береза.

Воспитатель: А нам пора вернуться на лесную полянку. Ребята, а чем богат осенний лес?

Дети: Грибами и ягодами.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать рассказ и постараться его пересказать по картинкам «Осень».

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Воспитатель: - Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором:

Раз, два, три, четыре, пять

– Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья берёзы.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).

Мы соберём

В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.

– Какие это листики? (Кленовые)

– Какое осеннее дерево у нас получится? (Клён)

Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»

Коллективная аппликация – «Осенний клён»

Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки клёна, нарисованного на большом ватмане.

Воспитатель: – Какое дерево у нас получилось? (Кленовое – клён)

Посмотрите, какие красивые листики, какое нарядное осеннее дерево. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье.

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие, возвращаемся назад в детский сад.

Ну а сейчас, в заключение нашего путешествия, давайте поиграем.

Проводится игра «Да или нет»

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы ребята!

- Вам понравилась наше путешествие?

- Что понравилось больше всего?

- Вы все были большие молодцы!

- Еще хотите в путешествие? Подумайте, куда мы отправимся в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...