Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Верхняя одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Сорокина

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

 

«ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА»

 

 

Цель: продолжать учить детей составлять описательный рассказ по теме «Верхняя одежда» по плану: Что? Какого цвета? Что есть? Из какого материала сшита? Когда одеваем? Почему? Закрепить умение выделять существенные признаки и основные детали одежды и доступно передавать свои знания в рассказе. Согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.Учить согласовывать числительные с существительными, словообразовывать относительные прилагательные по названию ткани.

Знать виды одежды: женская, мужская, детская. Познакомить с профессией хлопкоробов, с их продукцией и предметами, изготавливаемыми из хлопка.

СЛОВАРЬ: шерстяной свитер, ситцевое платье, вязаная кофта, сшитое платье, хлопковое полотенце, хлопковая рубашка, хлопковая юбка, хлопковая кофта, хлопковый костюм. Хлопок. Хлопкороб. Одежда бывает новая, старая, стираная, нарядная, грязная, чистая и

т .д. Ситцевая, шерстяная, байковая и т .д.

МАТЕРИАЛ: костюм Бабы-Яги, хлопковый костюм, сумка, иллюстрация «овцы», катушка ниток, вата, хлопковое полотенце, картина о труде хлопкоробов, подобранное музыкальное сопровождение, метла, набор картинок - схем одежды с отсутствием одной детали.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Дети сидят в зале. Шум за дверью. Под музыку влетает Баба-Яга. Извиняется за вторжение. Видит нарядных детей. Сравнивает их внешний вид со своим. Восхищается одеждой детей и просит рассказать их о своей одежде (идут описательные рассказы одной вещи, одетой на ребенка.

Баба -Яга подходит к каждому ребенку: Что это? Какого цвета? (виды одежды, ее детали; идет беглый опрос.)

Баба Яга предлагает всем встать. Под музыкальное сопровождение выполняется 4 – 5 упражнений.

Дети сели.

Баба -Яга задает вопрос:

- А где продают такую красивую одежду?

Баба- Яга:

- Я в магазине купила себе одну рубашку, а Саше надо купить 5 штук.

Саша: Я купил 5 рубашек (так опрашиваются 5 - 6 человек).

Баба Яга:

- Мне очень стыдно, но я прилетела к вам в рваной юбке (показывает.) Не успела зашить. А какая еще бывает одежда?

Ответы детей: новая, зашитая, стираная, глаженая и т .д. (при неправильном произношении слова, ребенок повторяет вновь, добиваясь правильного произношения окончания прилагательных).

Баба-Яга:

- А ведь бывает брак в одежде. Портниха забыла пришить какую-нибудь деталь одежды рукав или воротник. Вы купите такую одежду?

Дети: Нет!

Показываются картинки - схемы.

Вопрос: одежда без чего?

Ребенок: Платье без манжет и т.п.

Баба -Яга:

- Из какого материала шьют одежду?

Ответы детей: из ситца, из меха, из шерсти, из хлопка.

Баба- Яга:

Значит, какая одежда бывает?

Ответы детей: ситцевая, хлопковая, джинсовая, шерстяная и т.д.

Баба-Яга:

- Что мы делаем с одеждой?

Дети: Мы надеваем ее (на себя).

Баба-Яга:

- Вот я женщина, на мне какая одежда?

Ответ: женская.

Баба-Яга : Вы какую носите одежду?

Ответ: детскую.

Баба-Яга: Ваши папы и дедушки какую одежду одевают?

Ответ: мужскую.

(Беглый опрос - индивидуально и хором - какая бывает одежда?)

Баба-Яга: У меня летний костюм. А какая еще бывает одежда?

Ответы детей: зимняя, осенняя, весенняя.

Баба-Яга: У вас в рассказах прозвучало слово: хлопковая. А вы знаете, что такое хлопок? У нас в России хлопок не растет. Растет далеко на юге. Я туда летала и видела хлопковое поле. (Перед детьми ставится картина.) Рассказ Бабы-Яги о том, как выращивают хлопок. Предлагает посмотреть, что у нее есть в сумке и достает вату. Баба-Яга продолжает рассказ о том, что вата - это и есть хлопок. В коробочке хлопок грязный, там какой-то мусор, семена, а потом хлопок очистили от мусора. Он стал белый, чистый и назвали его вата (дети трогают, мнут вату в руках.)

Баба-Яга продолжает рассказ: А из ваты делают нитки белого цвета (дети рассматривают катушку с нитками). Нитки можно покрасить и они будут черные, синие, красные, желтые (дети рассматривают нитки). Нитки бывают тонкие и толстые. Юля, твое ситцевое платье из хлопка, из тонких ниток соткали. (Дети рассматривают Юлино платье). И моя юбка тоже из хлопка - ситцевая, а у Альберта джинсовые шорты - это тоже хлопок, но только из толстых ниток. Нитки можно покрасить и ткань можно покрасить. Посмотрите, какого цвета у Юли платье и какая яркая юбка у меня.

Баба-Яга все же очень расстроена, что она не такая красивая, как дети и отказывается ходить в таком наряде. Она сбрасывает с себя костюм и оказывается в классическом белом хлопковом костюме. Обращает внимание детей на свой обновленный костюм и спрашивает, из какой ткани этот костюм? (Если дети не догадаются назвать - сама называет).

Рассматривают костюм:

Что это? (кофта)

Кофта какая? (хлопковая)

Что это? (юбка)

Юбка какая? (хлопковая)

Я ношу какой костюм? (женский)

 А что одето на Артеме? (костюм) Костюм какой? (джинсовый)

Баба-Яга. обращает внимание на оба костюма. У нее тонкий летний костюм, сделан из тонких хлопковых ниток. А у Артема теплый костюм и сделан из толстых хлопковых ниток. Но и тот, и другой костюмы сделаны из хлопка, хлопковые.

Баба-Яга: Дети, о чем мы сегодня говорили? (об одежде)

Баба-Яга: Вы мне все рассказали об одежде, что хотели? (да)

А сейчас вставайте все и потанцуем. Ну, не можем мы, такие красивые и нарядные, просто так попрощаться.

Звучит русская народная мелодия.

Свободная пляска Бабы-Яги и детей.

В конце пляски Баба Яга благодарит детей за их интересные рассказы, за то, что так много рассказали об одежде. Отказывается от метлы и дарит ее детсаду, чтобы подметали дорожки. Очень не хочет уходить из сада и просит детей, чтобы они пригласили ее в гости к себе в группу. И вместе с детьми уходит из зала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_verhnyaya_odezhda.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА»

Цель: продолжать учить детей составлять описательный рассказ по теме «Верхняя одежда» по плану: Что? Какого цвета? Что есть? Из какого материала сшита? Когда одеваем? Почему? Закрепить умение выделять существенные признаки и основные детали одежды и доступно передавать свои знания в рассказе. Согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.Учить согласовывать числительные с существительными, словообразовывать относительные прилагательные по названию ткани.

Знать виды одежды: женская, мужская, детская. Познакомить с профессией хлопкоробов, с их продукцией и предметами, изготавливаемыми из хлопка.

СЛОВАРЬ: шерстяной свитер, ситцевое платье, вязаная кофта, сшитое платье, хлопковое полотенце, хлопковая рубашка, хлопковая юбка, хлопковая кофта, хлопковый костюм. Хлопок. Хлопкороб. Одежда бывает новая, старая, стираная, нарядная, грязная, чистая и

т .д. Ситцевая, шерстяная, байковая и т .д.

МАТЕРИАЛ: костюм Бабы-Яги, хлопковый костюм, сумка, иллюстрация «овцы», катушка ниток, вата, хлопковое полотенце, картина о труде хлопкоробов, подобранное музыкальное сопровождение, метла, набор картинок - схем одежды с отсутствием одной детали.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети сидят в зале. Шум за дверью. Под музыку влетает Баба-Яга. Извиняется за вторжение. Видит нарядных детей. Сравнивает их внешний вид со своим. Восхищается одеждой детей и просит рассказать их о своей одежде (идут описательные рассказы одной вещи, одетой на ребенка.

Баба -Яга подходит к каждому ребенку: Что это? Какого цвета? (виды одежды, ее детали; идет беглый опрос.)

Баба Яга предлагает всем встать. Под музыкальное сопровождение выполняется 4 – 5 упражнений.

Дети сели.

Баба -Яга задает вопрос:

- А где продают такую красивую одежду?

Баба- Яга:

- Я в магазине купила себе одну рубашку, а Саше надо купить 5 штук.

Саша: Я купил 5 рубашек (так опрашиваются 5 - 6 человек).

Баба Яга:

- Мне очень стыдно, но я прилетела к вам в рваной юбке (показывает.) Не успела зашить. А какая еще бывает одежда?

Ответы детей: новая, зашитая, стираная, глаженая и т .д. (при неправильном произношении слова, ребенок повторяет вновь, добиваясь правильного произношения окончания прилагательных).

Баба-Яга:

- А ведь бывает брак в одежде. Портниха забыла пришить какую-нибудь деталь одежды рукав или воротник. Вы купите такую одежду?

Дети: Нет!

Показываются картинки - схемы.

Вопрос: одежда без чего?

Ребенок: Платье без манжет и т.п.

Баба -Яга:

- Из какого материала шьют одежду?

Ответы детей: из ситца, из меха, из шерсти, из хлопка.

Баба- Яга:

Значит, какая одежда бывает?

Ответы детей: ситцевая, хлопковая, джинсовая, шерстяная и т.д.

Баба-Яга:

- Что мы делаем с одеждой?

Дети: Мы надеваем ее (на себя).

Баба-Яга:

- Вот я женщина, на мне какая одежда?

Ответ: женская.

Баба-Яга : Вы какую носите одежду?

Ответ: детскую.

Баба-Яга: Ваши папы и дедушки какую одежду одевают?

Ответ: мужскую.

(Беглый опрос - индивидуально и хором - какая бывает одежда?)

Баба-Яга: У меня летний костюм. А какая еще бывает одежда?

Ответы детей: зимняя, осенняя, весенняя.

Баба-Яга: У вас в рассказах прозвучало слово: хлопковая. А вы знаете, что такое хлопок? У нас в России хлопок не растет. Растет далеко на юге. Я туда летала и видела хлопковое поле. (Перед детьми ставится картина.) Рассказ Бабы-Яги о том, как выращивают хлопок. Предлагает посмотреть, что у нее есть в сумке и достает вату. Баба-Яга продолжает рассказ о том, что вата - это и есть хлопок. В коробочке хлопок грязный, там какой-то мусор, семена, а потом хлопок очистили от мусора. Он стал белый, чистый и назвали его вата (дети трогают, мнут вату в руках.)

Баба-Яга продолжает рассказ: А из ваты делают нитки белого цвета (дети рассматривают катушку с нитками). Нитки можно покрасить и они будут черные, синие, красные, желтые (дети рассматривают нитки). Нитки бывают тонкие и толстые. Юля, твое ситцевое платье из хлопка, из тонких ниток соткали. (Дети рассматривают Юлино платье). И моя юбка тоже из хлопка - ситцевая, а у Альберта джинсовые шорты - это тоже хлопок, но только из толстых ниток. Нитки можно покрасить и ткань можно покрасить. Посмотрите, какого цвета у Юли платье и какая яркая юбка у меня.

Баба-Яга все же очень расстроена, что она не такая красивая, как дети и отказывается ходить в таком наряде. Она сбрасывает с себя костюм и оказывается в классическом белом хлопковом костюме. Обращает внимание детей на свой обновленный костюм и спрашивает, из какой ткани этот костюм? (Если дети не догадаются назвать - сама называет).

Рассматривают костюм:

Что это? (кофта)

Кофта какая? (хлопковая)

Что это? (юбка)

Юбка какая? (хлопковая)

Я ношу какой костюм? (женский)

 А что одето на Артеме? (костюм) Костюм какой? (джинсовый)

Баба-Яга. обращает внимание на оба костюма. У нее тонкий летний костюм, сделан из тонких хлопковых ниток. А у Артема теплый костюм и сделан из толстых хлопковых ниток. Но и тот, и другой костюмы сделаны из хлопка, хлопковые.

Баба-Яга: Дети, о чем мы сегодня говорили? (об одежде)

Баба-Яга: Вы мне все рассказали об одежде, что хотели? (да)

А сейчас вставайте все и потанцуем. Ну, не можем мы, такие красивые и нарядные, просто так попрощаться.

Звучит русская народная мелодия.

Свободная пляска Бабы-Яги и детей.

В конце пляски Баба Яга благодарит детей за их интересные рассказы, за то, что так много рассказали об одежде. Отказывается от метлы и дарит ее детсаду, чтобы подметали дорожки. Очень не хочет уходить из сада и просит детей, чтобы они пригласили ее в гости к себе в группу. И вместе с детьми уходит из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Зимняя Одежда» 1 ранней группы

Коррекционно-образовательные: обогащать пассивный и активизировать словарный запас по теме: названия одежды, закреплять названия зимней одежды: колготки, кофта, штанишки, носочки, шапка...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Зимняя одежда"

Данная тема способствует развитию связной речи, умению согласовывать существительные с прилагательными, умениюописывать одежду. знать ее назначение...