Речевое развитие детей третьего года жизни
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни
На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем?, Куда? и т.п.
Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, например: красный, зелёный, круглый, плохой, горячий, сладкий и др.
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка” и т.д. - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р – они заменяют на более простые.
0-1 год | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года |
а, у, и, п, б, м | о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф | й, л’, э, с’, э | ы, с, з, ц |
|
|
| ш, ж, ч, щ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"
Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...
Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни
Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни...
Консультация "Сенсорное и речевое развитие детей третьего года жизни"
Конспект направлен на повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного и речевого развития дошкольников....
Роль семьи в речевом развитии детей третьего года жизни
Рекомендации и упражнения для родителей по развитию речи детей...
Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...
Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»
Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»...