Консультация для родителей дошкольников: "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Чура Екатерина Сергеевна

На что обратить внимание родителям будущего превокласника.

vСостояние звукопроизношения
vСостояние фонематических процессов
vСостояние слоговой структуры слова
vСостояние словарного запаса
vСостояние грамматического строя речи
vСостояние связной речи
vРечевая коммуникация
vМелкая моторика рук

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ На что обратить внимание родителям будущего первоклассника п.Арти МАДОУ «Детский сад «Сказка» Учитель-логопед Чура Е.С.

Слайд 2

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника Состояние звукопроизношения Состояние фонематических процессов Состояние слоговой структуры слова Состояние словарного запаса Состояние грамматического строя речи Состояние связной речи Речевая коммуникация Мелкая моторика рук

Слайд 3

Состояние звукопроизношения В норме к 6 годам ребенок усваивает все звуки родного языка. Что делать ? Устранить нарушения Закрепить вновь поставленные звуки в самостоятельной речи ребенка

Слайд 4

Состояние фонематических (слуховых) процессов Опознавать звуки в потоке речи. Опознавать слова близкие по звуковому составу Опознавать слова данные в разной слоговой последовательности по составу из одних и тех же звуков

Слайд 5

Отобрать слова только с данным звуком , разделить картинки в две группы с – з, б – п, л - р Выделять звуки из начала, середины, конца слова. Определение количества звуков. Определение последовательности звуков в слове , умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков Умение различать и повторять сочетания типа : ба-па-ба, та- ца -та, вы-вы- фы и др.

Слайд 6

Состояние слоговой структуры слова Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист , экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Что делать? Произносить с ребенком сложные слова отхлопывая каждый слог.

Слайд 7

Состояние словарного запаса К 7 годам около 2000 слов Что делать? Объясняйте новые слова Словесные игры: Назови птиц, животных, цветы, деревья, транспорт, профессии … Подбери признаки к предметам Скажи наоборот Части целого

Слайд 8

Состояние грамматического строя речи Ребенок должен понимать и употреблять предлоги; владеть навыками словообразования; словоизменения, согласования слов Что делать? Исправлять ошибки Игры: «Скажи ласково» «Один-много» «Из чего – какой?» Давай посчитаем Под, над, перед, около, между, из-за, из-под …

Слайд 9

Состояние связной речи К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки составлять рассказ по картинке составлять рассказ по серии картин отвечать на вопросы по тексту Что делать? Придумывать историй вместе с ребенком Загадывать загадки друг другу Перескажи сказку, ответь на вопросы Расскажи как провел день

Слайд 10

Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 11

Мелкая моторика рук Лепка из пластилина Застегивание пуговиц Завязывание шнурков Раскрашивание Рисование Аппликации с мелкими деталями



Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда Чуры Е.С. для родителей

подготовительных к школе групп

Речевая готовность ребенка к школе

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения

ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- Если ребенок левша.

- Если он – переученный правша.

-Если ваш ребенок посещал логопеда.

-Если в семье говорят на двух и более языках.

-Если ребенок слишком рано пошел в школу.

-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

-

И другие моменты на которых мы остановимся подробнее

Слайд 2 Слайд 3 Состояние звукопроизношения

Как определить: Попросить назвать картинки содержащие проверяемый звук

Слайд 4Состояние фонематических (слуховых) процессов

Этот раздел подразумевает умение ребенка

 Опознавать звуки в потоке речи. (В слове школа есть звук [к]?)

 Опознавать слова близкие по звуковому составу (коза – коса,почка-бочка, молоко – молоток, картина - корзина, вечер – ветер, крыша – крыса и т.д)

 Опознавать слова данные в разной слоговой последовательности по составу из одних и тех же звуков (насос – сосна)

Слайд 5 можно поработать с родителями

Для чего нужны Фонематические процессы? (вопрос родителям) для успешного обучения чтению и письму.

Что такое чтение? Сначала ребенку необходимо опознать букву (соотнести графему с фонемой) – затем буквы объединить в слоги, слоги синтезировать в слово, понять смысл каждого прочитанного слова, а затем уловить смысл всего предложения, текста.

Письмо? Сформулировать мысль в предложение или удерживать в памяти заданное предложение; Затем разделить его на слова (чтобы записать их раздельно); слова раздробить на составляющие слоги и звуки; соотнести каждую фонему с графемой; Учесть наличие заглавных букв; записать, то есть ЗАКОДИРОВАТЬ.

слайд 6 Состояние слоговой структуры слова

сыворотка сухофрукты, простокваша комбинезон, инструменты, фотоаппарат.

У парикмахера расчёска и ножницы.

слайд 7 Состояние словарного запаса

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около  2000  слов)  

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Слайд 8 Состояние грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Слайд 9 Состояние связной речи

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

При пересказе (рассказе) обращается внимание

на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

на лексику (полнота и точность использования слов),

на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

СЛАЙД 10Речевая коммуникация

Несомненно, что у Вашего ребенка есть друзья. Понаблюдайте, как он общается с ними: командует, помогает, соглашается, конфликтует, ссорится, дерется. У будущего первоклассника еще совсем маленький жизненный опыт, чтобы во всех ситуациях вести себя правильно и мудро. Поэтому приводите ребенку примеры из собственной жизни. Анализируйте вместе его поступки. 
Помните! Самым значимым человеком для него являетесь Вы. Поэтому в конфликтных и критических ситуациях он копирует Ваше поведение.

Слайд 11Развитие мелкой моторики – 

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы.    Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.

Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику.  Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале).  Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).

- Пропуски букв, слогов.

-Недописывание, наращивание слов.

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень мол...

Консультация для родителей "Эмоционально - волевая готовность ребенка к школе"

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому...

Консультация для родителей: «Как определить готовность ребенка к школе?»

Консультация для родителей: «Как определить готовность ребенка к школе?» В этой информационной статье речь пойдёт о подготовке наших детей к школе. Вот и заканчивается последний год п...

Консультация для родителей подготовительной группы "Готовность ребенка к школе".

Подготовка к школе - процесс многоплановый. в детском саду дети получают навыки счета,чтения,развивается мышление,память,внимание, усидчивость, любознательность. Прививается любовь к труду.Готовность ...

Консультация для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к школе»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, я...

Консультация для родителей воспитанников "Речевая готовность ребенка к школе"

Информация для родителей, чьи дети готовятся пойти в первый класс....

Консультация для родителей «Нравственно — психологическая готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей «Нравственно — психологическая готовность ребенка к школе»  Подготовительная группа… Впереди школа…. Многие родители подготовк...