Комплекс " Игротека"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ткачева Ирина Николаевна

Комплекс " Игротека" предназначен для формирования лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад» Островок» пгт.Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

Комплекс занятий по развитию речи

 «Игротека»

(формирование лексико-рамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи)

Воспитатель: И.Н. Ткачева

№ 1

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (умение называть слова в ед. и мн. числе);

- совершенствовать мелкую моторику;

- развивать слуховую память детей.

Ход занятия:

1. Знакомство с куклой Машей. Догадайся, что нужно Машеньке (выбор нужных предметов и объяснение). Игра «Чудесный мешочек».

2. Игра с мячом: катаем мяч друг другу, называя все, что видим вокруг (не повторяясь).

3. Работа со вкладышами (геометрические фигуры): называние фигур и их цвета (составление словосочетаний).

4. Работа на интерактивной доске:

А) «Грибники» Маша заблудилась, помоги ей найти людей, чтобы выбраться из леса.

Б) «Кто что делает» - называние действий героев.

5. Работа с бусиками: нанизывание бусинок и их счет в прямом и обратном порядке.

6. Речь с движением «В саду» (см. картотеку)

№ 2

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (умение называть слова в ед. и мн. числе);

- уточнять словарь прилагательных (вкус, цвет, форма);

- совершенствовать мелкую моторику;

- развивать фонематический слух (на примере зв. А, слуховую память детей.

Ход занятия:

1. Кукла Маша встретила осень. Подскажи, какая осень? (холодная, красивая, нарядная) Осень принесла вкусные угощения из овощей и фруктов: называние овощей и фруктов.

Игра «Было – не было» (с названиями овощей и фруктов).

2. Игра с мячом: катаем друг другу мяч, называя слова – признаки.

Помидор – круглый, огурец – длинный и т. д.

3. Игра «На что похоже?»: превращение геометрических фигур в овощи и фрукты.

4. Работа на интерактивной доске:

А) «Волк и овцы» (найдите слова, в которых нет звука А)

Б) «Танцы папуасов» (понимание значений слов)

5. Физкультминутка «Танцы папуасов» (развитие общей моторики, уточнение пространственных взаимоотношений).

№ 3

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать сущ. и прилагательное в роде и числе, согласование сущ. и числительных 1 - 5);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Короткий – длинный» (определите длину слова, отхлопывая каждое).

2. Игра «Путешествие с овощами и фруктами» (называние овощей и фруктов на панно)

Например: Я угощусь чесноком, я угощусь помидором…

3. Игра «Разноцветный мир»: на 4 разноцветных ковриках дети располагают предметы, определяя их цвет.

Дети составляют словосочетание в ед и мн. числе (зеленый огурец… - зеленые огурцы)

4. Пальчиковая гимнастика "Базар» (см. картотеку)

5. Работа на интерактивной доске:

5.1. Игра «Свинки – копилки» (развитие фонематического слуха)

5.2. Игра «Рынок» (согласование существительных с числительными 1 – 5).

№ 4

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать сущ. и прилагательное в роде и числе, согласование сущ. и числительных 1 - 5);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Волшебный ящик» (дети наощупь должны определить фактуру мячика (шарика) : резиновый, теннисный шершавый, гладкий шарик и т. д.).

2. Игра «Разноцветный мир»: закрепление знаний об овощах и фруктах (составление словосочетаний прил. И сущ.)

- Положите овощ и фрукт на коврик нужного цвета. Что у тебя? (У меня красный помидор)

3. Речь с движением «Огород».

4. Работа на интерактивной доске:

4.1. Игра «Свинки – копилки» (развитие фонематического слуха: звук А У И)

4.2. Игра «Невнимательный художник» (чего не должно быть на картинке)

5. Игра «Счетоводы» (проговори правильно сочетание числительного и существительного)

№ 5

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать сущ. и прилагательное в роде и числе, согласование сущ. и числительных 1 - 5);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Короткий – длинный» (определите длину слова, отхлопывая каждое).

2. Игра «Путешествие с ягодами» (ориентировка в пространстве)

Например: Я угощусь черникой, я угощусь малиной, я угощусь земляникой…

3. Игра «Азбука растений»: игра по типу лото (найти нужный предмет из области деревьев, растений, овощей и фруктов, ягод)

Составление описательного рассказа о выбранном предмете.

4. Пальчиковая гимнастика "По грибы, по ягоды» (см. картотеку)

5. Работа на интерактивной доске:

5.1. Игра «Меткий стрелок» (развитие фонематического слуха, определение наличия звука в слове)

5.2. Игра «Что сначала» (составление рассказа по серии картинок, с предварительной расстановкой картинок в правильной последовательности).

\

№ 6

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (образование относительных прилагательных, согласование существительных с числительными);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Какой я сок пила?» (называние относительных прилагательных).

2. Игра «4 - лишний» (уточнение обобщающих понятий, логики мышления)

Например: картинки про ягоды, мебель, игрушки.

3. Игра «Назови ласково»: перекатывание мяча с называнием ласково названий семьи.

4. Пальчиковая гимнастика "Моя семья» (см. картотеку)

5. Работа на интерактивной доске:

5.1. Игра «Разбиралка - собиралка» (развитие зрительного восприятия и зрительной памяти)

5.2. Игра «Отличия» (развитие связной речи, зрительного восприятия).

№ 7

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (образование относительных прилагательных, согласование существительных с числительными, закрепление умения использовать в речи простые и сложные предлоги);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Повтори слова в рифму» (слуховое восприятие, фонематический слух).

Мак – бак – так

Сук – внук – бук

Мыть – шить – быть

Фон – тон - стон

2. Игра «Счетоводы» (согласование существительных с числительными) (на доске)

Тема: Игрушки.

- Будем мы сейчас считать,

Будем мы клубок катать.

- Выбираем цифру 2 и считаем один – два!

2 пирамиды 2 машинки

2 куклы 2 самолета

2 щенка 2 котенка

2 мяча

3. Игра «Из чего сделана игрушка?»:

Мяч из резины – резиновый мяч

Кукла из пластмассы –

Дом из пластика –

Мишка из плюша –

Вертолет из железа –

Матрешка из дерева –

4. Пальчиковая гимнастика "Игрушки» (см. картотеку)

5. Работа на интерактивной доске:

5.1. Игра «Поиграем с предлогами»

5.2. Игра «Отличия» (развитие связной речи, зрительного восприятия).

№ 8

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (образование относительных прилагательных,, закрепление умения использовать в речи простые и сложные предлоги);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Повтори слова и объясни» (слуховое восприятие, фонематический слух).

Чаша чашечка чашка

Блюдо блюдце блюдечко

Кувшин кувшинчик кувшинище

Тарелочка тарелка тарелочка

2. Игра «Подскажи, какая посуда на полке».

(дети называют слова – названия посуды).

- Что справа от тарелки?

- Что под кувшином?

- Что над чайником?

- Что между миской и салатницей? И т. д.

3. Игра «Подскажи, из чего сделана посуда» (называние относительных прилагательных).

Кувшин из глины –

Сковорода из железа –

Чашка из стекла –

Горшок из чугуна –

Кружка из дерева –

Дуршлаг из металла –

Тарелка из фарфора –

Миска из пластмассы -

4. Речь с движением «Посуда».

5. Работа на интерактивной доске:

«Помоги горе - туристу собраться в поход».

«Четвертый лишний»

«Тимокко»: работа с цветом.

№ 9

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (образование мн. числа словосочетаний, согласование существительных с числительными);

- развивать связную речь детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Какое слово не похоже на остальные?» (слуховое восприятие, фонематический слух).

Колбаса оса колбаса

Творог рог творог

Сало сало мало

Суп дуб суп

2. Игра «Сортировка» (уточнение знаний об обобщающих понятиях «Овощи», «Фрукты», «Хлебобулочные изделия», «Мясные изделия», «Молочные изделия»): работа в командах.

3. Игра «Чем ты угостишь лакомку Топ – Топа?» (развитие связной речи, навыков правильного ЗШ, согласование частей речи друг с другом).

Например: Я угощу Топ – Топа молоком. А каким? Я угощу Топ – Топа вкусным холодным молоком.

4. Речь с движением «Ой, блины мои, блины!»

5. Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно» (уточнение знаний о посуде, продуктах питания).

Тарелка

Миска

Чашка

Кружка

Кувшин

Сковорода

1 коробочка йогурта

1 бутылка молока

1 буханка хлеба

1 котлета

1 кусок мяса

6. Работа на интерактивной доске: (уточнение знаний о твердом и мягком согласном, о первом звуке).

«Карамельный Джо и зефирная Миланья»

«Звуковая меморина»

№ 10

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (образование относительных прилагательных, согласование частей речи друг с другом, согласование существительных с числительными);

- развивать слоговой анализ слов;

- развивать связную речь детей;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Разгадай картинки по силуэту» (развитие зрительного восприятия, уточнение понятий «Одежда», «Головные уборы», «Обувь»).

- Какие силуэты на карточке? Это чья одежда (обувь, головной убор): Машин или Мишин?

Например: Это Машина кофта. Это Мишина брюки.

2. Игра «Подскажи, из чего сделана одежда» (образование относительных прилагательных).

Кофта из шерсти –

Блузка из шелка –

Пальто из драпа –

Куртка из нейлона –

Шляпа из фетра –

Шапка из меха –

Валенки из войлока –

Сапоги из резины –

3. Игра «Подбери предметы одного цвета»

- Выберите одежду, головные уборы и обувь одного цвета. Составь предложение.

Например: Я взяла красную кофту, красную юбку, красные туфли и красную кепку.

4. Речь с движением «Я умею обуваться»

5. Игра «Посчитай-ка со мной слоги» (педагог показывает картинки, дети считают кол-во слогов).

Валенки

Юбка

Сапоги

Кофта

Фартук

Халат

Шляпа

Шапка

Шуба

6. Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно» (уточнение понятий «Одежда», «Головные уборы», «Обувь»).

№ 11

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, согласование существительных с числительными);

- развивать слоговой анализ слов;

- развивать связную речь детей и логику мышления;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Зимушка – зима».

- Хлопни в ладоши, если это подходит к зиме.

Мороз

Дождь

Ливень

Яркое солнце

Каток

Снежинки

Новый год

Санки

2. Игра «Зимние забавы». Машенька очень любит зиму, она обожает зимние забавы. Расшифруй ее ошибки, что она напутала?

Ватрушка катается на Мише.

Коньки катаются на детях.

Снежные ребята строят крепость.

Метла держит снеговика.

Лыжня едет по лыжнику.

Горка катается на Маше с санках.

3. Игра «Веселые варежки» (подбери нужную пару варежек для снеговика).

4. Игра «Посчитай-ка со мной слоги» (логопед показывает картинки, дети считают кол-во слогов).

Ватрушка

Санки

Коньки

Ледянка

Лыжи

Снежки

5. Речь с движением «Летят, кружась, снежинки».

6. Работа на интерактивной доске:

«Невнимательный художник»

«Четвертый лишний»

№ 12

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, согласование существительных с числительными);

- развивать слоговой анализ слов;

- развивать связную речь детей и логику мышления;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Новогодняя елка».

- Посмотрите на елку. Что изменилось? Каких игрушек не стало? Что появилось?

2. Игра «Долгожданный праздник»: подбор прилагательных к заданным словам.

Хлопушка – громкая, яркая

Новый год – любимый, долгожданный

Елка – зеленая, колючая

Шарик – яркий, блестящий

Гирлянда – сверкающая, мигающая

Звезда – красная, большая

3. Игра «Зимние забавы». Машенька очень любит зиму, она обожает праздник Новый Год. Расшифруй ее ошибки, что она напутала?

На шариках разноцветная елка.

Мигает гирлянда в огоньках.

Хлопушка купила Мишу.

Елка сидит под мишкой.

У морковки вместо снеговика нос.

На Деде Морозе едут сани.

4. Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно» (уточнение понятий «Зима», «Зимние забавы», «Новый Год»).

Снежинка

Метель

Сугроб

Сосулька

Мешок

Шарик

Гирлянда

Елка

5. Речь с движением «Летят, кружась, снежинки».

6. Работа на интерактивной доске:

«Звуковая меморина»

«Свинки – копилки»

«Танцы с папуасами»

№ 13

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, согласование существительных с числительными, образование новых слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов);

- развивать слоговой анализ слов;

- развивать связную речь детей и логику мышления;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Зимующие птицы».

- Посмотрите на дерево. Что висит на дереве? (кормушка) Какие птицы сидят на кормушке? В кормушке? (закройте глаза) Что изменилось? Каких птиц не стало? Кто появился? Сколько снегирей в кормушке? Синичек?

2. Игра «Портрет птицы»: подбор прилагательных к заданным словам.

Снегирь – если у него красная грудка, то от какой? Красногрудый

У синицы – желтое пузо – она желтопузая.

Воробей –

Ворона –

Голубь –

Свиристель –

Дятел -

3. Игра «Назови ласково». Машенька очень любит зимующих птиц, она знает, как им тяжело зимой, что их нужно подкармливать. Она любит называть их ласково.

Сова – совушка ворона – воронушка

голубь – голубок свиристель - свиристельчик

Снегирь – снегирек воробей - воробушек

Синица – синичка дятел - дятлик

4. Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно» (уточнение понятий «Зима», «Зимующие птицы»).

Снежинка снегирь ворона

Метель синица воробей

Сугроб голубь сова

Сосулька дятел свиристель

5. Пальчиковая гимнастика «У кормушки»

6. Работа на интерактивной доске:

«Звуковая меморина»

«Паровозы»

«Танцы с папуасами»

№ 14

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, согласование существительных с числительными, образование притяжательных прилагательных);

- развивать словарь детей, связную речь детей и логику мышления;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Путешествие» Ориентируясь на словесную инструкцию, дети называют диких животных).

2. Игра «Кто это?»: подбор существительных к заданным словам – признакам.

Бурый, косолапый, большой – кто? (медведь)

Косоглазый, серый, быстрый – заяц

Шустрая, рыженькая, скачущая – белка

Рыжая, хитрая, пушистая – лиса

Пятнистый, лесной, рогатый – олень

Высокий, рогатый, горбатый – лось

Колючий, лесной, маленький – ежик

Опасный, серый, зубастый – волк

Клыкастый, хрюкающий, лесной - кабан

3. Игра «Чьи следы?». Машенька очень любит прогулки по зимнему лесу. Как-то пришла она в лес и увидела множество следов, подскажи, кто их оставил.

Это следы зайца – это чьи следы? Заячьи

Это следы белки –

Это следы кабана –

Это следы оленя –

Это следы лисы –

Это следы волка –

- Почему Маша не встретила следы медведя, ежа, барсука?

4. Речь с движением «Идет лисичка по мосту»

5. Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно».

Лось лиса еж заяц

Рысь заяц кабан куница

Медведь олень волк бобер

6. Работа на интерактивной доске:

«Звуковая меморина»

«Дракончик»

«Танцы с папуасами»

№ 15

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, согласование существительных с числительными);

- развивать словарь детей, связную речь детей и логику мышления;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Путешествие» Ориентируясь на словесную инструкцию, дети называют домашних животных).

2. Игра «Топ – Топ - художник». Топ – Топ решил поехать в деревню, он узнал, что в деревне у человека есть большое хозяйство: человек ухаживает за домашними животными. Топ – Топ решил их нарисовать.

Корова (какая) рогатая, большая, пятниста, рыжая…

Коза –

Козел –

Лошадь –

Конь –

Свинья –

Кролик –

Осел –

Бык –

Кошка –

Собака –

- Как ты думаешь, зачем некоторым домашним животным природа подарила рога? Зачем им нужен хвост?

3. Игра «Кого ищет детеныш?»: уточнение представлений о домашних животных и их детенышах.

Маленький теленок ищет маму… кто? (корова)

Маленький поросенок ищет маму – кто она?

Маленький ягненок ищет маму –

Маленький козленок ищет маму –

Маленький осленок –

Маленький крольчонок -

4. Речь с движением «Ой, ду – ду – ду!»

5. Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно».

Корова лошадь бык

Коза кошка кролик

Свинья собака осел

6. Работа на интерактивной доске:

«Звуковая меморина»

«Паровозы»

№ 16

Цель: - формирование лексико – грамматических категорий.

Задачи: - развивать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

- развивать словарь детей, связную речь детей и логику мышления;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей;

- развивать слуховую память детей.

1. Кукла Маша здоровается и предлагает детям сыграть в игру «Путешествие» Ориентируясь на словесную инструкцию, дети называют домашних животных и птиц).

2. Игра «Топ – Топ - художник». Топ – Топ решил побольше узнать о жизни в деревне, он узнал, что в деревне у человека есть большое хозяйство: человек ухаживает за домашними животными и птицами. Топ – Топ решил их нарисовать.

Курица (какая) пестрая, большая, кудахтающая

индейка –

утка –

гусыня –

петух –

цыпленок –

утенок –

индюшонок –

- Как ты думаешь, какую пользу приносят домашние птицы?

3. Игра «Кого ищет детеныш?»: уточнение представлений о домашних птицах и их птенцах.

Маленький утенок ищет маму… кто? (утка)

Маленький гусенок ищет маму – кто она?

Маленький цыпленок ищет маму –

Маленький перепеленок ищет маму –

4. Речь с движением «Гусь – задавака»

5. Игра «Подскажи-ка мне»

Во дворе маленький утенок. Не стало кого? (маленького утенка). Топ – Топ решил покормить кого? (маленького утенка). Топ – Топ говорил Маше о ком? (о маленьком утенке).

Аналогичная работа со словосочетаниями: желтый цыпленок

неуклюжий гусенок

6. Игра «Один – много».

Гусыня – много гусей гусь -

Утка – петух -

Утенок – индюк -

Перепеленок – индюшонок -

7. Работа на интерактивной доске:

«Дракончик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки. Упражнения эт...

Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.

В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Комплексы «бодрящей» гимнастики.  Комплексы упражнений после дневного сна....

Комплекс гимнастики после дневного сна на июль. Комплекс №1(1-2 неделя), Комплекс №2(3-4 неделя)

Комплекс гимнастики после дневного сна на июль. Комплекс №1(1-2 неделя), Комплекс №2(3-4 неделя)...