Картотека театрализованных игр для детей раннего возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Гасратова Зинфира Абдуллаховна

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx687.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\1.jpg

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                                                               

                                                                                   ПОДГОТОВИЛА: ГАСРАТОВА

                                                                                                                    ЗИНФИРА АБДУЛЛАХОВНА

                                                                                                                    ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВ. КАТЕГОРИИ

Театрализованная игра

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества. Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д. С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать. Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания. Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста, и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они. Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением. Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства: • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности: • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое. Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того, нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры. Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера. Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами,

ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту. При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее. Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы. А ребенок, это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, на пример:

воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только

чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать,

потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

          Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление

самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

   Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба - ба -бах! Гроза идет!

Ба - ба -бах! Слышны удары!

Ба - ба -бах! Грохочет гром!

Ба -ба -бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

 Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички (мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!

Умываемся

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус,

велосипед.) (И едут.)

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

Кошки-мышки

Эта ручка — Мышка,

Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

Игра с воображаемым объектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным. Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и

беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

  1. Крылья самолета и мягкая подушка

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

  1. Кошка выпускает когти

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в

упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

  1. Вкусные конфеты

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

  1. Зверята

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко -ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко, выпученные глаза, говорит она: «Ква-ква!»

  1. Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре,

принимать совместные решения; развивать творческое воображение;

побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить.

Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

  1. Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

  1. Превращения предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник,

зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик,

колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

  1. Бабушка Маланья

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать

образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем                  говорится в тексте.)

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

Делали вот так… (Повторяют за ведущим любой жест.) 

               А. Барто «Игрушки»

Задачи:

Познакомить со стихотворениями.

Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста

Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать. Используются игрушки настольного театра

 Сказка «Колобок»

Задачи:

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения

с персонажами.

Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,

Развивать внимание и наглядно - действенное мышление;

Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия

животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный,

рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Театрализованная игра по сказке (используется театр на ложках, Би-Ба-Бо)

Потешка «Огуречик, огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт!

Задачи:

Учить детей проговаривать потешку. Освоение ласкового обращения

(огуречик, хвостик, мышка).

Развивать внимания, обогащение словарного запаса.

Воспитывать осторожного поведения.

Вариант 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают

Театрализованная игра по потешке (используются маски наголовники)

                 Театрализованные игры

№ 1 «Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для

медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так —валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки.

 Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой

№ 2 «Прятки»

Цель: развивать навык звукоподражания.

Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном,

медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна

которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает головой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

 № 3 «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать

слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

№ 4 «День рождения»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети

должны показать, что именно они решили дарить.

№ 5 «Король» (вариант народной игры)

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать

согласованно.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников.

Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый

пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

 № 6 «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и

фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

 № 7 «Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать

сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для

медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.

Мишка наш ходил ... гулять,

Шапку с Мишки надо ... снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

Я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Валеночки надо... снять.

Теплые ... штанишки

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Он устал и хочет ... спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он ... сладко.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, Мишутка, баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом

с кроваткой. Санки убирает.

 Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

 № 8 «Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать

стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка,

будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко -ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Игры–драматизации для детей всех возрастных групп

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

1.«Мыши» С. Маршака (мл. гр.)

Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно.

Ход игры

Воспитатель таинственно и негромко читает стихи, жестом подзывая к себе детей.

-Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Малыши встают и идут осторожно и медленно. Воспитатель, быстро хлопнув в ладоши, громко говорит:

-Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон!

Дети убегают на свои места.

Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила.

 2. «Зайка» А. Барто (мл. гр.)

Воспитатель выбирает активного ребёнка чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т.д.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Малыша, выполняющего роль зайчика, усаживают на стульчик лицом к остальным. Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение:

«Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок»

Ребёнок показывает, как зайчик плачет, вытирает слёзы и т.д.

Воспитатель предлагает детям пожалеть зайчика и пригасить его потанцевать.

3. «Мячик» А. Барто (мл. гр.)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонит в речке мяч.

Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение, девочка Таня изображает горе, жалость, отчаяние, показывает, как она хочет, но не может достать мяч (мяч лежит на полу в обруче-озере).

Кто-нибудь из детей помогает Тане достать мячик (например, палочкой или сачком)

4. «Бычок» А. Барто (мл. гр.)

Выбирается ребёнок на роль бычка.

Ход игры

Дети сидят. Ребёнок, выполняющий роль бычка, идёт по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение:

-Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска качается,

Сейчас я упаду!»

Воспитатель обращается к детям: «Юра, Лена, помогите, пожалуйста, бычку, снимите его с доски».

Дети подходят к бычку, берут за руки с двух сторон и приводят к ребятам.

5. «Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

6. «Курочка-рябушечка» сл.нар. (ср.гр.)

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.

Ребята вместе с воспитателем обращаются к курочке:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем водичка?

— Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат.

Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки.

7.«Матросская шапка» А. Барто (ср.гр.)

Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке.

Ход игры

Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают стихотворение:

«Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

(Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях)

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан»

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).

Затем на роль капитана выбираются другие дети.

8. «Жили у бабуси два весёлых гуся» сл.нар. (ср.гр.)

Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.

На ребёнка, изображающего бабусю, надета юбка, кофта, передник, косынка, в руках прутик.

Воспитатель читает стихи, а дети обыгрывают содержание: бабуся с прутиком в руках подгоняет гусей … Гуси одной лапой моют другую, бабуся чуть отворачивается в сторону – гуси быстренько прячутся за стульчики…

Бабуся всем своим видом выражает горе, качает головой, плачет, утирает слёзы концами косынки …

Выходят гуси, идут друг за другом, подходят к бабусе, кланяются ей. Она радостно встречает их, гладит их, подгоняя прутиком, уводит с площадки.

9. «Жил сапожник» сл.нар. (ст.гр.)

Выбираются два ребёнка: один исполняет роль сапожника, другой – кошки. Дети – на стульчиках. Сапожник сидит за столом. На глазах у него очки, на нём передник, в руках молоточек. На столе лежат детские сандалии, сапожки и т.д. Сапожник работает – чинит обувь.

Ход игры

Дети спрашивают: «Жил сапожник?». Тот отвечает: «Жил!»

— Сапоги чинил?

— Чинил!

— Для кого, сапожник?

— Для соседской кошки!

Из дверей выходит «кошка», подходит к сапожнику и спрашивает: «Готовы мои сапоги?» — «Готовы». Кошка рассматривает их, потом надевает на руки, становится на четвереньки, пробегает мимо детей и убегает. Дети машут ей рукой.

10. «Идёт кисонька из кухни» сл.нар. (ст.гр.)

Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Из-за дверей выходит ребёнок, выполняющий роль кисоньки. На нём передничек, на шее – бантик.

Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слёзы.

Дети:

«Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

О чём, кисонька, ты плачешь?»

Киска останавливается и плача отвечает детям:

«Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал: «Брысь!»»

Воспитатель и дети её утешают, гладят, угощают молочком …

11. «Храбрецы» пер.с англ. К.Чуковский (ст.гр.)

3-4 мальчика исполняют роль портных, а девочка небольшого роста – улитка. Мальчики сидят на стульчиках перед детьми, имитируя работу портных: шьют, вырезают, примеряют, рассматривают сшитую одежду и т.д.

На голове у девочки шапочка с небольшими рожками.

Ход игры

Дети-зрители наблюдают за работой портных.

Ведущий (показывая на мальчиков):

«Наши -то портные

Храбрые какие!»

Портные говорят задорно, хвастливо, весело:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

Ведущий:

«А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

— Испугалися, разбежалися!»

Улитка, быстро передвигая ногами, направляется к портным. Увидев, её, они разбегаются, выражая удивление, испуг.

Ведущий:

«Вот они какие Храбрые портные!»

Мальчики-портные усаживаются на стулья и от смущения склоняют голову.

12. «Частушки» 

На 2-х стульчиках (пеньках) – ребята, изображающие лягушек.

Зрители:

«Говорят, что две лягушки

На пеньке пекли ватрушки»

«Лягушки» хлопают лопаткой о ладошки, широко раздвигая пальцы.

-«И к обеду, говорят,

Пригласили всех ребят»

«Лягушки» зовут всех в гости, а потом скачут в разные стороны.

— «Говорят, что в зоопарке

Всем зверям дают подарки»

Выходят ребёнок, изображающий слона, покачиваясь, он проходит около зрителей.

— «И, как будто, старый слон

Получает патефон»

Воспитатель вручает слону коробку с ручкой, и тот уходит.

Двое детей изображают лису и парикмахера.

— «Говорят, пришла лисица

В парикмахерскую бриться,

Вот какие чудеса –

— Ходит бритая лиса»

— Эта песня-небылица,

Чтобы нам повеселиться.

В светлом домике своём

Очень весело живём»

Дети-артисты танцуют, все хлопают.

13. «Карлсон»

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

«Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!»

(м.Танич)

Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения:

Надуть щёки.

Улыбаться.

(Этюд на выразительность жеста М.Чистяковой)

14. «Мяч» С.Маршак (для всех детей)

Ход игры

Воспитатель весело, с улыбкой, чётко, ритмично читает стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой …»  Ребёнок, который изображает мяч, подпрыгивает на месте под ладонью педагога, со словами «Не угнаться за тобой» ребёнок бежит вперёд, потом возвращается. Можно играть сразу с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Картотека театрализованных занятий для детей раннего возраста

Картотека театрализованных занятий для детей раннего возраста...

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. ...

Картотека театрализованных игр в группе раннего возраста

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскол...

Картотека театрализованных игр для детей раннего возраста

Картотека театрализованных игр для детей раннего возраста....