Система методических мероприятий по повышению педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития речи дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи
В данном материале раскрывается система методической работы по развитию речи дошкольников на диагностической основе, с учетом уровня профессиоанльной компетентности и запросов каждого педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система методических мероприятий по повышению педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития речи дошкольников.
Методическая работа с кадрами планировалась на диагностической основе, с учётом уровня профмастерства и запросов каждого педагога.
1 группа. Воспитатели, имеющие высокий уровень квалификации – опытные творчески работающие педагоги. Педагоги данной группы явились не только объектами, но и субъектами методической работы. Они привлекались к проведению открытых занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов, к разработке рекомендаций по совершенствованию связной речи дошкольников, составлению картотек речевых игр и упражнений.
2 группа. Педагоги с установившимся стилем работы, стабильно работающие воспитатели, которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Они, в основном положительно относятся к новым идеям, но для их реализации на практике необходимо косвенное воздействие со стороны старшего воспитателя. Данная группа воспитателей также может поделиться и некоторым педагогическим опытом. При работе с ними уделяли внимание повышению квалификации данных воспитателей, ориентированной на саморазвитие, самоутверждение в профессии. Воспитатели данной группы не требуют особой методической помощи, но нуждаются в поддержке инициатив и положительном психологическом климате внутри коллектива.
3 группа. Педагоги, требующие усиленного внимания, это молодые и начинающие воспитатели, воспитатели без специального (дошкольного) образования. У них отмечаются как недостаточные теоретические знания, так и проблемы в практической деятельности с детьми. Мы включили этих воспитателей в педагогическую деятельность коллектива (работа в паре с опытным воспитателем; наблюдение за работой других педагогов; участие в коллективных и индивидуальных методических мероприятиях), знакомили с разными подходами по организации педагогических условий (посещение групп и совместный анализ предметно-развивающей среды), упражняли в профессиональной деятельности (предварительный анализ деятельности педагогов с целью предупреждения возможных ошибок, индивидуальные мини-консультации по возникающим вопросам, выполнение поручений и заданий к методическим мероприятиям).
Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, планируя систему методических мероприятий с целью повышения качества речевого развития детей, мы ориентировались на запросы и возможности определенных групп педагогов (таблица 5).
№ | Поставленные задачи | Планируемые действия | Группа педагогов | Ожидаемый результат |
1. | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижений науки. | Проведение теоретического семинара «Лингвистические и психолого-педагогические основы развития связной речи дошкольников». Самостоятельное изучение литературы. Терминологический диктант. | Все группы педагогов | Улучшение теоретичес-кой, подготовлен-ности педагогов по вопросам развития связной речи. |
Проведение индивидуальных мини-консультаций по возникающим теоретическим вопросам | 3 группа | |||
Консультация «Комплексный подход к развитию речи дошкольников и его влияние на качество развития связной речи» | Все группы педагогов | |||
Методические оперативки с целью обзора новой педагогической литературы, статей по проблемам речевого развития дошкольников. | Все группы педагогов | |||
Составление картотеки статей о проблемах развитии связной речи дошкольников с краткой аннотацией | 2 группа | |||
2. | Совершенствование работы по планированию | Консультация «Планирование работы по развитию речи с учетом индивидуально-дифференцированного подхода» | Все группы педагогов | Повышение качества планирова-ния ВОП по развитию связной речи |
Практикум «Тематическое планирование организации образовательной деятельности дошкольников» | Все группы педагогов | |||
3. | Обогащение педагогического процесса новыми инновационными технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка, нетрадиционными приемами развития связной речи дошкольников. | Проведение семинара-практикума «Развитие творческих способностей и образности речи в процессе обучения рассказыванию». | Все группы педагогов | Улучшение методичес-кой и практической подготовлен-ности педагогов по вопросам речевого развития. Обновление форм и методов работы с дошкольниками с целью оптимизации процесса развития речи детей. |
Составление рекомендаций по включению в содержание образовательного процесса по развитию связной речи новых форм, методов, приемов (обогащение содержания конспектов НОД, подбор игр и упражнений, используемых в процессе режимных моментов, самостоятельной деятельности) с учетом принципа тематизма. | Творческая группа | |||
Использование разработанных рекомендаций в воспитательно-образовательном процессе по развитию связной речи дошкольников | Все группы педагогов | |||
4. | Обобщение профессионального педагогического опыта, осуществление его пропаганды и внедрение в практику работы МДОУ. | Мастер-класс «Использование приемов моделирования в развитии связной речи дошкольников» | Опытные педагоги для всех групп педагогов | Публичное представление опыта работы педагогов ДОУ |
Открытый показ НОД по творческому рассказыванию | ||||
Тренинг «Развитие образности речи» | ||||
5. | Совершенствование профессионального мастерства молодых воспитателей. | Наблюдение за работой опытных воспитателей | 3 группа (вместе со старшим воспитателем) | Повышение уровня профессионального мастерства |
Наблюдение старшего воспитателя за работой молодых специалистов (предупредительный контроль) | 3 группа | |||
Совместный со старшим воспитателем анализ планов и ПРС | 3 группа | |||
6. | Стимулирование активности педагогов в обновлении, совершенствовании содержания предметно-развивающей среды по развитию речи детей | Разработка памятки по созданию речевой предметно-развивающей среды | Старший воспитатель для всех групп педагогов | Учебно- дидактичес- кая оснащён- ность ВОП |
Проведение смотра- конкурса по речевой среде | Все группы педагогов | |||
7. | Обеспечение профессионального творческого и культурного роста педагогов с учётом современных требований | Посещение РМО | Все группы педагогов | Улучшение содержания речевой работы в ДОУ |
Обучение на курсах повышения квалификации | ||||
8 | Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу речевого развития | Родительское собрание «Организация условий для развития связной речи в семье»
| 2, 3 группа
| Эффектив-ные методы по вопросам взаимодейст-вия и преемствен-ности |
9 | Взаимодействие со школой | Взаимопосещение занятий, уроков учителями школы, воспитателями ДОУ. | Все группы педагогов
| |
Совместный педагогический совет «Формирование связной речи в д\с и школе в свете требований ФГОС». | Все группы педагогов
| |||
10 | Анализ состояния работы по развитию связной монологической речи после проведения методических мероприятий и определение направлений работы, по которым необходимо дальнейшее улучшение работы | Тематический контроль «Развитие связной монологической речи дошкольников» | Все группы педагогов | Определение направлений дальнейшего совершенст-вования развития связной монологичес-кой речи дошколь-ников |
Представление и обсуждение результатов тематического контроля на педагогическом совете «Формирование связной речи в д\с и школе в свете требований ФГОС». | Все группы педагогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25435.jpg)
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников
Текст выступления на семинаре для заместителей заведующих по ВМР "Формирование профессиональной компетенци педагогов"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/01/picture-579929-1685632726.jpg)
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования познавательного интереса дошкольников посредством онлайн-школы «В мире книг»
Как повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования познавательного интереса и творческой активности детей в условиях семьи с учетом возрастных и личностных особенностей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/05/picture-929596-1496636277.jpg)
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей раннего возраста.
Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1013925-1519634793.jpg)
Выступление на педсовете "Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей, через развитие мелкой моторики рук"
Конспект выступления...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-1051622-1698815411.jpg)
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-1537928-1728979691.jpg)
Деловая игра «Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников»
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена основная образовательная ...