На помощь Белоснежке
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пожидаева Ольга Михайловна

Конспект занятия по развитию речи "На помощь Белоснежке" для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_pomoshch_belosnezhke.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Пожидаева Ольга Михайловна

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

3.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«На помощь Белоснежке».
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Аудиозаписи, показ, беседа, смена видов деятельности, сюрпризный момент.

3.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

4.

Возрастная группа:

Старшая  дошкольная группа

5.

Цель:

Систематизировать знания, умения, навыки детей по звуковому анализу слова.

6.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять умение подбирать слова с заданным звуком; составлять простые предложения, определять количество слов в предложении, составлять схемы предложений; делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.); работать произношение звуков и их сочетаний через чистоговорки, скороговорки.

Развивающие: развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей;   обогащение словаря за счет слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение; развивать умение подбирать слова на заданную тему;  развитие внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, не перебивая;  работать и играть в коллективе.

7.

Планируемые результаты:

Дети проявляют любознательность, активность; отвечают на вопросы воспитателя,  читают схемы предложений. Участвуют в играх; решают логические задачи, аргументируют свое мнение, умеют составлять рассказ по опорным словам, умеют работать парами, в коллективе; активизируют словарь.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Аудиозапись, презентация, развивающие игры по теме.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

 Проведение речевых дидактических игр по развитию грамматического строя, артикуляционных гимнастик, физминуток.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель:   -Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:  У меня ребята, прекрасное настроение. А у вас?

- Давайте передадим друг другу хорошее настроение. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами,  улыбнитесь ему.

Метод «Самомассаж лица»

Цель: создание положительного психологического настроя.

Проведение: дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает улыбнуться друг другу ещё раз и сделать самомассаж лица:

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем мы за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

 (слышится шум ветра) Воспитатель: - Что это за шум?

Дети: -Ветер. (В группу залетает воздушный шарик с привязанным конвертом)

Воспитатель: -А ветер, ребята, не просто так шумел он принёс нам шарик.

Что это на шарике?

Дети: -Письмо.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо. (Открывает конверт и читает письмо): "Здравствуйте, ребята, вам пишет Белоснежка из сказки ”Семь гномов”. Меня похитила злая Королева и заточила в каменный замок. Закрыла дверь на семь замков. Королева сказала, что отпустит, если вы выполните все задания. Заданий будет семь. За каждое правильно-выполненное задание даётся ключ. Если к концу занятия у вас будет семь ключей, то вы сможете освободить меня. Мне очень нужна ваша помощь. Помогите пожалуйста".  

 

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель:  Ребята, задания, скорее всего будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Вот и первое задание.
Задание №1
- Проходите на стульчики, обратите внимания, на каждом стуле есть буква, это заглавная буква вашего имени, находите свою букву и присаживайтесь на своё место.

- Чем отличается буква от звука? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы говорим и слышим.)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки мы можем пропеть. Согласные звуки мы не можем пропеть, воздушная струя встречает преграду. Язык, зубы и губы.)
Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, и Королева вам дает первый ключ.


Задание№2
Дидактическое упражнение «Заколдованное слово». 
Воспитатель: 
Ребята, Королева, заколдовала одно слово. Но чтобы нам его отгадать, придется постараться. Надо определить первый звук в словах, обозначающих предметы,  которые  изображены на карточках, и тогда мы узнаем какое слово заколдовала Королева. 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6f6c8e047990e1c0d2c14edad30f19fc-l&n=13https://www.colourbox.com/preview/5813532-needle-and-thread.jpghttps://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fdea3fdfb56adf2b0b070e60fd4eb095&n=33&h=215&w=190https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cb68f9b9d626af89f6012163577eba51&n=33&h=215&w=292https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3d2c72cbb21819859740dddfb5c172ec-l&n=13

        

Звуковой анализ слова Мишка.

Воспитатель. Нужно сказать, какие звуки живут в слове «мишка». 

Воспитатель. Сколько звуков в слове «мишка»?

Дети: В слове «мишка» 5 звуков.

Воспитатель. Какой первый звук в слове «мишка»?

Дети. Первый звук в слове «мишка», звук «Мь».

Воспитатель. Дадим характеристику звуку «Мь»?

Дети. Звук «Мь» согласный, звонкий, мягкий.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой зеленого цвета.

Воспитатель. Какой второй звук в слове «мишка»?

Дети. Второй звук «И».

Воспитатель. Какой это звук?

Дети. Это гласный, ударный.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой красного цвета.

Воспитатель. Какой третий звук в слове «мишка»?

Дети. Третий звук «Ш».

Воспитатель. Какой это звук?

Дети. Согласный, глухой, твёрдый звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой синего цвета.

Воспитатель. Что мы знаем о звуке «Ш»?

Дети. Он всегда твердый.

Воспитатель. Да, верно звук «Ш» – всегда твердый, согласный звук. Воспитатель. Какой четвертый звук в слове «мишка»?

Дети. Четвертый звук «К».

Воспитатель. Какой это звук?

Дети. Согласный твёрдый, глухой звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой синего цвета.

Воспитатель. Какой пятый звук в слове «мишка»?

Дети. Пятый звук «А».

Воспитатель. Какой это звук?

Дети. Гласный звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой красного цвета.

Воспитатель. Сколько гласных звуков в слове «мишка»?

Дети. Два гласных звука.

Воспитатель. Какие это звуки?

Дети. Звук «И» и звук «А».

Воспитатель. Сколько согласных звуков в слове «мишка»?

Дети. Три согласных звука.

Воспитатель. Назовите эти звуки?

Дети. Звуки «Мь», «Ш», «К».

- Королева даёт вам второй ключ.

 

Задание № 3 Дифференциация звуков в чистоговорках

- Ребята, вам нужно правильно повторить чистоговорку.

Ми-ми-ми-котёнка покорми. (Громко, мальчики)

Ша-ша-ша-Маша шапку не нашла. (Тихо, девочки)

Ка-ка-ка- в небе облака. (Громко, вместе)

- Молодцы! И у вас ещё один  ключик.

Задание № 4   Закончи предложение…

Дерево высокое, а куст...

Пчела летит, а гусеница…

Белый гриб съедобный, а мухомор…

Дорога широкая, а тропинка…

- Королева даёт вам ещё один ключ. Сколько у вас ключей? (отвечают полным ответом)

Задание № 5  «Вкусная игра» 

Королева приглашает детей пойти в сад и собрать фрукты, в названии которых есть звук «А»:

Вы корзиночки берите

В сад фруктовый поспешите,

Соберите для меня

Фрукты все со звуком «А».

Дети собирают в корзинку фрукты, в которых есть звук «А».

Воспитатель. Ребята, а в какой части слова стоит  звук «А» (в начале слова, (ананас, апельсин), в середине слова (мандарин, манго), в конце слова (груша, слива).

- Королева даёт вам ещё один ключ.

- Давайте немного отдохнём, сил наберёмся.

 Физминутка:

Мы ногами - топ-топ,

Мы руками - хлоп-хлоп.

Мы глазами - миг-миг.

Мы плечами - чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Рад-два, раз-два,

Отдохнула детвора.

Задание 6.  Собери картинку

Дети собирают картинку «ворота»

- Что же это такое получилось? Вам нужно назвать количество слогов в слове «ворота». Посчитайте. Назовите ударный слог? Ребята, а ворота они какие? (ответы детей)              И у вас  ещё один ключ.

 Задание 7. Составление графической схемы предложений.

– Вам нужно вспомнить, из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки). Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с какой буквы (большой буквы). Какая вам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим что?  (Точку она указывает на то, что предложение закончено.) Предложения:  Королева злая. ____  _____. Белоснежка очень добрая. _____  ____   ____. Гномы ждут Белоснежку домой. ____ _____  ____   ____.

III.

Заключительная часть

Воспитатель:  Королева отдала нам последний, седьмой ключ! И теперь Белоснежка может выйти на свободу. 
(На экране появляется слайд с изображением Белоснежки.)
Белоснежка благодарит всех детей за оказанную помощь.
«А сейчас мне пора отправляться в свою сказку. До встреч!!!!»

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Дети встают в круг.  

-Какое доброе дело мы сегодня совершили?   (освободили Белоснежку)

- Как нам это удалось?

 

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

 1.

 

 

 

   

 Пополнение развивающей среды в группе по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по математике "Белоснежка и семь гномов"

1. Проверить знание геометрических фигур.2. Закрепить умение различать цвета, группировать предметы по цвету, форме.3. Закрепление счета от 1 до 7;4. Совершенствовать умение правильно устанавливать пр...

Белоснежка и гномы

Сценарий для представления предметно-развивающей среды в группе...

Конспект нод по ФЭМП и Ручному труду «На помощь Белоснежке»

              Конспект нод по ФЭМП и Ручному труду «На помощь ...

Конспект занятия «Число 10. Цифра 10. «Помощь Белоснежке из сказочного леса».

Цель: Создать условия для формирования представлений о составе числа 10.Задачи: Продолжать формировать представление о понятиях: «Сутки» и «Часть суток». Продолжать обогащ...

Служба ранней помощи "Белоснежка"

Служба ранней помощи осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:- проведение первичного междисциплинарного обследования направленных или самостоятельно обратившихся в СРП ...

Новогодний сценарий в старшей группе «Белоснежка и её друзья спешат на помощь»

В данном сценариии Белоснежка ищет помощи у сказочных героев в поисках Снегурочки....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «На помощь Белоснежке и 7 гномам».

Закрепление знаний по разделам "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории" "Связная речь" "Звуко-буквенный анализ и синтез"Интеграция образовательны...