Система методических мероприятий по повышению педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития речи дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи

Храмова Наталья Юрьевна

В данном материале раскрывается система методической работы по развитию речи дошкольников на диагностической основе,  с учетом уровня профессиоанльной компетентности и запросов каждого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  методических мероприятий  по повышению педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития речи дошкольников.

Методическая работа с кадрами планировалась на диагностической основе, с учётом уровня профмастерства и  запросов каждого педагога.

1 группа. Воспитатели, имеющие высокий уровень квалификации – опытные творчески работающие педагоги. Педагоги данной группы явились не только объектами, но и субъектами методической работы. Они привлекались к проведению открытых занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов, к разработке рекомендаций по совершенствованию связной речи дошкольников, составлению картотек речевых игр и упражнений.

2 группа. Педагоги с установившимся стилем работы, стабильно работающие воспитатели, которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Они, в основном положительно относятся к новым идеям, но для их реализации на практике необходимо косвенное воздействие со стороны старшего воспитателя. Данная группа воспитателей также может поделиться и некоторым педагогическим опытом. При работе с ними уделяли внимание повышению квалификации данных воспитателей, ориентированной на саморазвитие, самоутверждение в профессии. Воспитатели данной группы не требуют особой методической помощи, но нуждаются в поддержке инициатив и положительном психологическом климате внутри коллектива.

3 группа. Педагоги, требующие усиленного внимания,  это молодые и начинающие воспитатели,  воспитатели без специального (дошкольного) образования. У них отмечаются как недостаточные теоретические знания, так и  проблемы в практической деятельности с детьми. Мы  включили этих воспитателей в педагогическую деятельность коллектива (работа в паре с опытным воспитателем; наблюдение за работой других педагогов; участие  в коллективных и индивидуальных методических  мероприятиях), знакомили с разными подходами по организации педагогических условий (посещение групп и совместный анализ предметно-развивающей среды), упражняли в профессиональной деятельности (предварительный анализ деятельности педагогов с целью предупреждения возможных ошибок, индивидуальные мини-консультации по возникающим вопросам, выполнение поручений и заданий к методическим мероприятиям).

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому,  планируя  систему методических мероприятий  с целью повышения качества речевого развития детей, мы ориентировались на запросы и возможности определенных групп педагогов (таблица 5). 

Поставленные задачи

Планируемые действия

    Группа  педагогов

Ожидаемый результат

1.

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников.

Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижений науки.

Проведение теоретического семинара «Лингвистические и психолого-педагогические основы развития связной речи дошкольников».

Самостоятельное изучение литературы.

Терминологический диктант.

Все группы педагогов

Улучшение теоретичес-кой, подготовлен-ности педагогов по вопросам развития связной речи.

Проведение индивидуальных мини-консультаций по возникающим теоретическим вопросам

3 группа

Консультация «Комплексный подход к развитию речи дошкольников и его влияние на качество развития связной речи»

Все группы педагогов

Методические оперативки с целью обзора новой педагогической литературы, статей по проблемам  речевого развития дошкольников.

Все группы педагогов

Составление картотеки статей о проблемах развитии связной речи дошкольников с краткой аннотацией

2 группа

2.

Совершенствование работы по планированию

Консультация «Планирование работы по развитию речи с учетом индивидуально-дифференцированного подхода»

Все группы педагогов

Повышение качества планирова-ния  ВОП по развитию связной речи

Практикум «Тематическое планирование организации образовательной деятельности дошкольников»

Все группы педагогов

3.

Обогащение педагогического процесса новыми инновационными технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка, нетрадиционными приемами развития связной речи дошкольников.

Проведение семинара-практикума «Развитие творческих способностей и образности речи в процессе обучения рассказыванию».

Все группы педагогов

Улучшение методичес-кой и практической подготовлен-ности педагогов по вопросам речевого развития. Обновление форм и методов работы с  дошкольниками с целью оптимизации процесса развития речи детей.

Составление рекомендаций по включению в содержание образовательного процесса по развитию связной речи новых форм, методов, приемов (обогащение содержания конспектов НОД, подбор игр и упражнений, используемых в процессе режимных моментов, самостоятельной деятельности) с учетом принципа тематизма.

Творческая группа

Использование разработанных рекомендаций в воспитательно-образовательном процессе по развитию связной речи дошкольников

Все группы педагогов

4.

Обобщение профессионального педагогического опыта, осуществление его

пропаганды и внедрение в практику работы МДОУ.

Мастер-класс «Использование приемов моделирования в развитии связной речи дошкольников»

Опытные педагоги для всех групп педагогов

Публичное представление опыта работы педагогов ДОУ

Открытый показ НОД по творческому рассказыванию

Тренинг «Развитие образности речи»

5.

Совершенствование профессионального мастерства молодых воспитателей.

Наблюдение за работой опытных воспитателей

3 группа (вместе со старшим воспитателем)

Повышение уровня профессионального мастерства

Наблюдение старшего воспитателя за работой молодых специалистов (предупредительный контроль)

3 группа

Совместный со старшим воспитателем анализ планов и ПРС

3 группа

6.

Стимулирование активности педагогов в обновлении, совершенствовании содержания  предметно-развивающей среды по развитию речи детей 

Разработка памятки по созданию речевой предметно-развивающей среды

Старший воспитатель для всех групп педагогов

Учебно- дидактичес-

кая оснащён-

ность ВОП

Проведение

смотра-  конкурса по речевой среде

Все группы педагогов

7.

Обеспечение профессионального творческого и культурного роста педагогов с учётом современных требований

Посещение РМО

Все группы педагогов

Улучшение содержания речевой работы в ДОУ

Обучение на курсах повышения квалификации

8

Взаимодействие с семьями воспитанников  по вопросу речевого развития

Родительское собрание «Организация условий для  развития связной речи  в семье»

 

2, 3 группа

 

Эффектив-ные методы  по вопросам  взаимодейст-вия и преемствен-ности

9

Взаимодействие  со школой

Взаимопосещение занятий, уроков учителями школы, воспитателями ДОУ.

Все группы педагогов

 

Совместный педагогический совет «Формирование связной речи в д\с и школе в свете требований ФГОС».

Все группы педагогов

 

10

Анализ состояния работы по развитию связной монологической речи после проведения методических мероприятий и определение направлений работы, по которым необходимо дальнейшее  улучшение работы

Тематический контроль «Развитие связной монологической речи дошкольников»

Все группы педагогов

Определение направлений дальнейшего совершенст-вования  развития связной монологичес-кой речи дошколь-ников

Представление и обсуждение результатов тематического контроля на педагогическом совете

«Формирование связной речи в д\с и школе в свете требований ФГОС».

Все группы педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников

Текст выступления на семинаре для заместителей заведующих по ВМР "Формирование профессиональной компетенци педагогов"...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»

Как  повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.

Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической к...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...