Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
картотека по развитию речи

Уклеина Алена Олеговна

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовская область, Никифоровский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Подготовил: воспитатель

Уклеина Алена Олеговна

Р.п. Дмитриевка, 2018г

1.«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель  поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит,  комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.

2.«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Оборудование: мяч.

Ход: бросая мяч ребёнку, воспитатель  называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

3.«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…).

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…).

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…).

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) и т.д.

4.«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Педагог: Рукавички из меха. Дети: меховые. Таз из меди – медный, ваза из хрусталя – хрустальная, рукавички из шерсти – шерстяные и т.д.

5.«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизировать глагольный  словарь детей, развивать воображение, память, ловкость.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Воспитатель: Идёт… Дети: человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

6.«Хорошо – плохо»

Цель: знакомить  детей с противоречиями окружающего мира, развивать связную  речь, воображение.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель  задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

7.«Весёлый счет»

Цель: закреплять  в речи детей согласование существительных с числительными.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: один стол – пять столов; один слон – пять слонов; один журавль – пять журавлей; один лебедь – пять лебедей» одна гайка – пять гаек; одна шишка – пять шишек; один гусёнок – пять гусят; один цыплёнок – пять цыплят; один заяц – пять зайцев; одна шапка – пять шапок; одна банка – пять банок.

8.«Кто кем был?»

Цель: развивать мышление, расширять  словарь, закреплять  падежные окончания.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семенем, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.

9.«Горячий – холодный»

Цель: закреплять в представлении и словаре детей  противоположные  признаки предметов или слов-антонимов.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.  Воспитатель: горячий. Дети: холодный. Хороший – плохой, умный – глупый, весёлый – грустный, острый – тупой, гладкий – шероховатый.

10.«Обобщающие понятия»

Цель: расширять словарный запас за счёт употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Оборудование: мяч.

Ход: Вариант 1. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Педагог: Овощи. Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Педагог: Огурец, помидор. Дети: Овощи.

11.«Назови ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет ласково (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ – ключик, шапка - шапочка, белка – белочка, книга - книжечка, ложка – ложечка, голова - головка, картина – картинка. Мыло - мыльце, зеркало – зеркальце; кукла - куколка, свёкла – свёколка; коса - косичка, вода – водичка.Жук - жучок, дуб – дубок; вишня - вишенка, башня – башенка; платье - платьице, кресло - креслице.

12.«Один – много»

Цель: закреплять  в речи детей различные  типы  окончаний имён существительных.

Оборудование: мяч.

Ход: воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

13.«Чья голова?»

Цель: расширять  словарь детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.

14.«Доскажи слово»

Цель: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша…

Ро-ро-ро — у нас новое вед…

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…

Ре-ре-ре — стоит дом на го…

Ри-ри-ри — на ветках снеги…

Ар-ар-ар — кипит наш само…

Ры-ры-ры — детей много у го…

15.«Закончи предложение» 

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Представлены дидактические игры по речевому развитию детей...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Обогащение  словаря детей, развитие мышления, воображения, ловкости,развитие слухового внимания и наблюдательности....

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...