Гуси-лебеди
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие связной речи у детей в логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_gusi_lebedi.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение гимназия №16 «Интерес» (Дошкольное отделение)
Конспект занятия по развитию речи «Гуси-лебеди»
Подготовила: Маташкова Светлана Валерьевна
Городской округ Люберцы
2019г.
Цель. Развитие связной речи при пересказе русской народной сказки «Гуси лебеди» с опорой на модель.
Задачи:
- Учить детей понимать образное содержание сказки.
- Формировать умения пересказывать сказку с опорой на модель;
- Развивать у детей связную речь, речевую активность, слуховое внимание, умение отгадывать загадки.
- Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
- Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения.
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Тип занятия: совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма: подгрупповая работа.
Продолжительность: 25 минут. Возраст: старшая группа (5-6 лет). Материалы и оборудование: кукла-домовёнок Кузя, письмо, сундучок, макет волшебной книги, картинки русских народных сказок, круги разных цветов, карточки-схемы.
Предварительная подготовка:
Подобрать картинке по сказкам, вырезать и оформить макет-книгу «Волшебные сказки».
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные, словесные, игровые.
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята!
Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше утро со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.
- Ребята, я пришла к вам по делу. Сегодня получила письмо от Домовёнка Кузи с просьбой найти его волшебный сундучок. Он его потерял. Там хранилась его любимая сказка. Давайте поможем Кузе отыскать его волшебный сундучок, вспомнить и рассказать его сказку.
Беритесь за руки и в путь.
1 станция «Сказочная»
-Вы, любите сказки?
-А какие сказки вы знаете? (Ответы детей).
-Объяснить мне пословицу.
В народе говорят, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.
(Ответы детей)
-Правильно сказка хоть и придумана, но она всегда чему-то учит.
-А давайте вспомним, чему учат русские народные сказки и поможет нам
в этом волшебная книга сказок. Откроем ее.
Дидактическая игра: «Что это за сказка?»
1.Картинки к сказке «Морозко»» - Почему Морозко подарил Настеньке злато-серебро, а Марфушке ничего? (Настенька была трудолюбивая, а Марфушка была ленивая, чему она учит?)
2.Картинке к сказке «Репка» - Чему учит эта сказка? (помогать друг другу)
3. Картинки к сказке «Хаврошечка» - Почему коровка помогала Хаврошечке? (на добро добром отвечают)
Микровывод: Молодцы ребята. Русские народные сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу.
Отправляемся дальше в путь.
2 станция «Загадочная»
А сейчас я предлагаю вам присесть на полянке и разгадать загадки для Кузи.
* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
* Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони)
* Бабушка седа - бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки)
* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)
* Кто-то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку. Знаешь ты ее малыш,
Это серенькая... (Мышь)
Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Кто мне скажет, персонажей, какой сказки мы отгадали? (Гуси – лебеди)
Какой урок вынесли из этой сказки? (Надо слушаться старших;
быть скромными и вежливыми).
Физминутка. Что-то мы с вами засиделись. Дальше поезд не пройдёт. В путь отправляемся пешком. (Переход через густой лес, кочки, перепрыгнуть речку).
3 станция «Поляна находок»
-Ребята, что это мы с вами нашли? (Сундучок Кузи).
-Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Какие-то кружочки.
-Чтобы это могло значить? (Это заколдованные герои к сказке «Гуси - лебеди»).
-Попробуем разобраться, кто есть кто.
1.Разбор персонажей.
Кого обозначим белыми кружочки? Семью. Почему?
2.Подбор антонимы
Кого обозначим чёрным кружком? Бабу Ягу.
Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?
Нет, Баба Яга в сказке злая.
Она молодая?
Нет, старая.
Она красивая?
Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.
3.Ассоциации.
Красный кружок – печка. Почему? Огонь, горячо.
4. Розовый кружок - речка. В сказке речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?
(В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.)
-Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
5.Подбор синонимов.
Зелёный кружок – Яблоня. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?
Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.
6. Серые кружочки – гуси-лебеди.
7. Коричневый кружок – мышь.
Ой, ребята здесь ещё что-то лежит.
Как вы, думаете, что это?
Это картинки - подсказки. Давайте по ним попробуем рассказать сказку.
Отправляемся на следующую станцию.
4 станция «Расскажи сказку»
Садитесь на стульчики поудобнее.
Ребята, послушайте: один начнет, а другой продолжит.
Пересказ сказки по схемам.
Но вот, ребята, какие вы молодцы. Помогли Кузе вспомнить сказку.
Он за это очень благодарен и шлёт вам свою улыбку.
(Кузя)
В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и у нас в группе выросла такая яблоня. Но она грустная нет на ней яблочек. Давайте её оживим. Наклеим на неё яблочки:
- было интересно (красное)
-не все получалось (жёлтое)
-было трудно (зелёное).
Вот, молодцы оживили яблоню. Она очень довольна. И я, ребята, вами очень довольна. Спасибо большое.
Литература:
- Бармашова Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста Школьный психолог.-2005-№5
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста Просвещение, 1991.
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте Воспитатель ДОУ.-2009.-№12
- Лямина Г. Учимся говорить и общаться Дошкольное Воспитание.-2006.-№4
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста Учебно-методическое пособие-конспект.- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".
Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую задачу -образование относительных прилагательных- со зна...
театральная постановка по мотивам р.н.. сказки "Гуси-лебеди"
Музыкальная постановка по мотивам р.н.сказки "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста, на основе русского фольклора.Все роли исполняют сами дети, кроме Бабы Яги.Была показана на Осе...
КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...
Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди"
Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди" для детей подготовительной логопедической группы...
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")
Данный сценарий построен на основе сюжета сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...