Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Идет волшебница Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Идет волшебница Зима»
Цели: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; приобщать детей к русской национальной культуре; воспитывать чувство любви к родной природе; развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; развивать психофизические качества.
Задачи: Знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать способности наблюдать, строить предложения, делать выводы; развивать воображение; способствовать развитию общей и мелкой моторики; упражнять детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре с дополнительным заданием; упражнять в метании малого мяча на дальность.
Материалы и оборудование к занятию: иллюстрации с изображением русской природы зимой; 4 карточки 10x15 см с закодированными изображениями слов: метель, вьюга, пурга, поземка; комплекты развивающей игры Б.Никитина «Сложи узор», образцы узоров к этой игре 12x12 см по числу детей; мяч для игры; малые мячи по количеству детей; 2 гимнастические скамейки; 4 кубика.
Ход занятия
Воспитатель: Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно —
Там волшебное кино.
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила ЗИМА.
(В. Фетисов)
Воспитатель: На дворе зима. Сколько месяцев зимой?
Дети: Зимой три месяца.
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Первый месяц зимы — декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». Отгадайте загадку:
Стали дни короче. Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик — лужи застеклил.
Дети: Это мороз.
Воспитатель: Правильно, ребята, это мороз. Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод»?
Дети: Когда мороз даже не очень сильный, все равно на месте не стоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать.
Воспитатель: «В зимний холод всякий молод»?
Дети. Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее ходят по улицам, вприпрыжку, как молодые.
Инструктор: Вот давайте и мы пойдем, погреемся.
Упражнение в ходьбе и беге
-Ходьба на носках.
-Ходьба на пятках.
-Ходьба на внешней стороне стопы.
-Ходьба с высоким подниманием колена.
-Бег обычный на носках.
-Бег с захлестыванием голени.
-Ходьба с выполнением дыхательного упражнения (руки поднять вверх — в стороны — вдох; руки опустить — выдох).
Воспитатель: Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое? (Воспитатель показывает закодированные картинки см. приложение). Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет, как метлой. (Воспитатель показывает картинку с нарисованной метлой.) Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у...», как волк воет. (Показывает картинку с воющим волком.) Так метель сама себя назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. (Показывает карточку, где нарисованы стрелки, направленные в разные стороны.) Это называется пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег понизу, по самой земле. Такая метель называется поземка. (Нарисована земля, завитки над ней.)
Инструктор: Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.
Потешка «Мы похлопаем в ладоши»
Мы похлопаем в ладоши (дети хлопают 4 раза)
Мы потопаем немножко (топотушки)
Мы наклонимся сейчас (2 наклона вперед)
И подпрыгнем восемь раз (8 прыжков)
Слепим мы сейчас снежок (лепят снежок)
Берегись-ка, мой дружок! (кидаются снежками друг в друга)
Комплекс ОРУ с мячами
Фонетическая зарядка «Песенка метели».
Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести "А-а-а-а..." Повторить 2 раза.
1. И.п.: основная стойка, мяч в правой руке. 1-2- поднять руки через стороны вверх, переложить мяч над головой в другую руку; 3-4- вернуться в и.п. То же левой рукой (5-7 раз).
2. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1- руки вперед; 2- поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо; 3- руки вперед, переложить мяч в левую руку; 4- вернуться в и.п. (6-8 раз).
3. И.п.: ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-2- присесть, руки вперед, переложить мяч в другую руку; 3-4- вернуться в и.п. (5-6 раз).
4. И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. 1-4- прокатить мяч вправо вокруг себя, поворачиваясь и следя за ним; 5-8- то же влево (6 раз).
5. И.п.: лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2- поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка правой ноги; 3-4- вернуться в и.п. То же к левой ноге (5-6 раз).
6. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке. Прыжки на двух ногах, на правой и левой попеременно на счет 1-12. Повторить 2-3- раза.
7. И.п.: основная стойка, мяч в правой руке. 1- руки в стороны, отставить правую (левую) ногу назад на носок; 2- вернуться в и.п. (5-6 раз).
Воспитатель. Второй месяц зимы — январь. В народе называют январь — просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге — прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Давайте мы тоже поиграем.
Игра с мячом «Подбери признак»
Инструктор бросает детям по очереди мяч и говорит существительные, а они должны подобрать к ним прилагательные. Например: Зима — холодная, студеная, морозная, злая... Небо — хмурое, зимнее, пасмурное, низкое... Дерево — зимнее, заснеженное, высокое... Снег — пушистый, белый, рыхлый, холодный...
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрет, тогда заревет.
Дети: Снег.
Воспитатель: Как будто белой скатертью
Он крышу застелил.
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
Дети: Это тоже снег.
Инструктор: Намело снега целые сугробы. Давайте представим, что мы перешагиваем через сугробы и бросаем снежки.
Развиваем движения
- Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики (2-3р)
- Метание м. мячей на дальность пр. и л. рр (2-3 р).
Воспитатель: Последний месяц зимы — февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
Дети: Ветродуй — потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей — потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей — потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А еще, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Воспитатель: В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица гласит: «В феврале два друга — мороз да вьюга». Давайте выложим узоры, какими мороз расписывает окна.
Развивающая игра «Сложи узор»
Воспитатель раздает детям комплекты игры «Сложи узор» — 16 деревянных кубиков с ребром 30 мм. Кубики окрашены так: передняя грань белая, задняя — желтая, правая грань — синяя, левая — красная, верхняя грань — сине-желтая, нижняя красно-белая. Дети из этих кубиков по образцам выкладывают узоры (см. приложение).
Инструктор: Зима — время веселых детских игр. Давайте и мы поиграем.
Подвижная игра «Два Мороза»
На расстоянии 3-4 шагов от каждого зала проводится одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей.
Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный нос, другой — Мороз-синий нос. Морозы становятся посреди зала — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.
Морозы хором произносят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом. Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».
Игроки, настигнутые Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза. Остальные ребята собираются в доме. Морозы повторяют свою кричалку, ребята- свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом. Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.
Через некоторое время выбираются новые водящие-Морозы и игра начинается сначала.
Воспитатель: А какой самый веселый праздник мы встречаем зимой?
Дети: Новый год.
Инструктор: Верно, это самый прекрасный, волшебный праздник в году. Давайте расскажем о нем.
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз Сжимают и разжимают кулачки
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, Рисуют руками большой круг.
В них же вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,
Орешки рядом с ними, начиная с большого.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин!
(В. Волина)
Вот такое прекрасное время года — зима и такие разные у нее месяцы.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"
Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...
Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему « Причуды Студёной зимы»
Познавательное развитие детей и формирования мотивационных готовности к обучению в школе....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познавательной деятельности с применением ИКТ для детей среднего дошкольного возраста по теме "Идёт волшебница зима».
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли....
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
Данный материал поможет расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебница-зима»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебница -зима"...