«Использование загадок в речевом развитии детей»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Белякова Татьяна Владимировна

Данная презентация раскрывает значение загадок в речевом развитии детей, знакомит с типами загадок, методикой работы с ними. В презентации представлены модели составления загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_o_zagadkah.pptx943.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование загадок в речевом развитии детей»

Слайд 2

Значение загадок: Способствует формированию образности речи детей ; Оказывает большое влияние на обогащение словарного запаса; Развивает способность к анализу, обобщению; формирует умение самостоятельно делать выводы;

Слайд 3

Типы загадок: К первому уровню сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет ,вкус, звучание, движение, материал, назначение загадки с перечислением признаков, в которых зарифмована слово-отгадка. Ко второму уровню : загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета з агадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. К третьему уровню : метафорические загадки.

Слайд 4

Методика работы с загадками: На полуактивном этапе обучаем детей созданию сравнений по различным признакам (форме, цвету, вкусу, действию и т.д.) с использованием схем. На активном этапе отрабатываются умения составлять загадки с использованием моделей и схем Алгоритм действий при составлении загадок: 1. Выбор объекта. 2. Выбор модели загадки. 3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. 4. Выбор наиболее удачных сравнений. 5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не» и др. По окончании работы выразительное чтение загадки

Слайд 5

Модели составления загадок: Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности: Какой ? Что бывает таким же? Что делает? Что(кто) делает так же? На что похоже? Чем отличается?

Слайд 6

Модель составления загадок №1: Какой? Что бывает таким же? Б лестящий М онета Ш ипящий В улкан К руглый А рбуз Объект – самовар Какой самовар по цвету? Какой самовар по действиям? Какой по форме?

Слайд 7

Далее дети дают образные характеристики объектам, выбранным для сравнения(правая часть таблицы) ПР: блестящий- монета, но не простая, а начищенная монета. Какой? Что бывает таким же? Б лестящий Н ачищенная м онета Ш ипящий П роснувшийся в улкан К руглый С пелый а рбуз Итоговая загадка : Блестящий ,как начищенная монета Шипящий ,как проснувшийся вулкан, Круглый, но не спелый арбуз.

Слайд 8

Модель составления загадок №2: Объект- ежик Что делает ежик? Пыхтит ( собирает,семенит ) как кто или что? Приём «завышение» Что делает? Что(кто) делает так же? П ыхтит Н овенький п аровозик С обирает Х орошая х озяйка С еменит М аленький р ебенок ПР: Пыхтит ,как новенький паровозик; собирает ,как хорошая хозяйка; семенит, но не маленький ребенок.

Слайд 9

Прием «занижения» Что делает? Что (кто) делает так же? П ыхтит С ломанный ч айник С обирает Ж адина С еменит С тарый г ном Итоговая загадка: Пыхтит, но не сломанный чайник; Собирает, но не жадина; Семенит, как старый гном

Слайд 10

Модель составления загадок №3: Объект – гриб Н а что похож гриб? А чем отличается? Еще на что похож? На что похож? Чем отличается? М ужичок Нет б ороды Д ом Нет о кон З онтик Тоненькая ручка Итоговая загадка: Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом ,но без окон, как зонтик ,но на толстой ножке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей...

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11018681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"font-size: 12px;","width":"98"}}]]   Загадка – одна из малых...

Консультация для родителей "Использование загадок в речевом развитии дошкольников"

Данная консультация направлена на то, чтобы показать родителям дошкольников важность использования загадок в речевом развитии дошкольников....

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...