Мастер-класс для родителей «Синквейн в работе по развитию речи»
материал по развитию речи
Познакомить родителей с приёмами и способами составления синквейн. Научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» муниципального образования
Староминский район
Мастер-класс для родителей
«Синквейн в работе по развитию речи»
2020 г.
Цель:
познакомить родителей с приемами и способами составления синквейнов;
научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Задачи. 1.
Объяснить значение использования синквейнов в работе над развитием речи детей.
Вызвать интерес к составлению синквейнов.
Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
Участники «Мастер-класса»: родители воспитанников, дети, педагог.
Ход «Мастер-класса»:
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. У детей бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить стихотворение.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Пример синквейна.
Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети – цветы жизни.
Счастье.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».
Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во - вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Правила составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк.
Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею (заголовок, тема).
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.
Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Составление синквейна с родителями, используя алгоритм составления синквейна.
Кукла.
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Советы по составлению синквейнов.
1. Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).
2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.
Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…
3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).
5. Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.
Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом вместе с родителями.
В конце работы дети должны прочитать свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
Виды работы над синквейном.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн: на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.
- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5.Речь.
- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,
придумать рассказ;
1.Заяц.
2.Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».
6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Заключение.
При творческом использовании синквейна, он воспринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мастер-класс для родителей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей."
Мастер-класс для родитедей на тему "Здоровьесберегающие технологии в развитие речи детей раннего возраста" ....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, н...
Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...
Мастер – класс «Веревочные игры, как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольника».
Представлены разнообразные игры для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным материалом, а именно с веревочкой и веревочным кольцом. Это удивительный материал, с которым можно придумать множество...
Мастер-класс техники "Синквейн" и "Сторитейллинг" в работе по развитию речи дошкольников
Воспитатели Китовского МАДОУ Липатова О.С. и Насурлаева Н.А. провели мастер-класс для родителей «Использование технологий синквейн и сторителлинг в работе по развитию речи дошкольников&raq...
Мастер класс для педагогов «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи»
Цель мастер – класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоми...