проект "Осень"
проект по развитию речи (старшая группа)

Проект расширяет и систематизирует знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Активизирует речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта:

Полное название проекта: «Осень».

Авторы проекта: воспитатели старшей группы №2 Смолова Валентина Николаевна, Нилова Светлана Алексеевна.

Участники проекта: дети, родители детей, воспитатели.

Вид, тип проекта: творческий, среднесрочный (4 ноября по 30 ноября)

Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и живом мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.

Цель проекта:

- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию.

 Задачи проекта:

- расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период;

- активизировать речь детей, внимание, память, мышление, воображение, пространственные представления;

- развивать умения сравнивать, обобщать;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

Проведение тематических мероприятий: беседы, дидактические, подвижные и с/ролевые игры, экскурсии, наблюдения и опыты на прогулке; консультация для родителей, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, загадывание загадок. Составление рассказов по схеме, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, пословиц и поговорок.

Открытое занятие «Рассказывание по картине». Коллективное панно «Цветные зонтики». Развлечение к дню матери «Осенины с мамами». Презентация по теме.

Схема осуществления проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Социально – коммуникативная

Беседы: «То, что растёт живое», «Сколько красок у осени», «Погода осенью», «Зачем деревья сбрасывают листья», «Как животные и птицы готовятся к зиме». Рассматривание осенних иллюстраций и репродукций картин. Дидактические игры: «Природа и человек», «Третий лишний», «Угадай, что где растёт», «Не зевай» (птицы зимующие, перелётные), «Кто где живёт», «Летает не летает». Сюжетно – ролевые игры: «Магазин овощей и фруктов», «Садоводы – огородники», «Семья – заготовки на зиму», «Поликлиника». Труд: развешивание кормушек, подкормка птиц, уборка опавшей листвы.

Познание

Наблюдения на прогулке: за погодой, за облаками, за небом, за птицами вблизи жилья, за первыми заморозками, за изменениями температуры воздуха, рассматривание деревьев и кустарников. Опыты на участке: «Таяние снега», «Движение воздуха». Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (овощи фрукты), «Хлопки» (развивать количественные представления).

Развитие речи

Рассказывание по схеме на тему «Осень». Дидактические игры: «Скажи наоборот» (по теме «осенние деньки», «Доскажи словечко», «Назови признак», «Добавь слог», «Третий лишний», «Кто (что) летает?», «Придумай сам» (составлять предложения с заданным количеством слов), «Доскажи словечко». Чтение и разучивание пословиц и поговорок по теме. Загадывание и отгадывание загадок. Чтение рассказов про осень из книги «Времена года»; Н. Сладков «Ноябрь». Разучивание наизусть А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы.

Художественно – эстетическая

Разучивание стихов, песен и хороводов к «Осенинам с мамами». Слушание П.И. Чайковский «Времена года». Рисование «Деревья в лесу», «Осень глазами детей». Лепка «Что нам осень принесла», лепка сюжетная «Кто под дождиком промок». Коллективное конструирование «Цветные зонтики», изготовление подарков для мам.

Физическая культура

Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Картошка», «Стайка», «Повар», «Пустое место», «Совушка», «Жмурки», «Сделай фигуру», «Волк во рву». Пальчиковая гимнастика: «Ветер северный подул», «Про листочки», «Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём грибы искать», «Ветер по лесу летал».

Игры с движениями: «Капля раз, капля два…», «Листья осенние тихо кружатся». Физкультурные занятия Л.И. Пензулаева №28 -36).

Информация родителей о работе по проекту «Осень». Консультации для родителей «Материал для расширения словарного запаса детей по теме». Составление вместе с детьми рассказов по теме «Осень». Участие в совместном развлечении к дню матери.

Подбор детской художественной литературы. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи, натюрморты) на осеннюю тему. Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы». Подбор аудио записей по теме. Приготовление материала для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, пластилин, восковые мелки, бумага, клей и т.д.)

                                                         Ожидаемый результат:

Ребенок:

- углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;

- Пополняет словарный запас;

- развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;

- разнообразит способы сотрудничества;

- развивает художественно-творческие навыки.

Список литературы:

- «Познаю мир» методические рекомендации Т.И. Гризик;

- «Материал к занятиям по развитию речи» Т.И Подрезова

- «Физкультурные занятия для детей 5-6 лет» Л.И. Пензулаева.

- «Комплексные занятия с детьми 6-7 лет» Т.А. Третьякова, С.Б. Суровцева, О.В. Кирьянова.

- «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова.

- «Организация деятельности детей на прогулке старшая группа» Т.Г. Кобзева

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

«Звёздочка»

Проект

для детей старшей группы №2

«Осень»

                                                                                                                  Выполнили: воспитатель высшей категории                      

                                                                                                        МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

                                                                                               Смолова Валентина Николаевна

                                                                                                            воспитатель первой категории МБДОУ

                                                                                          детский сад №5 «Звёздочка»

                                                                                           Нилова Светлана Алексеевна

г. Осташков

2019 г.