Картотека дидактических игра
картотека по развитию речи

Пантюхова Елена Николаевна

Картотека дидактических игр с использованием мнемотеехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartotekadidakticheskaya_igra.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Что лишнее»

Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.

Оборудование: разные картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель добавляет одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось, что лишнее. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.

Дидактическая игра «Опиши предмет»

Цель: формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.

Оборудование: мнемоквадраты описывающие игрушки, набор игрушек.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают), что на ней изображено. Далее кто-то один из детей может сам или с помощью воспитателя описать игрушку с помощью мнемокартинок. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.

Дидактическая игра «Угадай, что нарисовано»

Цель: развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.

Оборудование: мнемоквадраты с изображением признаков предметов

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает признаки предмета на мнемокартинках. Обращает внимание на форму, цвет, для чего нужен предмет на мнемоквадратах.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.

Дидактическая игра «Волшебные зонтики»

Цель: формирование умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развитие внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.

Оборудование: пары мнемоквадратов по схожим признакам.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам.

Правила игры содержат 3 варианта: «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»

Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя)

Оборудование: мнемокарты по выбранной теме.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, неподходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить почему он её выбрал. Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.

Дидактическая игра «Назови, что покажу».

Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.

Оборудование: мнемокарты по темам

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

- Что это?

Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

Дидактическая игра «Копилка слов»         

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Оборудование: пустые карточки 6*6 см, цветные карандаши.

Ход игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Дидактическая игра «Волшебники»         

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Оборудование: карточки со схематичным изображением отдельных предметов

Содержание игры: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»         

Цель: обогащение глагольного словаря

Оборудование: цветик - семицветик по темам (сердцевина цветка – действие, а лепестки предметы, которые могут выполнять это действие)

Содержание игры: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Дидактическая игра «Теремок»         

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Оборудование: картинки теремков со схематичным изображением сада, огорода, елки, дома и картинки  фруктов, овощей, животных, домашних животных.

Содержание игры:  Детям предлагаются картинки и двух, трех и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Дидактическая игра «Зашифруем слова»         

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Оборудование: лист бумаги разделенный на 4 – 6 квадратов, цветные карандаши.

Содержание игры: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

(по И. А. Чистяковой)         

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Оборудование: домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, окошко само животное

Содержание игры: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Им надо назвать животное, к которому подходят эти действия.

Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование:

I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.

Ход игры.

I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Дидактическая игра «Какого предмета не стало?»

Цель: развивать произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Ход игры.

 После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).

 

Дидактическая игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Цель: развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Ход игры:  Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Дидактическая игра «Нарисуй, что ты видел»

Цель: развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Дидактическая игра «Что добавилось?»

Цель: развивать произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Ход игры:  После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.

Дидактическая игра «Фотоаппараты»

Цель:   развивать память и внимание

Оборудование: мнемокарты с изображением сюжетеов

Ход игры: Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.

Дидактическая игра «Сказка на новый лад»

(метод «чепухи» - ассоциативные цепочки)

Цель: Стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии.

Оборудование:        Карточки с персонажами и ключевыми предметами.

Ход игры: Карточки лежат рубашкой вверх, перемешаны между собой. Дети поочерёдно переворачивают карточки и составляют по одному предложению о  увиденном, стараясь объединить карточки по смыслу.

Дидактическая игра «Расскажи стихотворение»

(принцип «крокирования» - схема-набросок)

Цель: Помочь детям запомнить содержание стихотворения посредством рисования табличек - «крокирования».

Оборудование: Карандаш, листы бумаги с нарисованной таблицей         

Ход игры: Разобрать стихотворение по смысловым фразам; предложить детям составить схемы этих фраз и зарисовать их.

Дидактическая игра «Какая вещь лишняя?»        

Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек». Закреплять знания известных сказок (рассказов), их персонажей, предметов оперирования.         

Оборудование: Наборы картинок по различным произведениям (сказкам, рассказам, стихотворениям).         

Ход игры: На доску выкладываются картинки, принадлежащие к сюжету определённой сказки (рассказа, истории). Но имеется 1-2 картинки совершенно не используемые в данном произведении. Детям необходимо определить, какая из картинок «лишняя».

Дидактическая игра «Угадай и опиши»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, опираясь на план.          

Оборудование: «Чудесный мешочек» с набором игрушек диких животных, опорный план, составленный детьми и изображенный схематично.         

Ход игры: детям предлагается составить и схематично зарисовать план рассказа о животных. Ребенок наощупь определяет животного (из «чудесного мешочка») и рассказывает о нем другим.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»        

Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних/диких животных, их среде обитания.  

Оборудование: карточки с изображением домашних/диких животных; карточки с изображением среды обитания «дом», «лес».         

Ход игры: На доску вешаются карточки с изображением среды обитания «дом», «лес». Карточки с изображением домашних/диких животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют к какой среде обитания эти животные относятся.

Для усложнения: дети дают краткое описание животному.

Дидактическая игра «Лото»

Цель:  формирование умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.

Оборудование: мнемодорожки и  мнемокарты, соответствующие друг другу по содержанию.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемодорожки, на которых изображены огород, сад, цветник и мнемокартинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Воспитатель задает вопросы, о том, что у них в руках. Затем предлагает закрыть все соответствующие клеточки мнемодорожек. Дети находят мнемокартинки и закрывать мнемодорожку.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

 (тема по выбору воспитателя)

Цель:  формирование умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь

Оборудование: мнемокарты

Ход игры:  воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 4 - 6 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"

Дидактическая игра «Какая сказка спряталась?»

Цель:  формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Оборудование: мнемотаблицы по сказкам.

Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.

Вариант№2.

Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку.

Дидактическая игра «Магазин»

Цель:  формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.

Оборудование: мнемокарты с изображением предметов

Ход игры:  воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемокартинки на разные темы, проводит беседу, с целью описания каждой мнемокартинки и что их объединяет и различает по характерным признакам. Далее дети сами составляют мнемодорожки из мнемокартинок по общим признакам. Например, магазин «Музыкальные инструменты» (гитара, барабан, бубен, пианино) и так далее.

Дидактическая игра «Веселые картинки».

Цель:  формирование умения заполнять мнемотаблицы, подходящими мнемоквадратами, развитие зрительной памяти.

Оборудование: мнемотаблицы на разную тематику и подходящие по содержанию мнемокарты.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Например:

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

Дидактическая игра «Мемо-игра»

(тема на выбор воспитателя: «Техника», «Автомобили», «Подводный мир», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.)

Цель:  формирование умения находить одинаковые мнемокартинки

Оборудование: пары мнемокартинок.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки. Дети их рассматривают, задают вопросы. Мнемокарточки переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются. Дети по очереди открывают по две карточки. Если мнемокартинки совпали, ребенок забирает их себе. Если пары разные, то карточки возвращаются обратно, а игру продолжает следующий игрок.

Дидактическая игра «Положи в корзинку»

Цель: формирование умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развитие зрительной памяти, речь.

Оборудование: мнемокарты.

Ход игры: у воспитателя набор мнемокартинок. На них изображены предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки. Затем раздает всем по картинке. Ребенку необходимо найти такую же на столе.

Дидактическая игра «Кто, что любит есть?»

Цель:  формирование умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.

Оборудование:  Мнемокарты с изображением животных и их питанием

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокатинку с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».

Например:

-Кошка любит пить. (молоко).

-Коза любит есть. (траву).

Дидактическая игра «Опиши животное»

 (по выбору воспитателя)

Цель: закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.

Оборудование: мнемотаблица по теме «Животные», карточки с изображением животных.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.

- Ребята, попробуем их описать.

Предлагает описать животное по мнемотаблице.

Дидактическая игра «У кого что?»

Цель: учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

Оборудование: мнемокарты с изображением животных.

Ход игры: Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.

Например:

У кого рога и вымя? (У коровы)

У кого длинные усы и острые когти?  (У кошки)

У кого копыта и грива?  (У лошади)

Дидактическая игра «Кто где находится?»

Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.

Оборудование:  мнемокарты с изображение где сидит домашняя птица

Ход игры: Педагог предлагает посмотреть на мнемокартинки и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.

Например:

-Утка спряталась под куст.

-Петух сидит на заборе.

-Гусь стоит около дома.

Используемая литература:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.: Просвещение, 1991.-160с.

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез, 2014г.-96с.

3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи.-М.:ТЦ Сфера, 2007г.-128с.

4.Опорные схемы в картинках.- Набор из 22 карточек- схем в картинках.- М.: Школьная книга, 2018г.-24с.

5.Большева Т. «Учимся по сказке».-СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

6.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».-СПб.: «Детство-Пресс», 2009.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

Картотека дидактические игры по развитию речи

Подбор практического материала для использования в работе с дошкольниками по развитию всех сторон речи (силы голоса, дыхания, слухового внимания, правильного звукопроизношения)....

картотека "Дидактические игры"

в данной картотеке собраны дидактические игры для средней группы...

картотека Дидактические игры

КАРТОТЕКАДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»«Догадайся, что звучит»Цель: Познакомить детей со звукам...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...