занятие по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

технология синквейн

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по речевому развитию27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового  занятия

Для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Поиграем в синквейн»

Тема: «Поиграем в синквейн»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Тип занятия: подгрупповое.

Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.

Задачи:

Коррекционные:

- обогащение и активизация словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные:

-  научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;

- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Художественно- эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Оборудование: игрушки на руку «попугай Кеша», «язычок», магнитная доска, игрушка пирамидка, плоскостная нарисованная пирамидка, игрушка юла, маркер, картинки с изображением слона, лягушки, лошадки.

  1. Организационный момент.

Воспитатель встречает детей и просит поделиться впечатлениями о прошедших выходных:

- Чем занимались на выходных?

Дети:играли дома(ответы)

- Где были на выходных?

Дети: ответы детей

- Чему научились за прошедшие выходные?

Дети( ответы детей)

(Сюрпризный момент. У воспитателя в руках игрушка в виде язычка)

Воспитатель: Ребята! К нам в гости пришёл язычок, он будет нам помогать выполнять упражнения.

Но для начала я хочу рассказать вам сказку «Как язычок на выходных ходил в зоопарк», а давайте мы вместе с язычком отправимся в зоопарк.

Сказка про Язычок.

Воспитатель:

-Жил-был Язычок-говорилка в своём уютном домике, который называется

 (дети помогают «рот»). Язычок проснулся в хорошем настроении, и поэтому улыбнулся (артикуляционное упражнение «Улыбочка»). Потом Язычок умылся и сел пить чай с вареньем. Варенье было вкусное, и Язычок облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). После завтрака Язычок решил пойти в зоопарк. Идёт язычок. Ой, кто это такой большой, с длинным хоботом? Да это же….слон (упражнение «Слон»)-давайте покажем, какой у слона хобот!

Буду подражать слону!

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю. (Повторяем три раза)

Посмотрел язычок на слона и хотел дальше отправиться, как слышит ква-а-а,ква-а-а. Это были…Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушата улыбаются.

Подражаем мы лягушкам        

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем. (Повторяем три раза)

Язычку было очень весело, пошёл язычок дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как язычок катался на лошадке.

Я-весёлая лошадка,

Темная как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий. (Повторяем три раза)

Воспитатель: Весело мы с язычком сходили в зоопарк? Кого язычок увидел сначала?

 Дети :Слона

Воситатель: правильно-слона. А потом кого он услышал?

Дети Лягушат

Воспитатель: правильно – лягушат. А кого язычок встретил ещё?

Дети: Лошадку

Основная часть.

Воспитатель: правильно - лошадку. Хорошие выходные получились у нашего язычка, он многому научился.  Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн». Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!

(Воспитатель пишет цифры в столбик на доске)

Воспитатель: А теперь считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова:

Условные обозначения:

1. Слово-предмет (Кто? Что) - Воспитатель проводит прямую линию.

2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Воспитатель проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «Какой?»

3. Слова-действия (Что делает?) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса «Что делает?»

4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)

5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.

- По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн!

Друг

Веселый, добрый

Играет, дружит, радует

Хорошо иметь много друзей.

Дружба.

Увидев одобрение детей воспитатель предлагает:

- Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!

(Звучит весёлая музыка, Воспитатель одевает на руку театральную обезьянку, которая держит в руках пирамидку)

Воспитатель: (обращает внимание детей на игрушку) Ребята, мы чудесно попутешествовали по зоопарку с нашим язычком и с нами хочет подружится весёлая обезьянка Чича. Будем с ней дружить?

Дети : Да

Воспитатль: Ребята, обезьянка Чича принесла нам в подарок игрушку. Что это за игрушка?

Ответы детей: Пирамидка.

Воспитатель: Чича предлагает поиграть нам с пирамидкой.

Игра «Собери пирамидку» (составление синквейна)

(Воспитатель крепит на доску плоскостную нарисованную пирамидку, предлагает составить синквейн со словом «Пирамидка»)

Ответы детей: (один из вариантов)

Пирамидка

Яркая, разноцветная, красивая.

Радует, развлекает.

Пирамидка моя любимая игрушка.

Радость.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с синквейном. Чича подарила нам прекрасный подарок. А теперь предлагает нам немного поиграть с ней.

Физминутка «Мы весёлые мартышки»

Мы весёлые мартышки                   Дружно прыгнем к потолку.

Мы играем громко слишком,         Ручки поднесём к виску.

Мы в ладоши хлопаем,                   Оттопырим ушки

Мы ногами топаем.                         Хвостик на макушке!

Надуваем щёчки,                             Шире рот откроем.

Скачем на носочках                         Гримасы всем состроим:

И друг другу даже                           Как скажу я цифру «три»

Язычки покажем!                             Все с гримасами замри!

                                                          1-2-3….

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Чичей?

Дети :Да

Воспитатель: Чича нам подарила замечательную игрушку, но у неё не осталось больше никаких игрушек. Давайте и мы подарим Чиче подарок?

Дети : Да

Логопед: А чтобы угадать что мы подарим Чиче, вам нужно разгадать синквейн-загадку:

*?

Яркая, разноцветная, быстрая.

Кружится, вертится.

Крутится если её завести.

Волчок. (Юла)

Воспитатель: Молодцы ребята, это юла. Чича благодарит вас за чудесный подарок, но ей уже пора возвращаться в зоопарк. Давайте на прощание подарим Чиче наш стих-синквей про неё?

Дети :

Обезьянка Чича

Весёлая, ловкая, красивая.

Прыгает, резвится.

Не сидит на месте.

Животное.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Вы еще не умеете читать, как же сделать так, чтобы вы сами могли рассказать свой синквейн? (выучить его)

- Давайте выразительно расскажем наш стих-синквейн Чиче?

(Воспитатель тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)

Воспитатель: молодцы ребята, Чиче пора отправляться в зоопарк, Давайте ей пожелаем всего хорошего и  до новых встреч!

Релаксация

Ребята, на нашей доске появились наши смайлики, сейчас каждый подойдёт и закрепит свой магнитик на том смайлике, который соответсвует его настроению.




САМОАНАЛИЗ

Занятия в старшей группе

По развитию речи

На тему «Поиграем в синквейн»

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовалась игрушка-рукавичка – обезьянка Чича, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Организационный прием артикуляционной гимнастики в виде сказки «Путешествие в зоопарк с язычком» был направлен на развитие коммуникативных качеств, развитие артикуляционного аппарата, установление дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива
Занятие ознакомительное, динамичное, включает новый прием работы – Синквейн. В ходе занятия у детей была возможность отдохнуть, выразить свои эмоции во время физминутки «Весёлые мартышки»

Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Речевое развитие: развивала артикуляционный аппарат, учила составлять синквейн подбирая существительные, прилагательные, глаголы; продолжала развивать умение составлять предложение, учила составлять синквейн по схеме; активизировала словарь детей за счет слов – существительных, глаголов, прилагательных, упражняла в согласовании существительных, прилагательных. Социально-коммуникативное: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника;закрепляли умение  самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. Физическое развитие; развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер.

Моя роль сводилась к обучению детей составлять нерифмованное стихотворение-синквейн по схеме. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась заинтересовать детей в изучении нового приёма, направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, 
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде рассказывания стихотворения – продукта собственного творчества.

В связи с тем, что некоторые дети имеют небольшие речевые физиологические отклонения, а также и функциональные отклонения им было сложно подобрать слова в соответствии с требованиями схемы синквейна, согласовать окончания существительных с прилагательными, глаголами. Было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...