Рабочая программа "Обучение дошкольников грамоте"
рабочая программа по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа
Дополнительного образования по учебной дисциплине
« Обучение дошкольников грамоте»
Средняя, старшая и подготовительные группы.
1.Направленность образовательной программы.
Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
2.Причины создания образовательной программы.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.
3.Новизна.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
4.Актуальность.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obuchenie_doshkolnikov_gramote_otredaktirovana.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Дополнительного образования по учебной дисциплине
« Обучение дошкольников грамоте»
Средняя, старшая и подготовительные группы.
Разработчик программы - Журина Ольга Николаевна,
воспитатель МАДОУ
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №27 «Росинка»
(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»)
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Направленность образовательной программы.
Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
2.Причины создания образовательной программы.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.
3.Новизна.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
4.Актуальность.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.
В средней группе осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова (усвоению способа выделения звуков в слове).
В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные), сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия Спецкурс : «Обучение дошкольников грамоте»
5.Цель программы: Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
6.Задачи образовательной програмы
Развивающие:
- Развивать желание читать;
- Развивать потребность в грамотности;
Развивать фонематический слух;
Усваивать зрительный образ каждой печатной буквы.
Обучающие:
- Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- Прививать любовь к книге;
- Обогащать словарный запас и развивать речь;
- Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к книге;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
7.Возраст детей.
Данная программа рассчитана на детей со средней до подготовительной к школе группы.
8. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на два года и три месяца.
9.Форма проведения, методы и приемы.
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.
Задачи 1-го года обучения: научить различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.
Задачи 2-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.
Задачи 3-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
10.Количество занятий.
Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста.
В средней группе проводится 10 занятий (март-май месяц). Длительность каждого занятия – 18-20 минут.
В старшей группе занятия проводятся один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел II. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями.
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 -й год обучения
№ Занятия | Тема занятия, задачи |
март | |
1 | Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово» |
Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов. | |
Учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова со звуком «ш». | |
2 | Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука. Познакомить с термином «звук». |
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. |
№ Занятия | Тема занятия, задачи | |||
3 | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки | |||
Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь» | ||||
Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух | ||||
4 | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. | |||
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | ||||
Учить называть слова с заданным звуком. | ||||
апрель | ||||
5 | Учить детей составлять предложения по «живой модели». | |||
Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. | ||||
Дать знание о многозначности слов | ||||
Учить называть слова с заданным звуком. | ||||
6 | Дать детям знание о первом звуке и слове. | |||
Учить составлять предложения по «живой модели». | ||||
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. | ||||
7 | Учить детей сравнивать слова по протяженности. |
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. | |
Учить определять первый звук в словах. | |
Учить называть слова с заданным звуком. | |
8 | Учить детей определять 1-й звук в слове. |
Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. | |
Учить составлять предложения о действиях детей. | |
Учить называть слова с заданным звуком. | |
9 | Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове. |
Развивать речевое внимание и фонематический слух. | |
Дать детям знание, что слова звучат по-разному. |
Учить называть слова с заданным звуком. | |
10 | Учить различать на слух твердые и мягкие звуки |
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. | |
Учить называть слова с заданным звуком. | |
2 -й год обучения
№ Занятия | Тема занятия, задачи |
сентябрь | |
1 | Мониторинг - Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания |
2-3 | Звук и слово
|
4 | Звук, слово, слог -Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;
|
октябрь | |
5 | Предложение, слово, звук
|
6-8 | Схема звукового состава слова - Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом. |
ноябрь | |
9-12 | Схема звукового состава слова
|
декабрь | |
13-14 | Гласные звуки -Дать понятие о гласных звуках; - продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком. |
15-16 | Гласные и согласные звуки
|
январь | |
17-20 | Твердые и мягкие согласные
|
февраль | |
21-24 | Твердые и мягкие согласные - Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки
|
март | |
25-28 | Словесное ударение
|
апрель | |
29-32 | Ударный гласный звук -продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
|
май | |
33-35 | Ударные и безударные звуки -Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки; - закреплять знание о различительной роли звука. |
36 | Мониторинг
|
3-й год обучения | |
№ занятия | Тема занятия, задачи |
сентябрь | |
1 | Мониторинг
|
2-3 | Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков
|
4 | Буква а, А
|
5-6 | Буква я, Я - Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков. |
7 | Буква о, О - Познакомить с гласными буквами о, 0. |
8 | Буква ё, Ё - Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о». |
октябрь | |
9 | Буква ё, Е - Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо». |
10 | Буква у, У - Познакомить с гласными буквами у, У. |
11-12 | Буква ю, Ю - Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков. |
13 | Буква ы - Познакомить с гласными буквами ы. |
14 | Буква и, И
|
15 | Буква э, Э
|
16 | Буква е, Е
|
ноябрь | |
17 | Буква е, Е
|
18-22 | Правила написания гласных букв |
| |
23 | Буква м, М
|
24 | Буква н, Н
|
декабрь | |
25 | Буква р, Р
|
26 | Буква л, Л
|
27 | Буква г, Г
|
28 | Буква к, К
|
29 | Закрепление
|
30 | Буква с, С
|
31 | Буква з, 3
|
32 | Буква ш, Ш
|
январь | |
33 | Буква ж, Ж
|
34 | Буква д, Д
|
35 | Буква т, Т
|
36 | Буква ь
|
февраль | |
37 | Буква ъ
|
38 | Буква п, П
|
39 | Буква б, Б
|
40 | Буква в, В
|
41 | Буква ф, Ф
|
42 | Закрепление - Совершенствовать навык чтения |
43 | Буква й
|
44 | Буква ч, Ч
|
Март | |
45 | Буква щ, Щ
|
46 | Закрепление - Совершенствовать навык чтения |
47 | Буква ц, Ц
|
48 | Буква х, X
|
49 | Разделительная функция ь
|
50 | Разделительная функция ъ
|
51-52 | Закрепление - Совершенствовать навык чтения |
апрель | |
53-60 | Закрепление - Совершенствовать навык чтения |
май | |
61-67 | Закрепление - Совершенствовать навык чтения |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.
Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Результаты к концу 1-го года обучения
(старшая группа)
Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
Результаты к концу 2-го года обучения
(подготовительная к школе группа)
Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
2. Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская Обучение дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.
3.Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы (обучение грамоте, согласные)
Рабочие листы представляют собой материал собранный из различных источников. Его можно редактировать....
Рабочие листы (обучение грамоте, гласные)
В материале представлены рабочие листы для кружка по ДО "Лучики". Материал составлен из различных источников....
Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:· Развивать жела...
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская
Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...