Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_1.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Осень
ОСЕНЬ Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем) Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них) Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе) Дождик стал по ним стучать Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки) Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке) Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке) Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад) Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую) |
ЗАЯЦ И КОЧАН КАПУСТЫ Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши) Вышел на поляну. По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу) И большой кочан нашел (кулак другой руки) Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает) Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся… Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы) А домой добрался –долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу) |
ОСЕНЬ Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук) Ветер листики считал: Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки) Ветер бросил на тропинку. |
ЗА ГРИБАМИ Мы идём дорожкам Мы идём тропинками, (сжимать и разжимать пальчики на обеих руках в кулачки) Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками. (указательным и средним пальцами правой руки «шагать» по столу) Прямо за опушками вдруг нашли волнушку мы И пенёк с опёнками под рябинкой тонкою. Крепкий подберёзовик вырос под берёзою, Красный подосиновик вырос под осинкою. (на каждую строчку загибать по очереди пальцы на обеих руках) |
ОСЕНЬ Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики) Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками) Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками) Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз) Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок) Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой) |
ГРИБЫ (ладонь сжата в кулак и по - очереди отгибаем пальцы) Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши) Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики) Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и растолстел. |
ХОЗЯЙКА Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу) Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши) Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем пальчики на левой руке) Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши) Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой) Кипели, кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой) Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке) Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши) И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец) |
ЁЖИК Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки. «Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок) Зайке беленькому (отгибаем мизинчик, Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец) Рыжей лисичке (отгибаем средний палец, Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец, А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец). |
СОРОКОНОЖКА Шла сороконожка по лесной дорожке. (Дети маршируют) Вдруг закапал дождик кап (Дети имитируют как капает дождик, стучат пальчиком по ладошке) Ой, промокнут сорок лап. Насморк мне не нужен, обойду я лужи (Изображает. Как обходят лужи0 Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу. И потопаю потом (дети топают) Ой, какой от лапок гром. |
ОСЕНЬ Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук) Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами) Знаем месяцы: ладони (стучат по коленям) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь). |
Зима
ЗИМА Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному) |
ПЕРЕД НАМИ ЁЛОЧКА Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки». |
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА! Весело зимой! Не хочется домой! (Хлопают в ладоши.) Но ветер приближается - (Разводят руки в стороны.) Вьюга начинается. (Покачивают над головой руками из стороны в сторону.) Крепчает мороз- (Сжимают с усилием кулачки.) Щиплет щеки, щиплет нос (Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.) Руки стали замерзать- (Трут ладони.) Надо их согревать. (Дышат на ладони.) Вечер приближается- (Разводят руки в стороны.) Темнота сгущается. (Закрывают руками глаза.) Нам домой идти пора. (Пальчики «шагают».) До свидания! До утра! (Машут рукой на прощание.) |
ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ, НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ Прилетайте, птички! Сала дам синичке. («Зовущие» движения пальчиков.) Приготовлю крошки – хлебушка немножко. (4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.) Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. (Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».) Галки да вороны, Ешьте макароны! (Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.) |
ПО СЕВЕРУ БРОДИЛ Мальчик-с-пальчик, где ты был? – Я по Северу бродил. (Руки сжаты в кулачок, большой пальчик обеих рук выставлен.) Встретил там песца, тюленя, Горностая и оленя, Белого медведя встретил И моржа я там заметил, И кита увидел в море, Даже чаек на просторе. (Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.) Всем подарки я дарил! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.) Всяк меня благодарил! (Прижимают ладошки к груди.) |
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя) В снежки играть, на лыжах бегать, (сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах) На коньках по льду кататься, ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой) Вниз с горы на санках мчаться. (волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой) |
ЗИМОЙ Снег пушистый лег на ветки. (изображаем двумя руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева) И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки) Лепят бабу под окном, (изображаем снеговика: делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим) Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики») Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад) Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад) И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе) Мчатся наперегонки. |
ПАДАЛ СНЕГ НА ПОРОГ Падал снег на порог, (руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз) Кот лепил себе пирог. (ладони приставляем к голове, изображая уши) А пока лепил и пек, (лепим пирог) Ручейком пирог утек. (ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться) |
ПРОГУЛКА Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками) С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой рука по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки) Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку) |
МОРОЗ Ой, сердит мороз! (качают головой, взявшись за нее руками) Ветки снегом занес. (взмахивают кистями рук) Хватает за нос. (хватают себя за нос) Щиплет до слез. (щиплют себя за щеки) Ребятишки не испугаются (грозят пальчиком) И на лыжах, («едут на лыжах») И на саночках катаются, («едут на санках») Над морозом сердитым Потешаются. (прыгают, одновременно хлопая в ладоши) |
Весна
НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ-ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения ладошками.) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.) Ветер бросил на тропинку. (Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.) |
ЗВЕНЕЛИ ПТИЧЬИ ГОЛОСА Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.) Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладошками.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками, как крыльями.) |
ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ Дикие животные водятся в лесу. (Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.) Здесь увидеть можешь ты (Вытягивают руки вперед ладошками вверх.) Волка и лису, Зайца и медведя, Белку и ежа, Оленя и лося. (Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.) Прячет всех надежно (Зажимают пальчики в кулачок.) Лесная тишина. (Подносят указательный пальчик к губам.) |
ТИШЕ, ТИШЕ НЕ ШУМИТЕ Этот пальчик хочет спать (Загибают большие пальчики на обеих руках.) Этот пальчик лег в кровать (Загибают указательные пальчики.) Этот пальчик чуть вздремнул (Загибают средние пальчики.) Этот пальчик уж уснул (Загибают безымянные пальчики.) Этот крепко-крепко спит (Загибают мизинчики.) Тише, тише, не шумите… (Подносят указательный пальчик к губам.) Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, (Поднимают руки и делают «солнышко».) Будут птицы щебетать, (Машут сложенными накрест ладонями.) Будут пальчики вставать! (Сжимают и разжимают кулачки.) |
ПОЛНА ЧУДЕС ВЕСЕННЯЯ ПОРА Весёлые льдинки Под самым карнизом, Над самым оконцем (Сжимают и разжимают кулачки.) Забралось в сосульки (Стучат пальчиками по столу.) Весеннее солнце. (Поднимают руки и делают «солнышко») Сверкая, бегут по сосулькам слезинки… (Сжимают и разжимают кулачки.) И тают сосульки – весёлые льдинки. (Стучат пальчиками по столу.) |
С ДНЕМ 8 МАРТА! С ПРАЗДНИКОМ ВЕСЕННИМ! Огромный букет нарисую я маме. (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.) И с праздником женским поздравлю ее. (Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».) Пусть мамочку солнце согреет лучами, (Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».) И радостно птицы поют для нее. (Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.) |
КТО ВО ЧТО ОДЕТ? КТО ВО ЧТО ОБУТ? 1.«Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.) Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.) Будем там тихонько спать. (Кладут ладошки на стол.) 2. Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.) Будем вещи мы стирать: (Кулачки имитируют стирку.) Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки, Сарафанчик и халат, Шарф и шапку не забудем – (Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.) Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.) |
НАЧАЛО ВЕСНЫ Снова солнце в небе улыбается, (соединять пальцы правой руки с большим) Снег растаял, ручейки звенят. (соединять пальцы левой руки с большим) И подснежник первый распускается, (ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга) С юга птицы с песнями летят. (ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка») |
ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК — СТАЙКА Десять птичек — стайка. Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями Эта птичка — соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца Эта птичка — воробей, левой руки Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца Это-зяблик, это — стриж, правой руки Это — развеселый чиж. |
ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз) Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую, как в школе) Шаловливые сосульки (Так же) Посмотрели вниз. (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз) Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой. то правой) «Будем каплями кидаться!». (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно) Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг) Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.) |
Лето
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ-ТАКИЕ БЕЗЗАБОТНЫЕ Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.) Всех зверей домашних знаю: (Разводят и соединяют пальчики левой руки.) Кролик, лошадь, Кот, корова и свинья, (Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.) И коза с козлом, А еще баран с овцой, Да верный пес – (Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.) Помощник мой. (Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.) |
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ Во дворе стоит забор, За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.) Тут галдеж и суета Начинается с утра: (Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.) Кукарекают, гогочут, Громко крякают, болбочут (Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.) Гуси, утки, индюки, Курицы и петухи. (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.) |
ЗЕЛЕНЫЙ МИР ПОД НАШИМИ НОГАМИ Вырос высокий цветок на поляне, (Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.) Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.) Всем лепесткам красоту и питание (Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.) Дружно дают под землей корешки. (Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.) |
ВОТ И ЛЕТО НА ПОРОГЕ Вот и лето наступает, (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.) Всех на отдых приглашает. (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших) Будем плавать, загорать (Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».) И на даче отдыхать. (Показывают «домик».) |
ДОМИК Под грибом – шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком) Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) А на нем – дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) Рядом – стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) На столе – тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) И блины горой стоят - Угощенье для ребят. |
РИСУЕМ Я взял бумагу, карандаш, («рисуют» карандашом) Нарисовал дорогу. (сжимают, разжимают кулачки) На ней быка изобразил, А рядом с ним корову. (показывают рога) Направо дом, налево сад… (показывают крышу дома) В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, («рисуют» кочки и яблочки) И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол, Тянусь как можно выше. (тянут руки как можно выше) Уф! Свой рисунок приколол Совсем неплохо вышел! |
ПРИХОДИТЕ В ОГОРОД, ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО КАК РАСТЕТ Приглашаем народ: -Заходите в огород! (Разводят руки в стороны перед собой.) Проходите между гряд- (Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.) Там огурчики лежат, (Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.) Помидоры висят, Прямо в рот хотят. (Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.) Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. (Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.) Наберем мы овощей Для себя и для друзей. (Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.) |
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам. Безымянный кольцо носит. Никогда его не сбросит. «Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца. Ну а средний - длинный, Он как раз посередине. Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга. Это - указательный Пальчик замечательный. Висящая рука поворачивается как флюгер. Большой палец, хоть не длинный Среди пальцев самый сильный. Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки. |
ЗНАЕТ НАША РЕЧКА Как промолвит речка Волнообразные движения руками. Волшебное словечко, Прямые ладони рук поставить по краям губ. Позабыв о драке, Кулачок о кулачок. Засыпают раки. (замедляя) Тихие спокойные шлепки по коленям. Спят лягушки сладко Руки перед грудью поочередно мягко покачиваются. Под корягой гладкой. Кулачки подмышками. Руки крест накрест. А у берега в тиши Руки, постепенно покачиваясь, поднимаются вверх. Тихо дремлют камыши. Руки, покачиваясь, опускаются вниз. Знает наша речка Волшебное словечко. Как в начале. |
МОСТИК Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. или Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила — Прямо речку угодила. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы...
Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста .
Картотека пальчиковых игр...
Картотека " Пальчиковая гимнастика " для детей старшего дошкольного возраста.
1. Развивает речь. 2. Развивае мелкую моторику.3. Активизирует словарный запас, способствует развитию памяти, внимания....
Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика для старших дошкольников....
Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает рис...
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста (группа компенсирующей направленности)
Использование пальчиковых игр помогает детям с тяжелыми нарушениями речи научиться согласовать речь с движением, ориентироваться на собственном теле, обогащает словарный запас, тренирует память ...