Гуси-лебеди
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маташкова Светлана Валерьевна

Развитие связной речи у детей в логопедической группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение гимназия №16 «Интерес» (Дошкольное отделение)

Конспект занятия по развитию речи «Гуси-лебеди»

Подготовила: Маташкова Светлана Валерьевна

                                                     Городской округ Люберцы

2019г.

       

Цель. Развитие связной речи при пересказе русской народной сказки «Гуси лебеди» с опорой на модель.

Задачи:

  1. Учить детей понимать образное содержание сказки.
  2. Формировать умения пересказывать сказку с опорой на модель;
  3. Развивать у детей связную речь, речевую активность, слуховое внимание, умение отгадывать загадки.
  4. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
  5. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения.
  6. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.                               Тип занятия: совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма: подгрупповая работа.

Продолжительность: 25 минут.                                                               Возраст: старшая группа (5-6 лет).                                                         Материалы и оборудование: кукла-домовёнок Кузя, письмо, сундучок, макет волшебной книги, картинки русских народных сказок, круги разных цветов, карточки-схемы.

Предварительная подготовка:

Подобрать картинке по сказкам, вырезать и оформить макет-книгу «Волшебные сказки».

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные, словесные, игровые.

Ход занятия:

-Здравствуйте ребята!

 Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше утро  со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

-  Ребята, я пришла к вам по делу. Сегодня получила письмо от Домовёнка Кузи с просьбой найти его волшебный сундучок. Он его потерял. Там хранилась его любимая сказка. Давайте поможем Кузе отыскать его волшебный сундучок, вспомнить и рассказать его сказку.

Беритесь за руки и в путь.

1 станция «Сказочная»  

-Вы, любите сказки?

-А какие сказки вы знаете? (Ответы детей).

-Объяснить мне пословицу.

В народе говорят, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.

 (Ответы детей)

-Правильно сказка хоть и придумана, но она всегда чему-то учит.

-А давайте вспомним, чему учат русские народные сказки и  поможет нам

в этом волшебная  книга сказок.   Откроем ее.

Дидактическая игра: «Что это за сказка?»

1.Картинки к сказке «Морозко»» - Почему Морозко подарил  Настеньке злато-серебро, а Марфушке ничего? (Настенька была трудолюбивая, а Марфушка была ленивая, чему она учит?)

2.Картинке к сказке «Репка» - Чему учит эта сказка?  (помогать друг другу)

3. Картинки к сказке «Хаврошечка» - Почему коровка помогала Хаврошечке? (на добро добром отвечают)

Микровывод:      Молодцы ребята. Русские народные сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу.

Отправляемся дальше  в путь.

2 станция «Загадочная»  

А сейчас я предлагаю вам присесть на полянке и разгадать загадки для Кузи.

* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

* Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони)

* Бабушка седа - бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки)

* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)

* Кто-то ловко юркнул в норку,
 Прихватив от хлеба корку.                                                                       Знаешь ты ее малыш,
Это серенькая...
 (Мышь)

Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).

Кто мне скажет, персонажей, какой сказки мы отгадали? (Гуси – лебеди)

Какой урок вынесли из этой сказки? (Надо слушаться старших;

быть скромными и вежливыми).

 Физминутка.                                                                                                             Что-то мы с вами засиделись. Дальше поезд не пройдёт.  В путь отправляемся пешком.  (Переход через густой лес, кочки, перепрыгнуть речку).

3 станция «Поляна находок»

-Ребята, что это мы с вами нашли? (Сундучок Кузи).

-Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Какие-то кружочки.

-Чтобы это могло значить? (Это заколдованные герои к сказке «Гуси - лебеди»).

-Попробуем разобраться, кто есть кто.

1.Разбор персонажей.

Кого обозначим белыми кружочки? Семью. Почему?

2.Подбор антонимы

 Кого обозначим чёрным кружком? Бабу Ягу.

Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?

Нет, Баба Яга в сказке злая.

Она молодая?

Нет, старая.

Она красивая?

Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.

3.Ассоциации.

Красный кружок – печка. Почему? Огонь, горячо.

4. Розовый кружок  - речка. В сказке речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

(В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.)

-Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.

5.Подбор синонимов.

Зелёный  кружок – Яблоня.  В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

6. Серые кружочки – гуси-лебеди.

7. Коричневый кружок – мышь.

Ой, ребята здесь ещё что-то лежит.

Как вы, думаете, что это?

Это картинки - подсказки. Давайте по ним попробуем рассказать сказку.

Отправляемся на следующую станцию.

4 станция «Расскажи сказку» 

Садитесь на стульчики поудобнее.  

Ребята,  послушайте: один начнет, а другой продолжит.

Пересказ сказки по схемам.

Но вот, ребята, какие вы молодцы. Помогли Кузе вспомнить сказку.

 Он за это очень благодарен и шлёт вам свою улыбку.

 (Кузя)

В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и у нас в группе выросла такая яблоня. Но она грустная нет на ней яблочек.  Давайте её оживим. Наклеим на неё яблочки:

- было интересно (красное)

-не все получалось (жёлтое)

-было трудно (зелёное).

Вот, молодцы оживили яблоню. Она очень довольна. И я, ребята, вами очень довольна. Спасибо большое.

Литература:

  1. Бармашова  Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста  Школьный психолог.-2005-№5
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста  Просвещение, 1991.
  3. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте Воспитатель ДОУ.-2009.-№12
  4. Лямина Г. Учимся говорить и общаться Дошкольное Воспитание.-2006.-№4
  5. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста  Учебно-методическое пособие-конспект.- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

театральная постановка по мотивам р.н.. сказки "Гуси-лебеди"

Музыкальная постановка  по мотивам р.н.сказки "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста, на основе русского фольклора.Все роли исполняют сами дети, кроме Бабы Яги.Была показана на Осе...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...

Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди"

Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди" для детей подготовительной логопедической группы...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")

Данный сценарий построен на основе сюжета  сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...