Мастер- класс для педагогов "Весёлые пальчики"
занимательные факты по развитию речи (младшая группа)

Цель мастер-класса - показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesyolye_palchiki.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Веселые пальчики».

Слайд 2

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Слайд 3

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Слайд 4

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.

 

Слайд 5

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Слайд 6

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Слайд 7

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Слайд 8

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Слайд 9

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Молодцы, много вспомнили высказываний о руках а сейчас …

Слайд 10

Перейдём к практической части

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

В первую очередь это конечно же пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

 Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

(совместно с педагогами проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Может кто-то хочет показать пальчиковую гимнастику, которую использует в своей работе?

Слайд  11

Игры с предметами и материалом

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

(Упражнение проводится с педагогами

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2. Игра «Кто что ест?»   Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это животные, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь животным пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

3. Игра «Дополни предмет». Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

 «Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Слайд 12

Игры с пинцетом

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.

Например, играть с помощью пинцета можно в такие игры как «Цветочная поляна», «Перенеси предмет»

Слайд 13

Игры – шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Можно использовать игры как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке). Некоторые из них это Игры «Укрась корзинку», «Кто быстрее».

Слайд 14

Игры с сыпучими материалами

Дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли.

Это может быть:

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

Слайд 15

Игры с пробками от бутылок и другими предметами

Я предлагаю выполнить ряд упражнений вместе.

 Первое упражнение называется  «Двигаемся на «лыжах»»

Мы возьмём две крышечки переворачиваем  резьбой вверх – это лыжи.  Ставим в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едем на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

(Упражнение проводится с педагогами)

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и будем  целиком вбирать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот! »

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

«Мяч в ворота», «Дойди до цветка»

Слайд 16

Выкладывание фигур из счетных палочек так же способствует развитию мелкой моторики.

Слайд 17

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, баранки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Слайд 18

Игры с пуговицами

Игра «Пуговичная мозаика». Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Также у нас представлена игра «Укрась рисунок»

Слайд 19

Отлично развивают мелкую моторику

Теневой и пальчиковый театры,

Слайд 20

Развитие графической моторики

 Это рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

Художественно-творческая деятельность

Слайд 21

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

(Упражнение проводится с педагогами)

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

(упражнение проводится с педагогами).

Упражнение «Накрути ленточку на палочку»


Также играть можно с бигудями , мячиком-ёжиком, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

катая их между ладошек.

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Ну что ж на этом наш мастер- класс заканчивается. Мы с вами сегодня на нём познакомились с различными играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук, и я предлагаю вам последнее упражнение, которое называется «Чудесная коробочка».

Вы возьмёте ручку и листок и я бы хотела, чтобы вы написали, что вам понравилось, что вы возьмёте  с собой из приобретённых знаний и чем вы, какими знаниями по этой теме можете поделиться со мной.

Упражнение «Чудесная коробочка »

Слайд 22

А пока вы пишете, хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Слайд 23

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Зайчик на пальчик

Мастер-класс в фотографиях "Зайчик на пальчик" из ткани. Приложение к сценарию совместного досуга "Солнечные зайчики"...

Мастер-класс "Наши волшебные пальчики"

Развитие мелкой моторики рук....

презентация мастер класс "Зайчик на пальчик"

Изготовление тряпичной куклы "Зайчик на пальчик"...

Мастер-класс "Зайчик на пальчик"

Этот материал предназначен для воспитателей детского сада...

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Мастер - класс "Играем с пальчиками"

Материал направлен на развитие детей мелкой моторики пальцев рук, которое оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста...