Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества для развития компонентов связной речи
презентация по развитию речи

Гирфанова Анна Вячеславовна

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

А.М. Горький.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_pedagogami.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества для развития компонентов связной речи

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

А.М. Горький.

   Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

   Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

  Актуальность:

   Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Проблема, связанная с развитием речи детей, особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят?

Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

   - Итак, уважаемые педагоги, мы предлагаем поиграть с нами.

 -Давайте представим, что вы попали в мир детства и стали детьми.

   А сейчас поиграем.

Сказки

   Для детей и взрослых самыми любимыми жанрами устного народного творчества являются сказки, пословицы и поговорки. Они несуи в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти картинки?

1. «Соедини несоединимое».

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).-Коса, заяц, избушка. («Заюшкина избушка»).  -Печка, яблоня, гуси. («Гуси- лебеди»)

Молодцы!

  2. «Угадай-ка».

- Вам необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3) Почему в сказке «Заюшкина избушка» плакал заяц?

4) Что приговаривал волк, ловя рыбу на хвост в сказке «Лиса и волк»?

5)  Кто помог сестрице Аленушке найти братца Иванушку в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

3. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

4. «Определи сказку».

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) 

2) Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

 3) Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

5. «Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном

герое идет речь?

Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),

 Сестрица - ….(Аленушка), Кощей - ....(Бессмертный),

Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).

6. «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

7. «Найди пару»

Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб, петух-коса и т.д.

8. «Волшебный клубок»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.

(волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер

самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)

9. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например,:

«В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

 «Не учи безделью, а учи рукоделью»

- не бездельничай;

- учи и учись сам;

- не бездельничай с другими;

- помогай своим друзьям;

- учи младших по возрасту.

 «Кончил дело – гуляй смело»

- не бросай начатое дело;

- закончи дело, потом отдыхай;

- доводи начатое до конца;

- начал какое-то дело – доделай;

- не ленись.

 «Один за всех и все за одного»

- поддержи своего ближнего;

- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

- стойте горой друг за друга в беде.

 «Труд кормит, а лень портит»

- не ленись трудиться;

- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

- ленивый не добьется успеха в жизни;

- трудись и добьешься целей в жизни;

- учи младших по возрасту трудолюбию.

 «На обиженных воду возят»

- не обижайся без оснований;

- не сердись из-за пустяка;

 «Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»

- не обманывай;

- как не лги, а правда выяснится;

- обманывать нельзя;

- правда сильней, а ложь слабей.

Рефлексия:

   И в заключении хотелось бы отметить, что развитие речи дошкольников имеет важное значение.

  Фольклорные жанры, в том числе сказки, позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

   А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Сказки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а также стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

      Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества для развития компонентов связной речи-презентация

Что же такое фольклор?Устное – из уст в уста.Народное – автор – народ.Творчество – создано в результате труда....

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...