"Игры и упражнения для развития речевого аппарата"
картотека по развитию речи (младшая группа)
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. В данной консультации представлены игровые упражнения для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка малыша. Эти игры можно проводить с детками 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha_ml._vozr.docx | 791.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
(МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)
Подготовила: Гасратова
Зинфира Абдуллаховна
воспитатель 1 кв. категории
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. В данной консультации представлены игровые упражнения для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка малыша. Эти игры можно проводить с детками 2-3 лет.
Игра «Поезд» № 1
Цель:
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.
Ход игры:
Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.
Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.
На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.
Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».
Игра «Медвежата едят мёд» № 2
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.
Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ)».
Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2–3 раза).
Игра «Часы» № 3
Цель:
Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинка больших и маленьких часов.
Ход игры:
Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Кто в домике живет?»№ 4
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.
Ход игры:
Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).
-Кто это? (Ответы детей.)
Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)
- А это кто? (Ответы детей.)
Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)
-Кто это? (Ответы детей.)
Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)
-А это кто? (Ответы детей.)
Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).
-Отгадайте, кто в этом домике живет:
«Ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей.)
-Правильно, собака (показывает картинку).
-Как она лаяла? (Ответы детей.)
– Отгадайте, кто в этом домике живет:
«Мяу-мяу» (произносится тихо)?
-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.
Игра «Колокольчики» № 5
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)
Ход игры
Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Звенят колокольчики»№6
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Ход игры
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).
Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Кто как кричит?»№ 7
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.
Ход игры
Воспитатель.
- У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).
-Мама учила его хрюкать.
-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).
- А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).
-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).
-Свинья зовет сыночка.
-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)
-Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.
-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)
-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).
-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)
-Так она хвалила сыночка-поросенка.
-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)
Игра «Барабаны» № 8
Цель.
Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинка большого и маленького барабана.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.
Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»
-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). -Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).
Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Лошадки и поезд» № 9
(в кругу)
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход игры
Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).
Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.
Поехал поезд, застучал колесами.
Поезд остановился.
Игра «Большие и маленькие машины» № 10
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины.
Они встают друг против друга.
Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».
Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).
По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.
Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.
Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Игра «Рыбки»№ 11
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. «Вы будете рыбками.»
-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».
-Они ныряют глубоко за кормом.
-Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).
-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).
Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.
Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»
(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)
-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)
Игра «Слоны и ослики» № 12
Цель.
Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением ослика и слона.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.
Они встают друг против друга.
Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).
По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.
По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.
Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Игра «Выполни задание»№ 13(в кругу)
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки)
И бегаем кругом (3 раза).
Игра повторяется 3 раза.
Игра «Телефон»№14
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.
Ход игры
Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.
Игра «Будь внимательным» №15
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф.
Ход игры
Воспитатель. Это коза (показ картинки).
-Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание).
-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание
-Это овца (показ картинки). Она блеет – кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).
-А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).
– А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)
-Как он кричит? (Ответы детей).
-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)
-У петуха и курицы есть детеныши.
-Как их зовут? (Ответы детей.)
-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)
Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).
Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов),
травку щиплют, крошки ищут.
Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.
Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я – ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку на фланелеграф.
После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.
Игра «Забей гвоздик молоточком»№16
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход игры
Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 17
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.
Ход игры
Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.
Ишка – дети поправляют «Мишка».
Елочка – белочка.
Оник – слоник.
Зьянка – обезьянка.
Ичка – птичка.
Бака – собака.
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.
Игра «Лягушка и лягушата» №18
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.
Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)
Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).
– Наловила я много вкусных мошек.
-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.
-Наелись лягушата, громко заквакали.
-Легли спать на листики.
-Проснулись и заквакали.
Дети выполняют указанные действия.
Игра «Позови свою маму»№ 19
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.
У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.
Ход игры
Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)
Кто у цыпленка мама? (Курица.)
Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)
(Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Игра «Идут животные» №20
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Ход игры
Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.
Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).
– Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).
– Идут поросята, они топают еще тише.
– Идут ежики, они топают очень тихо.
– Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
Игра «Будь внимательным» №21
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.
Ход игры
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки (произвольно), а дети выполняют действия.
Игра «Отгадай слово» № 22
Цель.
Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.
Ход игры
Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе).
-Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.
-Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Игра «Кукушка и дудочка»№23
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинка, изображающая кукушку, дудочку.
Ход игры
Воспитатель. В лесу живет птица – кукушка (показ картинки).
-Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
-Однажды дети пришли в лес обирать грибы.
- Много набрали грибов.
-Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки.
Без системы 6–7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Делай, как я»№ 24
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал. Игрушка: мишка
Ход игры
Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.
Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).
Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…
Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…
Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…
Надо облизать зубы вот так. Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.
Воспитатель. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка для родителей "Игры и упражнения для развития речевого аппарата".
Материал для родителей...
Игры и упражнения для развития речевого аппарата
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.Выполнять игровые упражнения нужно перед зеркалом, чтоб...
Игры и упражнения для развития речевого аппарата
Игры и упражнения для речевого аппарата...
Консультация "Игры и упражнения для развития речевого аппарата"
Игры и упражнения для развити речевго аппарата у дошкольников...
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....
Игры и упражнения для развития речевого аппарата
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правиль...
«Игры и упражнения для развития речевого аппарата у детей с ОВЗ».
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу ...