НОД по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД по лексической теме "Дикие животные" по формированию лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Дикие животные»
учитель-логопед Светлана Венадьевна Иванова
Цель: активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»
Задачи:
Речевое развитие:
- Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
- Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие:
- Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
- Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
- Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных
Физическое развитие:
- Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать навыки коммуникативной стороны речи;
- обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предварительная работа: Беседы с детьми об животном мире леса, «Как вести себя в лесу».
Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.
Ход:
В лес отправимся гулять Будем весело шагать. Ноги выше поднимаем, | Маршируют |
На пеньки не наступаем. | Идут, высоко поднимая колени |
На носочки дружно встали | встают на носки |
В зимний лес все прибежали. | руки в разные стороны |
1.Организационный момент. Приветствие. Дети стоят кругом. Логопед загадывает, дети отгадывают загадки. Какие животные еще спрятались в лесу?
У нее красивая шкурка Пятнистая, как у Мурки. Но ее поберегись, Ведь она не кошка - это ... (Рысь). | Пробежала кочка около пенечка. А у кочки черный нос и в колючках спинка. На колючках листьев воз С дуба и осинки. (Еж) |
Что за зверь лесной | Хозяин лесной |
- Как назвать одним словом этих животных? (Дикие)
- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).
- Как можно назвать их по другому? (Звери).
2. «Кто как голос подает» (по схеме)
- Волк рычит, воет
- Медведь ревет, рычит
- Лиса тявкает.
- Кабан хрюкает.
- Еж фыркает
- Лось ревет, стонет.
- Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.
3. Сейчас сядет тот, кто назовёт, как называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….
- семья ежа (ежиная)
- семья лисы (лисья)
- семья медведя (медвежья)
- семья волка (волчья)
- семья барсука (барсучья)
- семья зайца (заячья)
- семья лося (лосиная)
- семья рыси (рысья)
- семья белки (беличья)
- семья кабана (кабанья)
- семья оленя (оленья)
- семья бобра (бобриная)
4. «Назовите членов звериного семейства» (по схеме). Например: Папа-мама-детёныш.
- Ёж – ежиха – ежонок
- Лис – лиса – лисёнок
- Медведь – медведица – медвежонок
- Волк – волчица – волчонок
- Барсук – барсучиха – барсучонок
- Заяц – зайчиха – зайчонок
- Лось – лосиха – лосёнок
- Рысь – рысиха – рысёнок
- Белка – белка – бельчонок
- Кабан – кабаниха – кабанёнок
- Олень – оленуха – оленёнок
- Бобр – бобриха – бобрёнок
Логопед приглашает детей на ковёр.
Поработали, ребятки, а теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.
Сколько в здесь пришло зверей! Не узнать моих детей!
5. «Опиши животное» (по схеме)
1. У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса - хищное животное.
2. У медведя
3. У ежа
4. У волка
5. У лося
6. У кабана
6. А теперь «Найдите себе пару» и назовитесь кто вы. Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.
Я - бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата.
Я – лисёнок и я – лисёнок, вместе мы – лисята.
Я – волчонок и я – волчонок, вместе мы – волчата.
Я – зайчонок и я – зайчонок, вместе мы – зайчата.
Я – медвежонок и я – медвежонок, вместе мы - медвежата.
Я – барсучонок и я – барсучонок, вместе мы - барсучата.
Я – кабанёнок и я – кабанёнок, вместе мы – кабанята.
7. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Раз, два, три, четыре, пять, | Дети шагают на месте |
Как животных нам назвать? | Руки разводят в стороны |
С людьми они не знаются, | Хлопают в ладоши |
В лесу живут, скрываются | Спрятаться за «ветки» изображенные руками |
По картинкам всяк их знает | Складывают ладони в виде книжки |
Волк, лиса, медведь и заяц | Указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке |
Дом их – заросли густые | Изображают руками крышу дома над головой |
Они – дикие, лесные. | Изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки, растопырив на них пальцы |
8. Физкультминутка «В лесу»
Что в лесу опять стряслось? Удивился старый лось | Растопыренные руки-«рога» над головой, приподнять брови. |
Это дерево упало - | Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз. |
Дров бобру на зиму мало! | Рубим дрова |
Головой качает рысь: | Указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать головой |
Ну-ка, звери, берегись! | Погрозить пальцем – покачать вперед-назад. |
9. «Назови ласково» (в кругу с мячом)
У лисы рыжая голова – у лисёнка рыженькая головка.
У волка острые зубы – у волчонка остренькие зубки
У зайца короткий хвост – у зайчонка коротенький хвостик
У белки чёрные глаза – у бельчонка черненькие глазки
У ежа колючая спинка – у ежонка колюченькая спиночка.
У медведя косолапые лапы – у медвежонка косолапенькие лапки.
10. «Назови жилье животных» (По образцу)
Какое у каждого зверя жильё? Вы назовите ребята его.
- Лиса живёт в норе.
- Барсук живёт в норе.
- Ежик живёт в норе.
- Белка живёт в дупле.
- Медведь живет в берлоге.
- Волк живёт в логове.
- Заяц под кустом.
- Лосиха живёт под деревом.
- Бобр живёт в … (хатке).
Для того, чтобы узнать, где живёт бобр нам необходимо разгадать название его жилища по первым звукам данных картинок (Хлеб – Арбуз – Танк – Кот – Ананас). Его жилище называется? (ХАТКА).
11.«Составь рассказ» (по плану)
Белка - это дикое животное. Она живёт в лесу. Белка по размерам маленькая. У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост. У белки детёныши - бельчата. Белка живёт с бельчатами в дупле.
Она любит грызть орехи и есть сушёные грибы.
Белка - это дикое животное. Она живёт в лесу. | |
Белка по размерам маленькая. | |
У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост. | |
У белки детёныши - бельчата. | |
Белка живёт с бельчатами в дупле. | |
Она любит грызть орехи и есть сушёные грибы. |
12. Пересказ рассказа «Лиса-охотница»
13. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/07/picture-416277-1394180195.jpg)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34496.jpg)
Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-449221-1400428872.jpg)
Конспект досуга по лексической теме «Осень» для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени.
дары осени...
НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1206266-1578932893.jpg)
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста...