Выступление на педсовете
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ольга Сергеевна Анисимова

Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей через ознакомление с

художественной литературой.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской   жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому  роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Поэтому целью данной работы является развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. (слайд 2) 

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок,

рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские

навыки детей при чтении стихотворений.

Актуальность данной темы (слайд 3) заключается в том, что в настоящее время книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

 • Создание предметно-развивающей среды. (слайд 4)

В группе создана предметно-развивающую среду в виде книжного уголка (книги сказок, иллюстрации к сказкам).

• Работа с детьми. (слайд 5)

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов: познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания; умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций; (слайд 6) пересказ произведений; объяснение значений некоторых слов; беседы на этические темы, оценивающие поступки героев (слайд 7). Учить детей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».

Дети рассказывают вместе со мной, в ответ на мои вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова: «Баба испекла … Что? (колобок)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Теремок» я предлагаю ребенку пересказать ее. Например, «Стоит в поле теремок – он не низок, не высок». Что стоит в поле? (ответ ребенка.). «Бежит мимо мышка-норушка». Кто мимо бежал? (ответ ребенка).

• Работа с родителями

Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа: консультации: 1. Что и как читать детям. 2. Учим стихи – развиваем память. (слайд 8)

Взаимосвязь с различными видами деятельности, или образовательными областями. Образовательная область «Чтение художественной литературы» и «Коммуникация» интегрируются с образовательной областью

• - «Познание». Дети получают знания об окружающем мире;

• - «Социализация». Учатся доброжелательным взаимоотношениям, культуре общения;

• - «Труд». Стремятся «помочь» героям, подражают их действиям.

• - «Музыка». Сопровождает знакомство с произведениями, героями, разучивание песен;

• - «Физическая культура», подвижные игры с участием героев сказки, использование характерных движений. (слайд 9, 10).

• Принцип индивидуального подхода к детям – индивидуальная работа с учетом уровня и особенностей развития ребенка. (слайд 11). Так же, в результате приобщения детей к художественной литературе, используя пальчиковые игры, (слайд 12) дети с большим удовольствием слушают произведения художественной литературы, рассматривают иллюстрации в книгах, активно пополняют свой словарный запас.

 Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...