НОД по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД по лексической теме "Дикие животные" по формированию лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Дикие животные»
учитель-логопед Светлана Венадьевна Иванова
Цель: активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»
Задачи:
Речевое развитие:
- Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
- Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие:
- Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
- Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
- Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных
Физическое развитие:
- Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать навыки коммуникативной стороны речи;
- обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предварительная работа: Беседы с детьми об животном мире леса, «Как вести себя в лесу».
Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.
Ход:
В лес отправимся гулять Будем весело шагать. Ноги выше поднимаем, | Маршируют |
На пеньки не наступаем. | Идут, высоко поднимая колени |
На носочки дружно встали | встают на носки |
В зимний лес все прибежали. | руки в разные стороны |
1.Организационный момент. Приветствие. Дети стоят кругом. Логопед загадывает, дети отгадывают загадки. Какие животные еще спрятались в лесу?
У нее красивая шкурка Пятнистая, как у Мурки. Но ее поберегись, Ведь она не кошка - это ... (Рысь). | Пробежала кочка около пенечка. А у кочки черный нос и в колючках спинка. На колючках листьев воз С дуба и осинки. (Еж) |
Что за зверь лесной | Хозяин лесной |
- Как назвать одним словом этих животных? (Дикие)
- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).
- Как можно назвать их по другому? (Звери).
2. «Кто как голос подает» (по схеме)
- Волк рычит, воет
- Медведь ревет, рычит
- Лиса тявкает.
- Кабан хрюкает.
- Еж фыркает
- Лось ревет, стонет.
- Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.
3. Сейчас сядет тот, кто назовёт, как называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….
- семья ежа (ежиная)
- семья лисы (лисья)
- семья медведя (медвежья)
- семья волка (волчья)
- семья барсука (барсучья)
- семья зайца (заячья)
- семья лося (лосиная)
- семья рыси (рысья)
- семья белки (беличья)
- семья кабана (кабанья)
- семья оленя (оленья)
- семья бобра (бобриная)
4. «Назовите членов звериного семейства» (по схеме). Например: Папа-мама-детёныш.
- Ёж – ежиха – ежонок
- Лис – лиса – лисёнок
- Медведь – медведица – медвежонок
- Волк – волчица – волчонок
- Барсук – барсучиха – барсучонок
- Заяц – зайчиха – зайчонок
- Лось – лосиха – лосёнок
- Рысь – рысиха – рысёнок
- Белка – белка – бельчонок
- Кабан – кабаниха – кабанёнок
- Олень – оленуха – оленёнок
- Бобр – бобриха – бобрёнок
Логопед приглашает детей на ковёр.
Поработали, ребятки, а теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.
Сколько в здесь пришло зверей! Не узнать моих детей!
5. «Опиши животное» (по схеме)
1. У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса - хищное животное.
2. У медведя
3. У ежа
4. У волка
5. У лося
6. У кабана
6. А теперь «Найдите себе пару» и назовитесь кто вы. Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.
Я - бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата.
Я – лисёнок и я – лисёнок, вместе мы – лисята.
Я – волчонок и я – волчонок, вместе мы – волчата.
Я – зайчонок и я – зайчонок, вместе мы – зайчата.
Я – медвежонок и я – медвежонок, вместе мы - медвежата.
Я – барсучонок и я – барсучонок, вместе мы - барсучата.
Я – кабанёнок и я – кабанёнок, вместе мы – кабанята.
7. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Раз, два, три, четыре, пять, | Дети шагают на месте |
Как животных нам назвать? | Руки разводят в стороны |
С людьми они не знаются, | Хлопают в ладоши |
В лесу живут, скрываются | Спрятаться за «ветки» изображенные руками |
По картинкам всяк их знает | Складывают ладони в виде книжки |
Волк, лиса, медведь и заяц | Указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке |
Дом их – заросли густые | Изображают руками крышу дома над головой |
Они – дикие, лесные. | Изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки, растопырив на них пальцы |
8. Физкультминутка «В лесу»
Что в лесу опять стряслось? Удивился старый лось | Растопыренные руки-«рога» над головой, приподнять брови. |
Это дерево упало - | Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз. |
Дров бобру на зиму мало! | Рубим дрова |
Головой качает рысь: | Указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать головой |
Ну-ка, звери, берегись! | Погрозить пальцем – покачать вперед-назад. |
9. «Назови ласково» (в кругу с мячом)
У лисы рыжая голова – у лисёнка рыженькая головка.
У волка острые зубы – у волчонка остренькие зубки
У зайца короткий хвост – у зайчонка коротенький хвостик
У белки чёрные глаза – у бельчонка черненькие глазки
У ежа колючая спинка – у ежонка колюченькая спиночка.
У медведя косолапые лапы – у медвежонка косолапенькие лапки.
10. «Назови жилье животных» (По образцу)
Какое у каждого зверя жильё? Вы назовите ребята его.
- Лиса живёт в норе.
- Барсук живёт в норе.
- Ежик живёт в норе.
- Белка живёт в дупле.
- Медведь живет в берлоге.
- Волк живёт в логове.
- Заяц под кустом.
- Лосиха живёт под деревом.
- Бобр живёт в … (хатке).
Для того, чтобы узнать, где живёт бобр нам необходимо разгадать название его жилища по первым звукам данных картинок (Хлеб – Арбуз – Танк – Кот – Ананас). Его жилище называется? (ХАТКА).
11.«Составь рассказ» (по плану)
Белка - это дикое животное. Она живёт в лесу. Белка по размерам маленькая. У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост. У белки детёныши - бельчата. Белка живёт с бельчатами в дупле.
Она любит грызть орехи и есть сушёные грибы.
Белка - это дикое животное. Она живёт в лесу. | |
Белка по размерам маленькая. | |
У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост. | |
У белки детёныши - бельчата. | |
Белка живёт с бельчатами в дупле. | |
Она любит грызть орехи и есть сушёные грибы. |
12. Пересказ рассказа «Лиса-охотница»
13. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...
Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...
Конспект досуга по лексической теме «Осень» для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени.
дары осени...
НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
НОД по лексической теме "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста...