НОД по лексической теме "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по лексической теме "Зимующие птицы" по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по коррекционно-развивающей работе
для детей старшей логопедической группы с ОНР
(в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом.
Область «Познание».
1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах, их строении.
2. Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
Область «Коммуникация».
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Практическое употребление грамматических категорий в речи: учить образовывать качественные прилагательные, существительных во множественном числе, совершенствовать навыки слогового анализа.
4. Продолжать совершенствовать умения составлять описательный рассказ о зимующих птицах по опорным схемам; умение употреблять предлоги (в, на, под, над, из-за, с и т.д.) составлять предложения с этими предлогами.
Область «Здоровье».
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.
Область «Труд».
Расширение представления о труде взрослых.
Область «Социализация».
1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе и заботливое отношение к птицам и всему живому.
Область «Художественное творчество».
Продолжать развивать навыки восприятия окраса зимующих птиц, обогащать впечатления детей.
Область «Музыка».
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Оборудование: магнитная доска; портфель; картинки зимующих птиц: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клёст, свиристель, синица, снегирь, голубь; разрезные картинки зимующих птиц: (на двоих детей одна птица: снегирь, клёст, свиристель, синица); диск с голосами зимующих птиц: ворона, воробей, сорока, синица, снегирь, голубь, свиристель, клёст, дятел, сова; диск с записью пением птиц; эмблемы с изображением зимующих птиц на каждого ребёнка: снегирь, голубь, дятел, свиристель; перья зимующих птиц: вороны, воробья, снегиря, голубя, синицы; плакат с изображением дерева зимой + картинки с изображение птиц: голубь, дятел, снегирь, синица, клёст, ворона, сорока, воробей, свиристель; схемы – подсказки на каждого ребёнка + одна общая схема для показа; угощения для птиц: хлебные крошки, боярышник, шиповник, ягоды рябины, семена шишек, пшено, пшеница, семена тыквы, сало, семечки и др.
Лексический материал:
Предмет: птицы, ворона, сорока, воробей, галка, сова, голубь, филин, дятел, клёст, синица, снегирь, свиристель, яйца, птенцы, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, гнездо, дупло, кора, жучки, мясо, сало, пшено, кормушка, лес.
Признак: зимующие, красивые, быстрые, разноцветные, красногрудый, глазастый, насекомоядные, хищные, суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пёстрый, ночной, крылатый, замёрзший, маленький, голосистый, шустрый, пернатые.
Действия: поют, кричат, щебечут, щёлкают, каркают, чирикают, воркуют, стрекочет, трещит, ухает, тинькает, свистят, клёкают, охотится, настигает, кружат, летают, вьют, высиживают, кормят, выводят,
клюют, зимуют, голодают, подкармливают, замерзают, нахохлился.
Организационный момент:
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
И.М: Здравствуйте ребята! Вы, конечно, меня не знаете. Я ученица 1 «Б» класса, школы № 13, Ирина Мандаринкина. Дело в том, что мне учительница за домашнее задание, которое я не выучила поставила в дневник двойку. Что же делать? Как мне её исправить? И кто такие эти зимующие птицы? Почему их так называют?
Дети: Зимующие птицы – это те птицы, которые не боятся холода, остаются с нами зимовать и не улетают осенью в тёплые края.
И.М: Достаёт картинки из портфеля и выкладывает на стол.
- Я принесла с собой картинки. Найдите и назовите зимующих птиц, повесьте на доску.
Дети: Ворона, дятел, сорока, воробей, синица, снегирь, клёст, сова, голубь, щегол, свиристель, поползень и др.
Игра «Подбери признак»
И.М: Ворона (какая?) – большая, крупная, серая, громкоголосая, грубая, чернохвостая, чернокрылая, горластая.
синица (какая?) – желтогрудая, маленькая, непоседливая, юркая, черноголовая, быстрая, шустрая, голосистая, ловкая.
снегирь (какой?) – красногрудый, чернокрылый, важный, пушистый, малоподвижный.
сорока (какая?) – белобокая, длиннохвостая, ловкая, шустрая, непоседливая, чернохвостая.
Воробей (какой?) – драчливый, маленький, шустрый, крикливый, серенький, невзрачный, боевой, взъерошенный, удалой.
Клёст (какой?) – бойкий, шумный, красивый, интересный, грациозный, изящный, голосистый.
Дятел (какой?) – изумительный, пёстрый, элегантный, осторожный, пугливый, разноцветный, твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый, насекомоядный.
И.М: Почему зимующие птицы не страшатся морозов?
Дети: Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.
И.М: Вот как раз учительница мне задала собрать этих птиц («Разрезные картинки»)
И.М: Давайте посчитаем количество слогов в словах – названиях этих зимующих птиц. Игра: «Сколько слогов в слове? ». Дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки).
Дети: Си – ни - цы, сне – ги – ри, клёст, сви – ри – сте – ли.
И.М: Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом. У меня есть телефон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.
Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
ворона – каркает,
сорока – стрекочет,
синица – щебечет, тинькает.
снегирь – посвистывает,
дятел – трещит,
сова – ухает,
клест – клёкочет,
свиристель – посвистывает,
голубь – воркует и др.
И.М: Спасибо ребята, вы помогли мне разобраться кто такие зимующие птицы. Пришла пора отдохнуть и поиграть.
И.М: В школе девочки играют в такую игру, называется «Найди пару». Хотите научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдёт пару
Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребёнку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).
.Игра «Один – много».
Дети встают парами в игре «Найди пару».
И.М: Ты, какая птица?
Дети: Снегирь.
И.М: А ты?
Дети: Снегирь.
И.М: Вместе вы?
Дети: Снегири.
И.М. опрашивает остальных детей.
И.М: Посмотрите ребята, что я нашла. Как вы думаете, что это?
Дети: Перья птиц.
И.М: Давайте соберём их и посмотрим, чьи пёрышки у нас.
Дети находят пёрышки пёрышки.
И.М: Это чьё перо?
Перо вороны (чьё?) – воронье,
перо воробья (чьё?) – воробьиное,
перо снегиря (чьё?) – снегириное,
перо голубя (чьё?) – голубиное,
перо сороки (чьё?) – сорочье,
перо щегла (чьё?) – щеглиное,
перо синицы (чьё?) – синичье и т.д.
И.М. складывает пёрышки себе в портфель и между делом рассказывает о своей учительнице, какая красивая, хорошая, добрая, но справедливая, требовательная. Случайно находит следующее задание, которое задала учительница.
И.М: Но, вот например, давайте поиграем в игру «Кормушка».
(И.М: говорит голосом учительницы).
-Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами. И.М. прикрепляет на наборном полотне кормушку и плоскостные изображения птиц. Дети комментируют действия И.М.). (Голубь летит над деревом).
-Дятел сидит на дереве.
-Снегирь летит к кормушке.
-Синица качается над кормушкой.
- Клёст на кормушке.
-Ворона ходит по снегу.
-Рядом с вороной ходит сорока.
-Воробей спрятался под кормушкой.
-Свиристель выглядывает из-за кормушки.
И.М: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. (И.М. выходит из образа учительницы).
«Составление описание - рассказа о зимующей птице».
И.М: Смотрит в портфель и находит ещё одно задание для детей.
Представляете ребята, задали домашнее задание по каким - то картинкам, а я знать не знаю, что с ними делать. А вы ребята знаете?
Дети: Эта схемы – подсказки, которые помогают рассказать о птице.
И.М: Расскажите о птице – синица.
Схема:
1. Название птицы.
(Это зимующая птица – синица. Она маленького размера).
2.Части тела, особенности внешнего вида.
(У неё есть туловище – жёлтая грудка и брюшко, голова и горло - чёрные, крылья и хвост – серо – голубые, спинка – зеленоватая, чёрные лапки).
3. Оперение.
(Тело синицы покрыто перьями).
4. Где она живёт?
(Она живёт в городе рядом с человеком).
5.Чем питается?
(Синица питается: крошками хлеба, семечками и несолёным салом).
6.Как подаёт голос?
(Синица свистит, а когда холодно и голодно она шипит).
7. Птенцы птицы.
(Весной и летом синица откладывает от 8-14 яиц).
8. Какую пользу приносит?
(Синица полезна для человека, поэтому их прикармливают зимой, в парках и скверах развешивают искусственные гнездовья).
И.М: Как вы думаете, птицы боятся холодов? А я, думаю, страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен. Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать?
Дети: Дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой.
И.М: Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.
(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)
Игра: «Птичья столовая»
И.М: Чем можно угостить птиц:
-Я кормлю синицу салом.
-Я угощу воробья хлебными крошками.
-Я дам снегирям ягоды рябины, боярышника.
– Я насыплю свиристелям семена.
-Я кормлю голубей семечками.
-Я угощу ворону семенами тыквы.
-Я дам клестам семена из шишек.
-Я насыплю воробью пшено.
И.М: А как же сова и дятел?
Дети: Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
И.М: Зимой птицам трудно добывать корм, а давайте повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.
Заканчиваем занятие стихотворением:
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей,
Скорей на помощь, дети!
В самый трудный час!
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки,
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
К. Мухаммади.
Итог занятия.
И.М: Ребята, большое спасибо вам, что вы мне помогли разобраться кто такие зимующие птицы. Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Обещаю вам, что буду внимательна в школе на занятиях. А что вам понравилось в нашей встрече? А сейчас мы отправимся на прогулку и угостим птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/07/picture-416277-1394180195.jpg)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34496.jpg)
Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-449221-1400428872.jpg)
Конспект досуга по лексической теме «Осень» для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени.
дары осени...
НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1206266-1578932893.jpg)
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста...