картотека театрализованных игр
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры- этюды Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это, же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты). 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим). 3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла. 4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму… Впереди арбузы — вот!.. Где мне взять второй живот? 5. На носочках я иду — 14. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом И доволен был косой: — Крыша есть над головой! — А настала осень, куст листочки сбросил, Дождь как из ведра полил, Заяц шубу промочил. – Мерзнет заяц под кустом: — Никудышный этот дом! 15. Шерсть чесать — рука болит, Письмо писать — рука болит, Воду носить — рука болит, Кашу варить — рука болит, А каша готова — рука здорова. 16. У забора сиротливо Пригорюнилась крапива. Может, кем обижена? Подошел поближе я, А она-то, злюка, Обожгла мне руку. Игры – стихи Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. «Самолет» Поиграем в самолет? (Да.) Вы все — крылья, я — пилот. Получили инструктаж — Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.) В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!) Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!) Ры-ры-ры — рычит мотор, Мы летаем выше гор. Вот снижаемся мы все К нашей взлетной полосе! Что ж — закончен наш полет. До свиданья, самолет.
Эта ручка — Мышка, Эта ручка — Кошка, В кошки-мышки поиграть можем мы немножко. Мышка лапками скребет, Мышка корочку грызет. Кошка это слышит и крадется к Мыши. Мышка, цапнув Кошку, убегает в норку. Кошка все сидит и ждет: «Что же Мышка не идет?» «Мишка» Косолапые ноги, зиму спит в берлоге, Догадайся и ответь, Кто же это спит? (Медведь.) Вот он Мишенька - медведь, по лесу он ходит. Находит в дуплах мед и в рот себе кладет. Облизывает лапу, сластена косолапый. А пчелы налетают, медведя прогоняют. А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!» Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу, Ложится, засыпает и пчелок вспоминает… Игры - пантомимы Цель: учить детей элементам искусства пантомимы; развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа. 1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся. 2. Много снега — протопчем тропинку. 3. Моем посуду. Вытираем. 4. Мама с папой собираются в театр. 5. Как падает снежинка. 6. Как ходит тишина. 7. Как скачет солнечный зайчик. 8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим. 9. Едим щи, попалась вкусная косточка. 10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов. 11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили. 12. Лепим снежки. 13. Расцвели, как цветы. Завяли. 14. Волк крадется за зайцем. Не поймал. 30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу. 31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты. 32. Я не знаю. 33. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад). 34. Я — страшная гиена, Я — гневная гиена. От гнева на моих губах Всегда вскипает пена. 35. Пожарить глазунью. Съесть. 36. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям. — Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д. Загадки без слов Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Воспитатель созывает детей: Сяду рядышком на лавку, С вами вместе посижу. Загадаю вам загадки, Кто смышленей — погляжу. Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая. Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. 1) Нахмуриться, как: а) король, б) ребенок, у которого отняли игрушку, в) человек, скрывающий улыбку. 2) Улыбнуться, как: а) вежливый японец, б) собака своему хозяину, в) мать младенцу, г) младенец матери, д) кот на солнце. 3) Сесть, как: а) пчела на цветок, б) наказанный Буратино, в) обиженная собака, г) обезьяна, изображавшая вас, д) наездник на лошади, е) невеста на свадьбе. Игра «Лиса, заяц и петух». (Театр на руке - пальчиковый) Задачи: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать коммуникативные навыки и самостоятельность, развивать связную речь. Атрибутысвязанные на пальчик герои сказки (петух, собачка, медведьволк, лиса, заяц); дом для лисы - голубой и домик для зайца; коса. Игровые правила: Дети распределяют роли и определяют очередность выступления героев. Играет 7-8 человек. Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить. Результат: Инсценировка сказки. Игра «Крылатый, мохнатый и масляный» (Театр на руке – пальчиковый) Задачи : Развивать творческие способности детей, развивать внимание и образную память, диалогическую речь. Атрибуты:связанные воробей, мышь, блин и лиса; Игровые правила: Играет 5 детей. Поиграв один раз, дети могут поменяться ролями. Очередность выступления определяют самостоятельно. Игровые действия: Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев. Результат: Инсценировка сказки. Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образновыразительные умения. Лисичка подслушивает Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полу открыть. Жаркое лето. Только прошел дождь. Танец розы Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе. 1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору. 2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). 3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей. 4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному. Цветочек Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»). Самолеты и бабочки Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию. Кто на картинке? Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение. | Маму я не разбужу. 6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет. 7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика. 8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно. 9. Жадный пес дров принес, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напек, спрятал в уголок И съел сам. гам, гам, гам! 10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже 11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор. 12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание. 13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением. 17. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки. Весь перецарапали! Лопнул шар, А две подружки посмотрели — Нет игрушки, сели и заплакали… 18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? — Как быть без хруста, Если я — капуста. (Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.) 19. Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп. Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно «Умываемся» Кран откройся, нос умойся, Воды не бойся! Лобик помоем, Щечки помоем, подбородочек, Височки помоем, Одно ухо, второе ухо — Вытрем сухо! Ой, какие мы чистенькие стали! А теперь пора гулять, В лес пойдем мы играть, А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.) Стоп! Дальше ехать нам нельзя, Шины лопнули, друзья. Будем мы насос качать, Воздух в шины надувать. Ух! Накачали. . «Звонкий день» на мотив «Ах вы, сени» Взял Топтыгин контрабас: «Ну-ка, все пускайтесь в пляс! Не к чему ворчать и злиться, Лучше будем веселиться!» Тут и Волк на поляне заиграл на барабане: «Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!» Чудеса, чудеса! За роялем Лиса, Лиса-пианистка — рыжая солистка! Старик-барсук продул мундштук: «До чего же у трубы превосходный звук!» От такого звука убегает скука! В барабаны стук да стук зайцы на лужайке, Ёжик-дед и Ёжик- внук взяли балалайки…. Подхватили Белочки модные тарелочки. Дзинь-дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день! 15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала. 16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится. 17. Пчела на цветке. 18. Обиженный щенок. 19. Обезьяна, изображающая вас, 20. Поросенок в луже. 21. Наездник на лошади. 22. Невеста на свадьбе. Жених. 23. Бабочка порхает с цветка на цветок. 24. Зуб болит. 25. Принцесса капризная, величественная. 26. Бабушка старенькая, хромает. 27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело. 28. Ловим кузнечика. Ничего не получилось. 29. Сосулька. У нас под крышей Белый гвоздь висит (руки подняты вверх). Солнце взойдёт — Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть). Игра «Подбери рифму» Цель: развивать чувство рифмы. Волшебник задает рифмы по очереди: Кочка — бочка, строчка, дочка, точка… Картошка — матрешка, морошка, кошка… Печь — меч, течь, лечь… Лягушка — квакушка, подружка, кружка… Зайчик — пальчик, мальчик… Мышь — тишь, камыш, шуршишь… Кошка — мошка, блошка, плошка… Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок… Снежинка — пушинка, пружинка… Игра “Загадка” Цель: развивать речевые навыки, умение составлять небольной описательный рассказ о любом предмете, животном, птице. Например: Герой сказок, живет в лису, очень хитрая, рыжая плутовка (Лиса); Герой сказки, круглой формы, неусидчивый и непрослушный, сделан из муки, сметаны, съеден был лисой (Колобок) Игра «Телефон» Цель: развивать фантазию, диалогическую речь. Петрушкина загадка: Поверчу волшебный круг — И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.) Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд. 1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости. 2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр. 3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть. 4. Вас обидели, а друг вас утешает. 5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется. 6. У вас именины Игра «Заяц - хваста» (Театр масок) Задачи : Развивать интерес к сценическому искусству, развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать связную речь Игровые правила: Играет детей 8 детей. Дети распределяют роли и определяют очередность выступления. Игровые действия: Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец. результат: Инсцениовка сказки Игра «Лиса и кувшин» (Театр масок) . Задачи : Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией, расширять словарный запас детей. Атрибуты: маски :лиса,женщина; кувшин. Игровые правила: Играют трое детей. Они определяют очередность выступления героев. Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду. Результат: Инсценировка сказки. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемойлужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Веревочки Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы. Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны, находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам». Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой! Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали? Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем! Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п. Пальма Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. «Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой. Штанга Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает. Веселые обезьянки Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним. Радиограмма Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий. Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен. Передай позу Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку. Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека театрализованных игр
В картотеке представлены игры на развитие воображения и творчества, выразительной мимики, жестов и пластики....
Картотека театрализованных игр
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫЭСТАФЕТАЦель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не...
Картотека театрализованных игр.
Расширение театрально-игрового опыта осуществляется в театрализованных играх. Театрализованная игра является средством самовыражения, самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверж...
Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры целью которых является развитие внимания, памяти, воображения,выдержки,фантазии,наблюдательности...
Картотека театрализованных игр во 2 младшей группе
Картотека удобна при написании плана работы на день.Карточки размером 10х15,поэтому могут быть размещены в обычный альбом для фото....
Картотека Театрализованных игр для детей 3 - 7 лет
Картотека театрализованных игр подобран с учетом возрастных особенностей детей 3 - 7 лет и распределен по возрастным группам. Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, равномер...
Картотека театрализованных игр (старшая группа)
Подборка театрализованных игр для детей 5-6 лет....