Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx | 48.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста.
На роль картинки в развитии словаря обращал внимание ещё К.Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету».
Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь.
Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего сознание человека, которое существует на основе языка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка.
Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и сверстники. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку.
Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
- Знакомство с символами.
На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат - это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.
- Обучение детей «чтению» простых схемы из 2 - 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.
Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов), содержащие определенную информацию.
- Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.
Работа с мнемотаблицами в раннем возрасте состоит из нескольких этапов:
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания).
При этом пересказывают сказку дети вместе с воспитателем.
Для детей раннего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы. Приведу пример.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- помогает детям строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст.
Таким образом, решая проблемы речевого развития детей раннего возраста, я рекомендую педагогам активно использовать методику мнемотехники.
Литература:
- Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.2005.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
Брошюра "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
В помощь логопеду!...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...
Использование мнемотехники для развития речи детей младшего возраста
Мнемотаблица для заучивания стихотворения "Осень наступила"...
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»"Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста&quo...
Консультация для воспитателей: " Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста"
Теама: " Использование мнемотехники в развити речи детей раннего возраста".Цель: Повышение компетентности педагогов; ознакомление с эффективными методами и приёмами в развитии речи детей....