Конспект "Звук Е"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР
Тема: «Буква и звук Е»
Цели:
- Познакомить с буквами Е, е в игре «Звук Е», «Построй букву Е»; с восклицательным знаком;
- развитие артикуляционного аппарата при использовании артикуляционной гимнастики;
- Воспитывать познавательный интерес в ходе всего занятия через яркую наглядность и игры;
Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, Е, фишки, слова, домики, счетные палочки
- Вступительная часть
- Организационный момент «Артикуляционная гимнастика»
Оборудование: бегемотик, хоботок, чистим зубки, чашки, варенье, лошадка, качельки, колобки
- Актуализация знаний
Оборудование: Д, А, О, У, Э, Ы, Е, Ю, Я, фишки красная, синяя, зеленая
С каким звуком и буквой мы в прошлый раз играли? Со звуком и буквой Д
Ребята, этот звук какой? Гласный или согласный? Согласный, потому что зубки мешают нам его пропеть.
Твердый или мягкий? И твердый и мягкий. Если дружит с А, О, У Э, Ы он твердый, а если с е, я, ю, то он мягкий.
Звонкий или глухой? Звонкий потому что звенит, его слышно.
- Целевая составляющая
На доске разные гласные.
Сегодня мы будем играть с гласной. Чтобы узнать эту гласную, угадайте про нее загадку:
Вроде лесенка,
Вроде нет,
Три ступеньки,
А поручней нет!
Ответ: Буква Е
Угадали, выйти и показать!
И познакомимся с восклицательным знаком! Показ. Он ставится в конце предложения. Послушайте про него стихотворение.
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
- Основная часть
- Игра «Звук Е»
Оборудование: Е, фишка красного цвета
Произнесите Е. Зубы сближены в улыбке, губы
приближены к зубам.
Ребята, звук Е какой? Гласный или согласный? Гласный, потому что зубки нам не мешают его пропеть. ЕЕЕЕ
Ребята, значит фишкой какого цвета мы обозначим звук Е – фишкой красного цвета. Обозначает кто – то у доски!
Ребята, когда мы произносим звук Е, то все кто с ней дружит из согласных, будут мягкими: М, Н и другие согласные вместе с Е будут мягкими. (МЕ). И обозначать согласные тогда фишкой какого цвета будем? Фишкой зеленого цвета.
Показ записи.
Каждый к доске для обозначения: МЕ, НА, ЛЕ, МА, РЕ, ДО, ДЕ.
Значит звук Е – гласный. И те согласные, которые с ней дружат, будут всегда мягкими. Фишкой какого цвета мы обозначим гласную Е? Фишкой красного цвета.
- Игра «Хлопни»
А, Е, Э, О, Е, У, Е, Ы, Е, Е
МА, НЭ, ЛЕ, МЕ, НО, РЫ, ДЕ
ЕЛЬ, МОРЖ, ЕНОТ, ВЕДРО, МАМА, МЕСТО, ПОЛЕ
- Игра «Читаем»
На доске слова: их читаем вместе: ЕЛЬ, МОРЖ, ЕНОТ, ВЕДРО, МАМА, МЕСТО, ПОЛЕ
- Физминутка
Бежим если услышали гласный звук Е, замираем если будет другой звук.
- Игра «В начале, середине или в конце слова»
Оборудование: домики
По одному домику на стол, определяют по карточкам (раздача) где Е: вначале, середине или конце слова
ЕЛЬ, МОРЖ, ЕНОТ, ВЕДРО, МАМА, МЕСТО, ПОЛЕ
- Игра «Построй букву Е»
На доске буква Е: разбор: на что похожа, из скольки палочек состоит.
Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Конструирование из счетных палочек буквы Е.
Буква Е бывает какой? Большой и маленькой? Когда она будет большой? Если с нее начинается слово.
Если буква Е вначале предложения, значит она будет большая или маленькая? Большая.
Показ большой и маленькой Е
- Игра «Предлоги»
Вы построили букву Е, и теперь она решила прогуляться.
Буква Е села куда? На стул
Буква Е вместе с кем? Вместе с Ильей сидят за столом
Буква Е находится сейчас где? (под столом)
Буква Е вышла из – под стола.
Все занятие буква Е смотрела на вас из – за доски.
- Заключительная часть
- Контроль Игра «Найди букву»
Показ буквы и ребята находят такую же у себя
А Е У Э Ы О
- Оценка
С каким звуком и буквой играли? (Е)
Он какой? Гласный или согласный?
Если с ней дружат согласные, значит они будут твердыми или мягкими? Мягкими.
В каких словах есть звук Е: енот, ель, ведро и другие.