Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.
материал по развитию речи
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.
Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется на всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.
Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.
1.выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3.малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия.
7.Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать».
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, диких и домашних животных, птиц, насекомых, и т.д. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: з-с; т-д; б-п.
4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Таким образом, пальчиковая гимнастика играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей
Упражнения пальчиковой гимнастики...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей. Для воспитателей и родителей дошкольников....
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....
Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей"
Консультация для родителей "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей". Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых ...