НОД по лексической теме "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по лексической теме "Зимующие птицы" по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по коррекционно-развивающей работе
для детей старшей логопедической группы с ОНР
(в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом.
Область «Познание».
1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах, их строении.
2. Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
Область «Коммуникация».
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Практическое употребление грамматических категорий в речи: учить образовывать качественные прилагательные, существительных во множественном числе, совершенствовать навыки слогового анализа.
4. Продолжать совершенствовать умения составлять описательный рассказ о зимующих птицах по опорным схемам; умение употреблять предлоги (в, на, под, над, из-за, с и т.д.) составлять предложения с этими предлогами.
Область «Здоровье».
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.
Область «Труд».
Расширение представления о труде взрослых.
Область «Социализация».
1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе и заботливое отношение к птицам и всему живому.
Область «Художественное творчество».
Продолжать развивать навыки восприятия окраса зимующих птиц, обогащать впечатления детей.
Область «Музыка».
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Оборудование: магнитная доска; портфель; картинки зимующих птиц: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клёст, свиристель, синица, снегирь, голубь; разрезные картинки зимующих птиц: (на двоих детей одна птица: снегирь, клёст, свиристель, синица); диск с голосами зимующих птиц: ворона, воробей, сорока, синица, снегирь, голубь, свиристель, клёст, дятел, сова; диск с записью пением птиц; эмблемы с изображением зимующих птиц на каждого ребёнка: снегирь, голубь, дятел, свиристель; перья зимующих птиц: вороны, воробья, снегиря, голубя, синицы; плакат с изображением дерева зимой + картинки с изображение птиц: голубь, дятел, снегирь, синица, клёст, ворона, сорока, воробей, свиристель; схемы – подсказки на каждого ребёнка + одна общая схема для показа; угощения для птиц: хлебные крошки, боярышник, шиповник, ягоды рябины, семена шишек, пшено, пшеница, семена тыквы, сало, семечки и др.
Лексический материал:
Предмет: птицы, ворона, сорока, воробей, галка, сова, голубь, филин, дятел, клёст, синица, снегирь, свиристель, яйца, птенцы, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, гнездо, дупло, кора, жучки, мясо, сало, пшено, кормушка, лес.
Признак: зимующие, красивые, быстрые, разноцветные, красногрудый, глазастый, насекомоядные, хищные, суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пёстрый, ночной, крылатый, замёрзший, маленький, голосистый, шустрый, пернатые.
Действия: поют, кричат, щебечут, щёлкают, каркают, чирикают, воркуют, стрекочет, трещит, ухает, тинькает, свистят, клёкают, охотится, настигает, кружат, летают, вьют, высиживают, кормят, выводят,
клюют, зимуют, голодают, подкармливают, замерзают, нахохлился.
Организационный момент:
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
И.М: Здравствуйте ребята! Вы, конечно, меня не знаете. Я ученица 1 «Б» класса, школы № 13, Ирина Мандаринкина. Дело в том, что мне учительница за домашнее задание, которое я не выучила поставила в дневник двойку. Что же делать? Как мне её исправить? И кто такие эти зимующие птицы? Почему их так называют?
Дети: Зимующие птицы – это те птицы, которые не боятся холода, остаются с нами зимовать и не улетают осенью в тёплые края.
И.М: Достаёт картинки из портфеля и выкладывает на стол.
- Я принесла с собой картинки. Найдите и назовите зимующих птиц, повесьте на доску.
Дети: Ворона, дятел, сорока, воробей, синица, снегирь, клёст, сова, голубь, щегол, свиристель, поползень и др.
Игра «Подбери признак»
И.М: Ворона (какая?) – большая, крупная, серая, громкоголосая, грубая, чернохвостая, чернокрылая, горластая.
синица (какая?) – желтогрудая, маленькая, непоседливая, юркая, черноголовая, быстрая, шустрая, голосистая, ловкая.
снегирь (какой?) – красногрудый, чернокрылый, важный, пушистый, малоподвижный.
сорока (какая?) – белобокая, длиннохвостая, ловкая, шустрая, непоседливая, чернохвостая.
Воробей (какой?) – драчливый, маленький, шустрый, крикливый, серенький, невзрачный, боевой, взъерошенный, удалой.
Клёст (какой?) – бойкий, шумный, красивый, интересный, грациозный, изящный, голосистый.
Дятел (какой?) – изумительный, пёстрый, элегантный, осторожный, пугливый, разноцветный, твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый, насекомоядный.
И.М: Почему зимующие птицы не страшатся морозов?
Дети: Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.
И.М: Вот как раз учительница мне задала собрать этих птиц («Разрезные картинки»)
И.М: Давайте посчитаем количество слогов в словах – названиях этих зимующих птиц. Игра: «Сколько слогов в слове? ». Дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки).
Дети: Си – ни - цы, сне – ги – ри, клёст, сви – ри – сте – ли.
И.М: Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом. У меня есть телефон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.
Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
ворона – каркает,
сорока – стрекочет,
синица – щебечет, тинькает.
снегирь – посвистывает,
дятел – трещит,
сова – ухает,
клест – клёкочет,
свиристель – посвистывает,
голубь – воркует и др.
И.М: Спасибо ребята, вы помогли мне разобраться кто такие зимующие птицы. Пришла пора отдохнуть и поиграть.
И.М: В школе девочки играют в такую игру, называется «Найди пару». Хотите научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдёт пару
Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребёнку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).
.Игра «Один – много».
Дети встают парами в игре «Найди пару».
И.М: Ты, какая птица?
Дети: Снегирь.
И.М: А ты?
Дети: Снегирь.
И.М: Вместе вы?
Дети: Снегири.
И.М. опрашивает остальных детей.
И.М: Посмотрите ребята, что я нашла. Как вы думаете, что это?
Дети: Перья птиц.
И.М: Давайте соберём их и посмотрим, чьи пёрышки у нас.
Дети находят пёрышки пёрышки.
И.М: Это чьё перо?
Перо вороны (чьё?) – воронье,
перо воробья (чьё?) – воробьиное,
перо снегиря (чьё?) – снегириное,
перо голубя (чьё?) – голубиное,
перо сороки (чьё?) – сорочье,
перо щегла (чьё?) – щеглиное,
перо синицы (чьё?) – синичье и т.д.
И.М. складывает пёрышки себе в портфель и между делом рассказывает о своей учительнице, какая красивая, хорошая, добрая, но справедливая, требовательная. Случайно находит следующее задание, которое задала учительница.
И.М: Но, вот например, давайте поиграем в игру «Кормушка».
(И.М: говорит голосом учительницы).
-Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами. И.М. прикрепляет на наборном полотне кормушку и плоскостные изображения птиц. Дети комментируют действия И.М.). (Голубь летит над деревом).
-Дятел сидит на дереве.
-Снегирь летит к кормушке.
-Синица качается над кормушкой.
- Клёст на кормушке.
-Ворона ходит по снегу.
-Рядом с вороной ходит сорока.
-Воробей спрятался под кормушкой.
-Свиристель выглядывает из-за кормушки.
И.М: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. (И.М. выходит из образа учительницы).
«Составление описание - рассказа о зимующей птице».
И.М: Смотрит в портфель и находит ещё одно задание для детей.
Представляете ребята, задали домашнее задание по каким - то картинкам, а я знать не знаю, что с ними делать. А вы ребята знаете?
Дети: Эта схемы – подсказки, которые помогают рассказать о птице.
И.М: Расскажите о птице – синица.
Схема:
1. Название птицы.
(Это зимующая птица – синица. Она маленького размера).
2.Части тела, особенности внешнего вида.
(У неё есть туловище – жёлтая грудка и брюшко, голова и горло - чёрные, крылья и хвост – серо – голубые, спинка – зеленоватая, чёрные лапки).
3. Оперение.
(Тело синицы покрыто перьями).
4. Где она живёт?
(Она живёт в городе рядом с человеком).
5.Чем питается?
(Синица питается: крошками хлеба, семечками и несолёным салом).
6.Как подаёт голос?
(Синица свистит, а когда холодно и голодно она шипит).
7. Птенцы птицы.
(Весной и летом синица откладывает от 8-14 яиц).
8. Какую пользу приносит?
(Синица полезна для человека, поэтому их прикармливают зимой, в парках и скверах развешивают искусственные гнездовья).
И.М: Как вы думаете, птицы боятся холодов? А я, думаю, страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен. Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать?
Дети: Дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой.
И.М: Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.
(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)
Игра: «Птичья столовая»
И.М: Чем можно угостить птиц:
-Я кормлю синицу салом.
-Я угощу воробья хлебными крошками.
-Я дам снегирям ягоды рябины, боярышника.
– Я насыплю свиристелям семена.
-Я кормлю голубей семечками.
-Я угощу ворону семенами тыквы.
-Я дам клестам семена из шишек.
-Я насыплю воробью пшено.
И.М: А как же сова и дятел?
Дети: Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
И.М: Зимой птицам трудно добывать корм, а давайте повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.
Заканчиваем занятие стихотворением:
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей,
Скорей на помощь, дети!
В самый трудный час!
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки,
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
К. Мухаммади.
Итог занятия.
И.М: Ребята, большое спасибо вам, что вы мне помогли разобраться кто такие зимующие птицы. Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Обещаю вам, что буду внимательна в школе на занятиях. А что вам понравилось в нашей встрече? А сейчас мы отправимся на прогулку и угостим птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...
Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...
Конспект досуга по лексической теме «Осень» для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени.
дары осени...
НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста...