Родителям будущих первоклассников
консультация
Что нужно знать родителям о дислексии и дизграфии, как успеть заметить проблему во время, как помочь ребёнку преодалеть трудности в овладении чтением и письмом? Данная консультация будеть очень полезна и интересна родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_budushchih_pervoklassnikov_.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- Дисграфия. Дислексия.
Одной из главных задач любого родителя – это социальная адаптация ребенка. Результаты во многом зависят от того, будет ребенок в школе чувствовать себя комфортно или будет ежедневно на протяжении 9 – 11 лет находиться в ситуации неуспеха. А это в свою очередь зависит от того, справляется ребенок с программным материалом в классе или нет. Основной причиной неуспеваемости детей является затруднение или невозможность овладения навыком чтения и письма.
Многие школьники с трудом овладевают такими сложными процессами, как чтение и письмо. А в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не помогает. К тому же ребёнок как бы «не умеет» эти правила применять. Все это ставит в тупик не только родителей, но и педагогов. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости.
Почти во всех случаях степень нарушения письма и чтения находится в зависимости от уровня развития устной речи ребенка. Если ребенок идет в школу с общим недоразвитием речи, т.е. у него нарушено звукопроизношение, затруднения в произношении сложных слов («милиционер», «велосипед» и т.п.), бедный словарный запас (не знает, что стол, диван и шкаф – это мебель, не умеет изменять слова по образцу: дерево – деревце, сок из яблок – яблочный, у змеи голова змеиная, а у медведя – медвежья, высокий – низкий и пр.), неправильно употребляет предлоги («Я пришел из улицы»), допускает ошибки в окончаниях слов («Мама моет красный яблоко»), не умеет обозначать словами пространственное расположение предмета и его частей (выше, снизу, справа, слева), не знает названия времен года, суток и дней недели, не может посчитать и выделить звуки в слове (на какой звук начинается и заканчивается слово, сколько звуков в слове, то с большей долей вероятности можно сказать, что у ребенка возникнут трудности при овладении письменной речью.
Раньше таких детей считали лодырями, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз –дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
- Ребенку в первом классе будет легче, если он…
- ориентируется во времени: знает времена года, названия месяцев, времени суток, дней недели; ориентируется в пространстве: как расположены предметы относительно друг друга выше-ниже, слева, справа от…; в собственном теле: левая рука, правая нога, левый глаз, правое ухо;
- различает близкие по звучанию звуки п-б, з-с, в-ф, к-г, ш-ж, т-д, ч-ть, с-з, и др.; слова почка-бочка, суп-зуб, речка-редька, лак-рак, крыша-крыса, плащ-плач… и др.;
- умеет составлять связный рассказ по картинке, по серии картинок, о поездке на дачу, о событии, которое с ним произошло и т.д.;
- умеет изменять слова по числам (лист – листья), родам (сладкий-сладкая-сладкое), по падежам (суп – в супе – нет супа), образовывать новые слова (железо-железный, сапог- сапожище- сапожок);
- может ответить что лишнее: «Самолет, ракета, бабочка, вертолет. И т. п.» и объяснить почему;
- может исправить: «Машина стояла около домом. Родной дочь. Кот спрыгнул от печки. Зима пришла, потому что река замерзла. И т.п.»;
- ответит на вопросы: «Мама позвала дочку домой. Кто дома? Петя выше Саши. Кто ниже?»;
- может запомнить и повторить ряд из 4-6 чисел , ряд из 7-10 слов;
- умеет играть в игры с правилами (не нарушает правила, не нервничает);
- понимает и четко выполняет инструкции взрослого (Саша, посади мишку на диван, а мяч положи под стул. Отнеси бабушке полотенце, а мне принеси с кухни чашку).
В какие игры играть перед школой?
Играйте дома, на улице, в дороге (по 3 – 4 игры в день):
1. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…
2. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».
3. Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.
4. Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.
7. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.
8. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное – несъедобное» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.
9. Учить сложные слова (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение. Троллейбус остановился у светофора и др.), скороговорки.
10. Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку,.. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз,.. и т.д.»
11. «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
12. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).
13. Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука – ?.. (ручка), язык – ?..
14. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы: ! ! , !! !! , ! !! , !! ! , затем сложнее: ! !! ! ,!! ! !! , !! !!! ,… Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок» или «золотые руки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...