Использование нетрадиционных технологий в развитие связной речи дошкольников
рабочая программа по развитию речи
Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогов. Давно установлено , что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности .Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи .Эта задача решается через различные виды речевой деятельности.: перессказ литературных произведений ,составление описательных рассказов о предметах ,объектах , явлениях природы ,создание разных видов творческих рассказов ,а также составление рассказов по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_temu.docx | 149.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса на тему
«Использование нетрадиционных технологий в развитии связной речи дошкольников»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений, сказок;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование:
- мнемотаблицы
- тексты
- нетрадиционное оборудование
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей
Ход мероприятия:
Педагог:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Актуальность
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем и чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с помощью мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
– развитие связной и диалогической речи у детей;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей:
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. (показ схем).
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов также можно широко использовать мнемотехнику. Беседы по тексту, рассматривание иллюстрации и отслеживание последовательности заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создают вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются естественные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений, загадок.
Синий домик у ворот
Угадай, кто в нём живёт
Дверца узкая под крышей
Не для белки, не для мыши
В эту дверь приходят вести
Полчаса проводят вместе
Вести долго не сидят
Во все стороны глядят.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Предлагаю присутствующим данное стихотворение заучить, используя технологию.
У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.
Под кустами ёж колючий нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нём
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Помимо этого, мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.
Белка – это дикое животное, она маленьких размеров. Белка живёт в дупле, хорошо прыгает с дерева на дерево. Хвост служит животному рулём и парашютом. На ушах животного имеются кисточки. Белка меняет шубку 2 раза в год – осенью и весной: зимой серая, а летом рыжая. Питается орехами, желудями, грибами, ягодами (показ схем)
Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его нужно осознать, а осознание как мы знаем это - анализ. Что ребёнку сделать очень трудно. Особая роль в развитии связанной речи отводится пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Практическая часть
Предлагаю вам апробировать данный метод на себе.
Для примера педагог показывает варианты мнемотаблиц из практики работы с детьми, а слушатели составляют пересказ. Слушатели делятся на команды и самостоятельно составляют мнемотаблицы к заданным сказкам, затем презентуют составленные схемы.
Заключение:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.
В своей работе с детьми использую нетрадиционное оборудование для всестороннего развития детей.
1) «ИЗБУШКА ЗНАНИЙ», которая включает в себя знания счета, математических знаков, признаков времен года, наличие цветовой окраски у некоторых видов животных и насекомых, а также какие животные являются дикими или домашними. Использование «ИЗБУШКИ ЗНАНИЙ"» на практике будет являться не только игровым материалом, но и будет способствовать развитию связной речи у дошкольников.
2)Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка эти два фактора едины и взаимосвязаны и поэтому должны использоваться в работе с детьми, в связи с этим хочу предложить еще одно нетрадиционное оборудование «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Это небольшой спил дерева (липы - это самая мягкая древесина), берутся декоративные кнопки и распределяются по заранее придуманной схеме на небольшом расстоянии, например: домик, дерево, солнышко или цветок и т.д. Затем соединяем кнопки между собой простыми резинкам, для волос, учитывая цветовую гамму (солнышко - желтое, небо - синее и т.д.)
Такая деятельность позволяет ребенку работать не только пальчиками, но и стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
Времена года: Зима (использование мнемотаблиц)
.
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке ».
При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка? »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сиквейн технологии в развитии связной речи старших дошкольников
Использование сиквейн технологии в развитии речи. Методическая разработка...
Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития связной речи дошкольников".
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамо...
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....
Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.
Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент...
Педагогический проект: Использование нетрадиционных технологий в развитии связной речи для детей старшей группы по теме "Времена года"
Цель исслевования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников
Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...
Использование современных образовательных технологий для развития связной речи дошкольников
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех о...