занятие по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
Для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Поиграем в синквейн»
Тема: «Поиграем в синквейн»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тип занятия: подгрупповое.
Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.
Задачи:
Коррекционные:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.
Образовательные:
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;
- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Художественно- эстетическое развитие». «Физическое развитие».
Оборудование: игрушки на руку «попугай Кеша», «язычок», магнитная доска, игрушка пирамидка, плоскостная нарисованная пирамидка, игрушка юла, маркер, картинки с изображением слона, лягушки, лошадки.
- Организационный момент.
Воспитатель встречает детей и просит поделиться впечатлениями о прошедших выходных:
- Чем занимались на выходных?
Дети:играли дома(ответы)
- Где были на выходных?
Дети: ответы детей
- Чему научились за прошедшие выходные?
Дети( ответы детей)
(Сюрпризный момент. У воспитателя в руках игрушка в виде язычка)
Воспитатель: Ребята! К нам в гости пришёл язычок, он будет нам помогать выполнять упражнения.
Но для начала я хочу рассказать вам сказку «Как язычок на выходных ходил в зоопарк», а давайте мы вместе с язычком отправимся в зоопарк.
Сказка про Язычок.
Воспитатель:
-Жил-был Язычок-говорилка в своём уютном домике, который называется
(дети помогают «рот»). Язычок проснулся в хорошем настроении, и поэтому улыбнулся (артикуляционное упражнение «Улыбочка»). Потом Язычок умылся и сел пить чай с вареньем. Варенье было вкусное, и Язычок облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). После завтрака Язычок решил пойти в зоопарк. Идёт язычок. Ой, кто это такой большой, с длинным хоботом? Да это же….слон (упражнение «Слон»)-давайте покажем, какой у слона хобот!
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. (Повторяем три раза)
Посмотрел язычок на слона и хотел дальше отправиться, как слышит ква-а-а,ква-а-а. Это были…Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушата улыбаются.
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем. (Повторяем три раза)
Язычку было очень весело, пошёл язычок дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как язычок катался на лошадке.
Я-весёлая лошадка,
Темная как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий. (Повторяем три раза)
Воспитатель: Весело мы с язычком сходили в зоопарк? Кого язычок увидел сначала?
Дети :Слона
Воситатель: правильно-слона. А потом кого он услышал?
Дети Лягушат
Воспитатель: правильно – лягушат. А кого язычок встретил ещё?
Дети: Лошадку
Основная часть.
Воспитатель: правильно - лошадку. Хорошие выходные получились у нашего язычка, он многому научился. Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн». Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!
(Воспитатель пишет цифры в столбик на доске)
Воспитатель: А теперь считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова:
Условные обозначения:
1. Слово-предмет (Кто? Что) - Воспитатель проводит прямую линию.
2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Воспитатель проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «Какой?»
3. Слова-действия (Что делает?) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса «Что делает?»
4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)
5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.
- По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн!
Друг
Веселый, добрый
Играет, дружит, радует
Хорошо иметь много друзей.
Дружба.
Увидев одобрение детей воспитатель предлагает:
- Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!
(Звучит весёлая музыка, Воспитатель одевает на руку театральную обезьянку, которая держит в руках пирамидку)
Воспитатель: (обращает внимание детей на игрушку) Ребята, мы чудесно попутешествовали по зоопарку с нашим язычком и с нами хочет подружится весёлая обезьянка Чича. Будем с ней дружить?
Дети : Да
Воспитатль: Ребята, обезьянка Чича принесла нам в подарок игрушку. Что это за игрушка?
Ответы детей: Пирамидка.
Воспитатель: Чича предлагает поиграть нам с пирамидкой.
Игра «Собери пирамидку» (составление синквейна)
(Воспитатель крепит на доску плоскостную нарисованную пирамидку, предлагает составить синквейн со словом «Пирамидка»)
Ответы детей: (один из вариантов)
Пирамидка
Яркая, разноцветная, красивая.
Радует, развлекает.
Пирамидка моя любимая игрушка.
Радость.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с синквейном. Чича подарила нам прекрасный подарок. А теперь предлагает нам немного поиграть с ней.
Физминутка «Мы весёлые мартышки»
Мы весёлые мартышки Дружно прыгнем к потолку.
Мы играем громко слишком, Ручки поднесём к виску.
Мы в ладоши хлопаем, Оттопырим ушки
Мы ногами топаем. Хвостик на макушке!
Надуваем щёчки, Шире рот откроем.
Скачем на носочках Гримасы всем состроим:
И друг другу даже Как скажу я цифру «три»
Язычки покажем! Все с гримасами замри!
1-2-3….
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Чичей?
Дети :Да
Воспитатель: Чича нам подарила замечательную игрушку, но у неё не осталось больше никаких игрушек. Давайте и мы подарим Чиче подарок?
Дети : Да
Логопед: А чтобы угадать что мы подарим Чиче, вам нужно разгадать синквейн-загадку:
*?
Яркая, разноцветная, быстрая.
Кружится, вертится.
Крутится если её завести.
Волчок. (Юла)
Воспитатель: Молодцы ребята, это юла. Чича благодарит вас за чудесный подарок, но ей уже пора возвращаться в зоопарк. Давайте на прощание подарим Чиче наш стих-синквей про неё?
Дети :
Обезьянка Чича
Весёлая, ловкая, красивая.
Прыгает, резвится.
Не сидит на месте.
Животное.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Вы еще не умеете читать, как же сделать так, чтобы вы сами могли рассказать свой синквейн? (выучить его)
- Давайте выразительно расскажем наш стих-синквейн Чиче?
(Воспитатель тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)
Воспитатель: молодцы ребята, Чиче пора отправляться в зоопарк, Давайте ей пожелаем всего хорошего и до новых встреч!
Релаксация
Ребята, на нашей доске появились наши смайлики, сейчас каждый подойдёт и закрепит свой магнитик на том смайлике, который соответсвует его настроению.
САМОАНАЛИЗ
Занятия в старшей группе
По развитию речи
На тему «Поиграем в синквейн»
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась игрушка-рукавичка – обезьянка Чича, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием артикуляционной гимнастики в виде сказки «Путешествие в зоопарк с язычком» был направлен на развитие коммуникативных качеств, развитие артикуляционного аппарата, установление дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива
Занятие ознакомительное, динамичное, включает новый прием работы – Синквейн. В ходе занятия у детей была возможность отдохнуть, выразить свои эмоции во время физминутки «Весёлые мартышки»
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Речевое развитие: развивала артикуляционный аппарат, учила составлять синквейн подбирая существительные, прилагательные, глаголы; продолжала развивать умение составлять предложение, учила составлять синквейн по схеме; активизировала словарь детей за счет слов – существительных, глаголов, прилагательных, упражняла в согласовании существительных, прилагательных. Социально-коммуникативное: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника;закрепляли умение самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. Физическое развитие; развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер.
Моя роль сводилась к обучению детей составлять нерифмованное стихотворение-синквейн по схеме. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась заинтересовать детей в изучении нового приёма, направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде рассказывания стихотворения – продукта собственного творчества.
В связи с тем, что некоторые дети имеют небольшие речевые физиологические отклонения, а также и функциональные отклонения им было сложно подобрать слова в соответствии с требованиями схемы синквейна, согласовать окончания существительных с прилагательными, глаголами. Было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...