Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ЗПР на тему «Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Цель: Совершенствовать и расширять словарь детей по теме «Одежда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_odezhda.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №77 г. Липецка
Конспект НОД по развитию речи для детей
старшей группы с ЗПР
на тему «Одежда»
Подготовила: учитель-дефектолог
Дорошина Е.Г.
г. Липецк 2020
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
- Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.
- Формировать навык образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
-упражнять в образовании относительных прилагательных.
-упражнять в согласовании числительных с существительными
Коррекционно-развивающие задачи
- Развивать фонематический слух, связную речь, мышление, общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
1. Организационный момент.
Упр. «Неделька»
Дети встают в круг.
Педагог бросает мяч ребёнку и называет любой день недели.
Например:
−Среда. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)
Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно педагогу. Педагог называет следующий день недели и т. д.
Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.
2.Введение в тему.
Послушайте и отгадайте загадку:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.
Мы сегодня будем говорить об одежде.
- Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна? - Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.
- Какая бывает одежда?- Одежда может быть лёгкой, тёплой. Обычно про сарафаны, шорты, футболки говорят, что это летняя одежда, про шубы, куртки, тёплые пальто – зимняя одежда.
- Какую одежду носят, когда тепло, а какую, когда холодно?
3.-«Правильно ли мы одеваемся»
Педагог называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности.
Дети находят ошибку в высказывании.
Например:
Педагог: Мы наденем пальто, а затем кофту.
Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.
В гости приходит Незнайка.
-Здравствуйте ребята, я шел к вам в гости и очень сильно замерз.
Это потому что ты одет не по сезону. Давайте ребята расскажем Незнайке, как правильно подбирать одежду в разное время года.
4.Упражнение «Времена года»
(усвоение глагола – надеть).
Я надену осенью куртку, брюки и т. д.
Я надену зимой ….
Я надену весной ….
Я надену летом ….
-Ребята, мы помогли нашему Незнайке подобрать одежду, но давайте с вами нашу одежду назовем ласково. Посмотрите на картинки.
5.Упр. «Назови ласково»
Шапка-шапочка
Шарф-шарфик
Носки-носочки
Кофта-кофточка
Юбка-юбочка
Шорты-шортики
Брюки-брючки
Платье- платьице
Куртка-курточка
6.- «Пальчиковая гимнастика»
Ребята, а наш Незнайка пришёл к нам без перчаток, а сейчас какое время года?
Правильно, зима. Давайте вместе с Незнайкой наденем перчатки.
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной
Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
-Молодцы, а теперь давайте с вами побудем волшебниками. Был один, а станет много. Я называю предмет и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как они будут называться, если их много.
7. -Упр. «Один - много»
Шуба – шубы
Шарф – шарфы
Юбка – юбки
Пиджак – пиджаки
Кофта – кофты
Платье – платья
Куртка – куртки
Рубашка – рубашки
8.«Четвертый лишний»
Ребята, наш Незнайка решил нас проверить. Он сомневатся, что мы с вами можем найти лишний предмет.
Послушайте внимательно, что здесь лишнее
-Шапка, косынка, волосы, кепка
Платье, юбка, брюки, сарафан
Шорты, шубы, футболка, сарафан
-Молодцы, мы с вами справились!
9.- Игра «Что из чего?»
Ребята, одежду шьют на специальных фабриках. Туда привозят ткани, из которых швеи шьют по выкройкам. Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами её покупаем.
Взрослый говорит обратить внимание на картинки, где изображена девочка и мама:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые
10.Физкульминутка:
Давайте, изобразим портного.
(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)
Вот портной наш шить устал,
Он со стула быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал, потом размялся.
К работе можно приступать,
Теперь нам долго не устать.
11.-Упр. «Посчитай»
Ребята, а давайте теперь посмотрим, сколько же изображено у нас одежды и попробуем посчитать.
Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;
один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….
12.-Упр. «Сравни и найди отличия».
- Ребята, а давайте попробуем сравнить одежду у Тани и ёё мамы,что общего и чем отличаются.
-Пальто и плащ
-Платье и сарафан
13. « Магазин «Одежда»
Мы с вами молодцы, много заданий выполнили. И вот смотрите, что изображено на картинке? Мы попали с вами в магазин.
- В магазине много разной одежды. Купить ее может тот, кто ее сможет подробно описать. Например: Я хочу купить розовое шерстяное платье. У этого платья длинные рукава с манжетами, розовый кружевной воротник. У этого платья есть два кармана. Это платье очень красивое и теплое.
14. Итог занятия.
Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе старшего возраста. Тема: «Весна»
Развитие связной речи и словообразование....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель».
Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели......
Развёрнутый конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста. Тема: "Овощи"
Тема: "Овощи"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Название и описание одежды»
-Учить детей давать описание зимней одежды.-Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о её назначении; закрепить понятие «одежда»;- Учить пользоваться в речи сложно...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе №5 по теме: Звуковая культура речи: звук "р"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе №5 по теме: Звуковая культура речи: звук "р"...
Конспект занятия по развитие речи во второй группе раннего возраста. Тема: Звуковая культура речи. Звук [ш].
Продолжать упражнять детей в четкой артикуляции звука [ш] (изолированного, в звукосочетаниях). Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными инто...