Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
консультация по развитию речи (старшая группа)
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.
Рядом исследователей доказано (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
Предварительно проводится работа по развитию мелкой моторики.
Для этого применяется пальчиковая гимнастика. Ее можно делать и в начале занятия – для разминки, и в середине – для отдыха, и как отдельный прием обучения художественной деятельности.
Виды пальчиковой гимнастики.
1. Игры с резиночкой, направленные на повышении упругости ручной мускулатуры.
2. Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
3. Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев.
Из прищепок можно также можно сделать какой-либо предмет (стол. Стул и другие), что способствует развитию фантазии, воображения.
4. Игры с разноцветными крышками из пластмассовых бутылок.
Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
5. Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм. Цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
6. Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
7. Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов помогает обыграть. Почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение.
В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е они проговаривают последовательность своей работы.
Еще одна важная форма работы – графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками.
Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры.
Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.
Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует:
-получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
-закреплению положительных эмоций;
Возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
-развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
- подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Для стимулирования развит...
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...
Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....
Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений"
В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников....
Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"
В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....
Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...