Народные подвижные игры для развития речи
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Кобринец Елена Петровна

Народные  подвижные игры -  вызывают активную работу мысли,  способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает  память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры для развития речи

Народные  подвижные игры -  вызывают активную работу мысли,  способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной песенкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает  память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Фанты»                                                                                                                                                 Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.                                                                                                                    Ход игры: Ведущий говорит:                                                                                                                - Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!                                                                                                                      (После этих слов приводится такой диалог):                                                                                            - Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной)
- Хлеб, батон, булки.
- Какой хлеб продаётся в булочной ?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.                                                                  Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.                                Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

«Краски»                                                                                                                                                 Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.                                                                                                                           Ход игры: Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской.                                                                                                                                                - За какой?
- За голубой.                                                                                                                                              Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

«Почта»                                                                                                                                                  Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.                                                                                                                               Ход игры: Игра начинается с переклички водящего с игроками:                                                        - Динь-динь-динь.
- Кто там ?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)                                                              Дети по кругу должны  сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают…   Тот  ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»                                                                                                                  Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.                                                                                                                                                Ход игры: Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.                                                                                                                     Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды     ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не  смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку»                                                                                                                                      Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.                                                                                                                          Ход игры: Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий  , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами  двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Молчанка»                                                                                                                                        Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.                                                                                                                                        Ход игры: Дети встают в круг и произносят:                                                                             - Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!                                                                                                                                                           Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Челнок»                                                                                                                                               Цель: развивает словарь детей по заданной теме.                                                                                  Ход игры: Дети  делятся на две стенки, они двигаются  навстречу друг другу, пропевая слова:- Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает .
нас потешает.                                                                                                                                 Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

«Невод»                                                                                                                                              Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.                                                                                                                       Ход игры: Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К  кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Раю-раю»                                                                                                                                             Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.                                              Ход игры: Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.           Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:                                                                     - Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.                                                                                                                                   Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков  и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова , которые называл паровозик.

«Жмурки-носильщики»                                                                                                                    Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.                                                                                   Ход игры: На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Гаккарис»                                                                                                                                         Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.                                                                                                                                    Ход игры: Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около , которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

«Продаём горшки»                                                                                                                          Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.                                                                                                                             Ход игры: Дети делятся на пары : продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме.   Ведущий  подходит к одному их хозяев и начинает  разговор:                                                                                                                        - Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.( пять отдай…)                                                                                                         Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным  хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони»                                                                                                                                 Цель: развитие фонематического слуха.                                                                                              Ход игры: Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из  игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего.  Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Утушка»                                                                                                                                            Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.                                                                                                                                     Ход игры: Два ребёнка садятся друг  напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные  дети-утята.                                                  Утушка зовёт своих утят скороговоркой:                                                                                     - Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.                                                                                                    Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой  теме.

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми , нормализует поведение гиперактивных детей.

«Большой мяч»                                                                                                                                   Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.                                                                                                                                               Ход игры: Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия , которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай –животных называй»                                                                                                       Цель: активизировать словарь по данной теме.                                                                  (Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.)                                                                      Ход игры: Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Мяч»                                                                                                                                                     Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.                                                Ход игры: Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.

«Катание мяча»                                                                                                                                  Цель: активизация словаря по теме.                                                                                                        Ход игры: Воспитатель задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

«Мяч по кругу»                                                                                                                                     Цель: активизация словаря по теме.                                                                                                          Ход игры: Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие  и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.

«Я знаю пять названий»                                                                                                                     Цель: активизация словаря по заданной теме.                                                                                                      Ход игры: Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Подвижная игра  как развитие физ. качеств и воспитание детей...

Картотека народных подвижных игр для развития речи

Народные подвижные игры, напрвлены на реализацию задач в области "Речевое развитие"...

Консультация для воспитателей "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

В данной консультации говорится о важности народных игр в развитии детей....

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

Доклад "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Доклад "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"...

Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениям...


 

Комментарии

Ушхвани Светлана Михайловна

Спасибо. Актуальная подборка игр.