Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Идет волшебница Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР  «Идет волшебница Зима»

Цели: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; приобщать детей к русской национальной культуре; воспитывать чувство любви к родной природе; развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; развивать психофизические качества.

Задачи: Знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать способности наблюдать, строить предложения, делать выводы; развивать воображение; способствовать развитию общей и мелкой моторики; упражнять детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре с дополнительным заданием; упражнять в метании малого мяча на дальность.

Материалы и оборудование к занятию: иллюстрации с изображением русской природы зимой; 4 карточки 10x15 см с закодированными изображениями слов: метель, вьюга, пурга, поземка; комплекты развивающей игры Б.Никитина «Сложи узор», образцы узоров к этой игре 12x12 см по числу детей; мяч для игры; малые мячи по количеству детей; 2 гимнастические скамейки; 4 кубика.

Ход занятия

Воспитатель: Ночью ветер волком выл

                         И по крыше палкой бил.

                         Утром глянули в окно —

                         Там волшебное кино.

                         Раскатала белый холст,

                         Набросала светлых звезд

                         И папахи на дома

                         Нахлобучила ЗИМА.

(В. Фетисов)

Воспитатель:  На дворе зима. Сколько месяцев зимой?

Дети: Зимой три месяца.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это декабрь, январь, февраль.

 Воспитатель: Первый месяц зимы — декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». Отгадайте загадку:

Стали дни короче. Ночью дождик лил.

 И пришел стекольщик — лужи застеклил.

Дети: Это мороз.

Воспитатель: Правильно, ребята, это мороз. Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод»?

Дети: Когда мороз даже не очень сильный, все равно на месте не стоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать.

Воспитатель: «В зимний холод всякий молод»?

Дети. Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее ходят по улицам, вприпрыжку, как молодые.

Инструктор: Вот давайте и мы пойдем, погреемся.

Упражнение в ходьбе и беге

-Ходьба на носках.

-Ходьба на пятках.

-Ходьба на внешней стороне стопы.

 -Ходьба с высоким подниманием колена.

 -Бег обычный на носках.

 -Бег с захлестыванием голени.

 -Ходьба с выполнением дыхательного упражнения (руки поднять вверх — в стороны — вдох; руки опустить — выдох).

 Воспитатель: Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое? (Воспитатель показывает закодированные картинки см. приложение). Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет, как метлой. (Воспитатель показывает картинку с нарисованной метлой.) Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у...», как волк воет. (Показывает картинку с воющим волком.) Так метель сама себя назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. (Показывает карточку, где нарисованы стрелки, направленные в разные стороны.) Это называется пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег понизу, по самой земле. Такая метель называется поземка. (Нарисована земля, завитки над ней.) 

Инструктор: Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.

Потешка «Мы похлопаем в ладоши»

             Мы похлопаем в ладоши           (дети хлопают 4 раза)

             Мы потопаем немножко            (топотушки)

             Мы наклонимся сейчас              (2 наклона вперед)

             И подпрыгнем восемь раз          (8 прыжков)

             Слепим мы сейчас снежок         (лепят снежок)

             Берегись-ка, мой дружок!          (кидаются снежками друг в друга)

Комплекс ОРУ с мячами

 Фонетическая зарядка «Песенка метели».

Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести "А-а-а-а..." Повторить 2 раза.

1. И.п.: основная стойка, мяч в правой руке. 1-2- поднять руки через стороны вверх, переложить мяч над головой в другую руку; 3-4- вернуться в и.п. То же левой рукой (5-7 раз).

2. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1- руки вперед; 2- поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо; 3- руки вперед, переложить мяч в левую руку; 4- вернуться в и.п. (6-8 раз).

3. И.п.: ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-2- присесть, руки вперед, переложить мяч в другую руку; 3-4- вернуться в и.п. (5-6 раз).

4. И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. 1-4- прокатить мяч вправо вокруг себя, поворачиваясь и следя за ним; 5-8- то же влево (6 раз).

5. И.п.: лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2- поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка правой ноги; 3-4- вернуться в и.п. То же к левой ноге (5-6 раз).

6. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке. Прыжки на двух ногах, на правой и левой попеременно на счет 1-12. Повторить 2-3- раза.

7. И.п.: основная стойка, мяч в правой руке. 1- руки в стороны, отставить правую (левую) ногу назад на носок; 2- вернуться в и.п. (5-6 раз).

Воспитатель. Второй месяц зимы — январь. В народе называют январь — просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге — прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Давайте мы тоже поиграем.

Игра с мячом «Подбери признак»

Инструктор бросает детям по очереди мяч и говорит существительные, а они должны подобрать к ним прилагательные. Например: Зима — холодная, студеная, морозная, злая... Небо — хмурое, зимнее, пасмурное, низкое... Дерево — зимнее, заснеженное, высокое... Снег — пушистый, белый, рыхлый, холодный...

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:

Летит — молчит, лежит — молчит,

 Когда умрет, тогда заревет.

Дети: Снег.

Воспитатель: Как будто белой скатертью

                         Он крышу застелил.

                         В серебряные платьица

                         Деревья нарядил.

Дети: Это тоже снег.

Инструктор: Намело снега целые сугробы. Давайте представим, что мы перешагиваем через сугробы и бросаем снежки.

Развиваем движения

 - Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики (2-3р)

 - Метание м. мячей на дальность пр. и л. рр (2-3 р).

Воспитатель: Последний месяц зимы — февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?

Дети: Ветродуй — потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей — потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей — потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А еще, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.

Воспитатель: В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица гласит: «В феврале два друга — мороз да вьюга». Давайте выложим узоры, какими мороз расписывает окна.

Развивающая игра «Сложи узор»

Воспитатель раздает детям комплекты игры «Сложи узор» — 16 деревянных кубиков с ребром 30 мм. Кубики окрашены так: передняя грань белая, задняя — желтая, правая грань — синяя, левая — красная, верхняя грань — сине-желтая, нижняя красно-белая. Дети из этих кубиков по образцам выкладывают узоры (см. приложение).

Инструктор: Зима — время веселых детских игр. Давайте и мы поиграем.

Подвижная игра «Два Мороза»

На расстоянии 3-4 шагов от каждого зала проводится одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей.

Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный нос, другой — Мороз-синий нос. Морозы становятся посреди зала — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.

Морозы хором произносят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я — мороз Красный нос,

Я — мороз Синий нос

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом. Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».

Игроки, настигнутые Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза. Остальные ребята собираются в доме. Морозы повторяют свою кричалку, ребята- свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом. Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.

Через некоторое время выбираются новые водящие-Морозы и игра начинается сначала.

Воспитатель:  А какой самый веселый праздник мы встречаем зимой?

 Дети: Новый год.

Инструктор:  Верно, это самый прекрасный, волшебный праздник в году. Давайте расскажем о нем.

Пальчиковая гимнастика «На елке»

Мы на елке веселились,                                    Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.                                  Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз                            Сжимают и разжимают кулачки

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,                                 Рисуют руками большой круг.

В них же вкусные предметы:                   Делают ритмичные хлопки

Конфеты в бумажках синих,                  Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними,                                 начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин!

(В. Волина)

Вот такое прекрасное время года — зима и такие разные у нее месяцы.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему « Причуды Студёной зимы»

Познавательное развитие детей и формирования мотивационных готовности к обучению в школе....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познавательной деятельности с применением ИКТ для детей среднего дошкольного возраста по теме "Идёт волшебница зима».

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли....

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Данный материал поможет расширить знания  детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебница-зима»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебница -зима"...