Конспект занятия с использованием БОС -технологии
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков с использованием БОС-технологии по лексической теме: «Масленица»
Цель: совершенствование навыка по автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы;
- упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Коррекционно-развивающие:
- развивать речь;
- закреплять лексико-грамматические категории (со образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов);
- активизировать активный словарь;
- развивать слуховое внимание, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа;
- воспитать доброжелательность, активность и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: речевое, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие;
Оборудование:
игра «Прищепки» (круг из гофрированной бумаги желтого цвета с буквами, прищепки с картинками), БОС — технологии; картинки: блинчики — эмоции; Зима, ветер, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля; картинки к сказке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
- Какое сейчас время года? Какие праздники мы отмечали совсем недавно?
Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем? Тогда я расскажу тебе сказку (демонстрация сказки с помощью магнитного театра)
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
- Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
2. Основная часть
- Какие традиции мы соблюдаем на Масленицу? (сжигаем чучело, просим прощенье в последний день масленичной недели, печем и угощаем друг друга блинами, и конечно, веселимся)
У меня тоже есть блинчик. Как ты думаешь, на что похож блинчик?
Конечно, на солнышко, давай с помощью прищепок превратим блинчик в солнышко.
Д/и «Лучи солнца»
Поставить каждый лучик на свое место, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и])
Логопед: Давайте с вами поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки
(показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)
Логопед: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.
Р/и. «Веселое солнышко»
Логопед. Посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит. Подняли лучики, зажмурили глазки. Улыбнулись солнышку. (ребенок улыбается). Солнышко спряталось за тучку, сразу стало хмуро, пасмурно. (ребенок хмурится). Но вот снова выглянуло солнышко! (улыбается).
БОС - технологии
Сегодня мы с тобой посмотрим сказку о блинчике и подышим свежим весенним ветерком.
Фрагмент занятия с использованием БОС- технологии.
работа | забор | открывание | открывание | |||||
Отдых | рассказ | рассказ | ||||||
период | Раб 2 (2) | Раб 2(4) | Раб 2(6) | |||||
время | 1 2 | 3 | 4 5 | 6 | 7 8 |
Управление:БОС по ЧСС.
Время в работе 8 мин.
Рассказ :Блин
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной. В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем?»
Игра: «Что за чем, и перед чем?»
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т.д.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
Д/и «Назови ласково»
Зима-зимушка Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля.
3. Рефлексия
Смотри, сколько у меня разных блинчиков у них у всех разное настроение. Сравни свое настроение и выбери тот блинчик, у которого такое же настроение.
4. Итог занятия
А Масленицу провожали такими словами:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни гуляла
А теперь прощай – на тот год приезжай!
- Что интересного ты узнал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»
Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Увлекательное путешествие""
Конспект занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями развивающего обучения....
Конспект занятия с использованием здоровьезберегающей технологии "Где живет здоровье?"
Конспект занятия для старшей группы....
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы. Тема: "Проделки Королевы Простуды"
Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий ,, Путешествие в волшебную страну красок,,
Занятие для детей 4-5 лет(средняя группа)...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Зимняя фантазия» для детей 5 – 6 лет Цель: Образовательная область «Музыка» - здоровьесберегающая система. Используемые технолог...
Конспект занятия с использованием ИКТ-технологий «Сказка про трёх друзей» для детей 4-5 лет
представлен конспект занятия с использованием ИКТ-технологий по познавательному развитию «Сказка про трёх друзей» для детей 4-5 летЦель: формировать элементарные математические представления чер...
- Мне нравится (2)