Методическое обеспечение, речевые карты
материал по развитию речи
Методическое обеспечение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта (ОНР 1 уровня) | 16.8 КБ |
РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОНР - 3-4 года) | 52 КБ |
РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОНР - 5-7 лет) | 20.23 КБ |
РЕЧЕВАЯ КАРТА (для детей ФФНР) | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
(ОНР 1 уровня)
1.Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ______________________
3. Национальность (двуязычие) _________________________________________________
4. Дата поступления _______________________________________
5. Состояние слуха, зрения___________________________________
Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность)_____________________________
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, носовой оттенок) _______________________
Темп (умеренный)___________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик)
________________________________________________________________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)___________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов)_____________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
А __ О___У___Ы___И____Я___Ю____У___Е___Ё__
М_ __ н__ __ п__ пь___ б__ __ в__ __ ф__ __ т__ д __к __ г __х__ с__ з__ ц__ ш__ ж __л__ ль__ р __рь ___й
невербальные компоненты коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) ___________________
Проявление двигательного и речевого негативизма ____________________________________
Проявление способности к подражанию:«Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _______________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» __________________
Слуховое восприятие
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) _______
Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ____________________
Определение количества неречевых звуков ___________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма __________________________
Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)_________________________________________________
Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _________________переключение _________темп ______________
Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»)__________________________________________________________
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ___________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
Артикуляционный аппарат
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ прикус __________________________
зубы ___________________________ язык (состояние подъязычной связки)_______________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы _______________________________ язык ____________________________
нижняя челюсть ___________________ мягкое нёбо _____________________
Импрессивная речь:
Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)____________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол____________________________________________
- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)__________________
- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)_______________________
- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)_____________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.____________________________
Понимание слов обобщающего характера
- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)___________________________________________
Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)___________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)__________________________________________
Состояние словаря
Понимание названий признаков предметов
- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________
- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _______________________________________________________________
- покажи где красный (желтый, синий) мячик (кубик)?_______________________________
Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку______________________________________________________
Логопедическое заключение: ____________________________________________________
Дата заполнения: ____________________________________________________________
Логопед:_____________________
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОНР - 3-4 года)
1.Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________________________
2.Дата рождения ___________________________ Адрес ______________________________________
3.Дата поступления_____________________________________________________________________
4.Ранее речевое развитие (особенности речевого развития)__________________________________
5.Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, дыхание)_________________________________
6.Строение и подвижность артикуляционного аппарата______________________________________
7.Состояние общей моторики____________Мелкая моторика_________________________________
8. Звукопроизношение.
С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________Ш____Ж_________Щ_______Ч_______Л______Ль_______Р_____Рь____________Прочие_____________
9. Фонематический слух
Ба-па_______________ Да-та______________ Га-ка_______________________
Трава - дрова__________________________ Крыса - крыша________________________
Миска - мишка________________________
10. Исследование звукослоговой структуры слов
Пуговица__________________________ Капуста___________________________
Свисток_________________________ Помидор _______________________
11. Анализ звукового состава слова. Есть ли звук «М» в словах:
Дом____________ Кот ______________Мама______________________________
12. Исследование импрессивной речи: Пассивный словарь.
Понимание слов, обозначающих предметы: «Покажи, где?»
посуда_____________________________овощи________________________________
птицы_____________________________одежда_________________________________
Понимание слов, обозначающих действие: «Покажи, кто…?»
пишет, рисует, читает_________________________________________________________________
жарит, варит, печёт___________________________________________________________________
Понимание слов, обозначающих признаки: «Покажи …»
близко/далеко_______________________низко/высоко______________________________
Понимание инструкций: Возьми мяч и брось его мне в руки____________________________
Посади мишку на стул, а куклу – в коляску______________________________________________
Возьми у меня карандаши и положи на стол_____________________________________________
13. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
Различение существительных ед. и мн.ч:«Покажи то, что назову»
коса - косы________________________муха - мухи_______________________________
окно - окна______________________ лист - листья________________________________
дерево - деревья____________________________
Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
«Покажи то, что назову»
стул - стульчик__________________ звезда-звездочка _____________________________
корзина-корзиночка_______________ шапка - шапочка______________________
Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами:«Выполни инструкцию»
положи карандаш в коробку__________________посади куклу на стул ______________
Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам):
Карандаш________________________карандаши__________________________
Книга___________________________________ книги_________________________
Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба») сказка «Репка»
__________________________________________________________________________
14. Активный словарь. Существительные: «Назови 3-4 предмета»
посуда______________овощи____________ птицы______________одежда__________
Прилагательные: «Скажи наоборот»
близко/далеко___________________________ низко/высоко____________________
большой – маленький___________________сладкий - кислый ________________________
Грамматический строй речи. Словоизменение. Употребление мн.ч. сущ-х.
Я назову один предмет, а ты – много таких предметов (стол –столы):
стул – стулья- _______карандаш_____________________чашка_____________________
24.Изменение по падежам. Употреблениен сущ-х без прелдога:
Нет чего? Колесо _________________________Ножка (у стола)______________________
Гребешок (у петуха) ________________________________________________________
Словообразование.Образование уменьшительной формы существительных. дом_____________________________________книга________________
мяч __________________________________кукла_________________
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам) кот спит — коты спят ____________________ птичка летит — птички летят _________________
мальчик играет — мальчики играют ____________
25. Связная речь.
Речевое сопровождение игры.
Лепетная речь, однословное предложение, двусоставное предложение, простое предложение из нескольких слов.
Логопедическое заключение:____________________________________________
Дата____________
Логопед:__________________________________
Предварительный просмотр:
Речевая карта
(для детей с ОНР, занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)
1.Фамилия, имя. Возраст______________________________________________________________
2. Домашний адрес_________________________________ Группа_____________________________
3. Дата зачисления_______________________________________________________________________
4. Ранее речевое развитие (особенности речевого развития)___________________________________
5. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, дыхание)_________________________________
6. Строение и подвижность артикуляционного аппарата______________________________________
7. Состояние общей моторики____________Мелкая моторика_________________
8. Звукопроизношение.
С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________Ш____Ж_________Щ_______Ч_______Л______Ль_______Р_____Рь___________К______Г_____Х______Йот_________
Т______Д_______Н____________
9. Фонематический слух
Та-да-та уточка-удочка
Па-ба-па бочка-почка
КА-га-ка коза-коса
Па-ба-па бока-почка
КА-га-ка коза-коса
СА-ша-са ложки-рожки
10. Произношение слов сложного слогового состава
Велосипед аквариум
Строительство регулировщик
Аптекарь приготовил лекарство.
Экскурсовод проводит экскурсию.
11. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
Облако танк
Иголки коза
Аист санки
б) выделение последнего звука в слове.
Пила кот
Грибы жук
Очки автобус
в) определение последовательности звуков в слове.
Мак сок
Сумка корова
12. Состояние словаря.
Предметный словарь:
а) показ и называние частей предметов:
чайник (донышко, носик, крышка)
стул (сиденье, спинка, ножки)
б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж
воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук
Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)- платье (какое?)-
б) подбор антонимов:
широкий- холодный-
веселый- сухой-
прямой - мелкий-
длинный- толстый-
Глагольный словарь:
а) что делают?
Повар маляр
Врач продавец
б) кто как голос подает?
Кошка лошадь
Собака лягушка
Воробей гусь
13. Грамматический строй речи.
а) образование множественного числа существительных:
Дом ____________стул______________ведро___________воробей_____________
Пчела_______ухо__________утенок_____________лоб___________________
б) образование уменьшительно - ласкательной формы:
ёлка_______ ложка______________лоб____________
гриб__________ухо_______________ соловей________________
в) согласование прилагательных с существительными:
красный мяч___________красная машина _______красное полотенце____________
синий шар________________ синяя шапка____________ синее небо___________
г) образование прилагательных от существительных:
шкаф из дерева_________шапка из шерсти_______сок из апельсина_____________
машина из железа___________ чашка из фарфора___________конверт из бумаги_______
сумка из кожи_________________ ручка из пластмассы_________________
д) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? У белки _______________у лошади
У медведя______________у волка
Чей хвост? У белки _______________у лошади _______________ у волка
У медведя______________у волка_________________у медведя
Чья голова? у лошади_________________ у кошки____________________
е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)
стул- ухо-
нога- ручка-
шкаф- окно-
ж) употребление предлогов:
В НА ПОД НАД С
Из ЧЕРЕЗ ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА
14. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Составление рассказа по серии и сюжетных картин ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Логопедическое заключение:____________________________________________________
План индивидуальной коррекционной работы________________________________________
Дата___________
Логопед:__________________
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(для детей ФФНР)
1.Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________3. Домашний адрес__________________________
4. Дата начала логопедических занятий_____________________________________________
5.Особенности речевого развития___________________________________________________
6. Состояние слуха и зрения____________________________________________________________
7. Общее звучание речи (темп, голос, дыхание):____________________________________________
8. Речевая среда и социальные условия (Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?):________________________________________________________________________
9. Строение и подвижность артикуляционного аппарата ___________________
10. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)_____________________________
11. Звукопроизношение.
Гласные: А__________ У _________ О __________Ы _________ Э ________
Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц _________Ш ____
Ж _________ Щ ________ Ч __________Л _____ЛЬ ______Р _______РЬ _______ Й ________
Повтори предложения:
У сома усы. ___________________________ У Зины жёлтый зонтик________________________
Девочки и мальчики скачут, как зайчики._______________________________________________
У Любы болят зубы.__________________________У коровы острые рога.______________________
На дубе белка._____________________Пять котят есть хотят.__________________________________
Майя и Юля поют.__________________________У клоуна была балалайка.______________________
12. Фонематическое восприятие
а) выделение звука из ряда звуков:
“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п ,т____________“п” - та, ма, па, та, ка, да, та _______________
“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот ____________________________________
б) повторение серии слогов и слов:
та-да-та _____________ да-та-та __________ка-га-га ________
па-ба-па_________ба-ба-па______________ га-га-ка _________
кот-год-кот__________________ том-ком-гном __________________________
том-дом-ком____________________ мак-бак-так ________________________
в) дифференциация звуков:
С – З ______Ж – З _____ Щ – СЬ ________ С – Ш______Ч – ТЬ _______Л – Р ______
Ш – Ж______Ц – С _______Ч – Ц _______Ц – ТЬ _____Ч – С ________П – Б ________
Т – Д _______ К - Х ______К – Г __________
13. Анализ звукового состава слова
а) выделение первого звука в слове:
Алик ________утка _______город ____Оля ________эхо ________волк ____
Ира __________________окна _______________ банка ___________________
б) выделение последнего звука в слове:
пух ____________ луна ___________ кот ___________ шары ______________
сок _____________мука ___________руки __________ нос ________________
14. Произношение слов сложного слогового состава:
аквариум ____________________фрукты _______________________________
милиционер ______________________ велосипед ________________________
строительство ____________________ велосипедист _____________________
Саше понравился пластмассовый кораблик.____________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________
15. Состояние словаря:
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения слов: холодильник _______________пылесос ____________
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко __________________Стул: сиденье ____________________
носик _____________________________ спинка ________________________
крышка ___________________________ ножки _________________________
ручка _____________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ______________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка____________________________________
Помидор, репа, морковь, капуста ______________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон ________________________________________
Кошка, собака, волк, ёж _____________________________________________
Голубь, утка, воробей, ворона ________________________________________
Шкаф, стол, кресло, тумбочка ________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолёт ________________________________
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон – какой? ________платье – какое? ________лиса – какая? _______
б) подбор антонимов
широкий _______________ длинный _____________ высокий _____________
весёлый ________________светлый _____________больной ______________
прямой _________________ сухой _____________ холодный ______________
в) образование прилагательных от имён существительных:
Ручка из пластмассы __________________Сумка из кожи _________________
Матрёшка из дерева __________________Стакан из стекла ________________
Сок из клюквы ______________________ Шуба из меха __________________
г) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? ___________________ Чья голова? __________________________
3.Глагольный словарь:
а) Что делает?
повар _________________________ учительница ________________________
врач _________________________почтальон ____________________________
б) Кто как голос подаёт?
кошка _________ собака___________гусь _______________утка __________ петух ________
мышь ______________корова ___________лягушка ________свинья ___________
16. Обследование грамматического строя речи:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
стул_________ ведро____________ утёнок___________ ухо_____________
рука__________ помидор____________ стул________________
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом__________________ ёлка __________________Женя _________________
стул_________________гриб __________________ Костя _________________
в) согласование прилагательных с существительными в роде:
синие брюки ____________красные туфли _______________синий мяч ______________
красный зонт ____________синяя ваза ______________красная лампочка ____________
синее перо _____________________ красное яблоко _____________________
г) согласование существительных с числительными:
ухо(1,2,5)_______________ помидор(1,2,5)___________________ ручка(1,2,5)___________________
д) Кто у кого детёныш?
у кошки _______у собаки _______у свиньи ______________
у медведя _________у зайца ______у лисы________________ у курицы___________________
у коровы _______________у лошади _______у мыши _______________ у лягушки ________
17. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке___________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин ________________________________________________
18. Логопедическое заключение: ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
«____» _____________________ 20_____ г.
Учитель-логопед _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение на одну тематическую неделю « Домашние животные» по области «Речевое развитие"
Методическое обеспечение на одну тематическую неделю « Домашние животные» по области «Коммуникация» разработано с учетом программы дошкольного воспитания «От рождения до школы»/Под ред. Н,Е, Вераксы, ...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие": картотека игр и упражнений "Киоск Красивой и правильной речи"
Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то врем...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие» воспитанников подготовительной группы (6-7 лет) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Предлагаю вам анализ книги В.В. Гебовой "Развитие речи в детском саду"...
Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"
Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Методическая разработка &quo...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...
Методическая разработка экспертной карты "Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений"
В методической разработкепредставлена экспертная карта для для анализа насыщености игровым оборудованием развивающей предметно-пространственной среды...