"Развитие речи детей раннего возраста посредствам театрализованной деятельности"
статья по развитию речи
Из опыта работы с детьми раннего возраста по театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_teatra.doc | 847.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку — одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.
Речь детей на третьем году жизни развивается очень бурно: существенно возрастает словарь. И ведущая роль в развитии речи детей, конечно, принадлежит воспитателю, в процессе непосредственного общения с взрослыми. Вот почему так важно сопровождать всю жизнь малышей речевыми общениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.
В течение дня я нахожу время для индивидуального общения с детьми. Для этого использую не только специально организованные мероприятия, но и бытовые моменты, прогулки, другие виды деятельности.
Но чтобы ребенок проявил активность, самостоятельность в освоении языка - требуется высокая культура речи окружающих людей, богатая языковая среда, разнообразная деятельность, поэтому большую роль играет работа с родителями. Тема развития речи звучит и на родительских собраниях, проводим анкетирование, что заставляет задуматься взрослых о собственной речи и развитии речи ребенка, обсуждается на медикопедагогических совещаниях, индивидуальных беседах, информационных листах.
В своей педагогической деятельности я стараюсь обеспечивать полноценное общение ребенка с взрослыми и друг с другом:
- много говорю сама;
- вовлекаю детей в разговор;
- внимательно выслушиваю каждого ребенка;
- помогаю вступить в речевой контакт со взрослыми и сверстниками (при этом стараюсь поправить произношение ребенка).
В общении с ребенком мне помогает театр, его «живые» сказочные герои, которые не только доставляют малышу огромную радость, но и приобщают к художественной литературе, к театральному искусству и общение становится интересным, развивающим, познавательным.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное. Слушая их с детства, человек накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание сказочных уроков начиналось с раннего возраста.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит литературные, сказочные сюжеты.
Именно это активизирует мышление, память, фантазию, воображение и конечно совершенствует речь. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог. В процессе собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Именно в процессе театрализованной деятельности можно отработать и закрепить все полученные речевые умения и навыки.
С первых дней пребывания малышей в детском саду я применяю героев разных видов театра (на протяжении всего дня), обыгрывая ситуации, провожу театрализованные развлечения, представления, игры - инсценировки.
(В приемной приветливо встречает Курочка ряба, зарядку делаем с Хрюшей, на занятия приходит зайка, показывает театр и рассказывает сказку бабушка Расказушка, моем ручки с Мойдодыром, кушаем с Машенькой, засыпаем с Мишуткой, играем со всеми сказочными героями.
Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся сами принимать в нем участие, повторяя за воспитателем и слова, и действия. К концу года, накопив определенный опыт, малыши самостоятельно участвуют
в кукольном театре.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства.
С первой же встречи важно вызвать эмоционально положительный отклик в душе
малыша, побудить его к активному восприятию. Поэтому:
- провожу спектакль по уже знакомой сказке;
- знакомлю с каждым героем той или иной сказки отдельно;
- привлекаю малышей к инсценированию;
- даю возможность проявить самостоятельность каждому ребенку;
- поэтапно выполнять роли: сначала действие потом слова или наоборот (детям сложно делать одновременно);
- повторяем понравившиеся моменты спектакля;
- беседуем по спектаклю (какие герои участвовали, что делали?);
- использую индивидуальный подход к каждому ребенку.
(более активному ребенку предлагаю роль подвижного героя, а пассивному - спокойного героя, или наоборот.)
Для того чтобы вызвать у малышей интерес к театру, я провожу театральные занятия:
- последовательно знакомлю детей с видами театра;
- знакомлю с героями той или иной сказки;
- работаем над диалогами, репликами (формирую умение строить предложения, добиваясь правильного, четкого произношения);
- просмотр представления в исполнении воспитателя или старших дошкольников;
- работаем над речью, мимикой, интонацией, поведением героев;
- показывание спектакля несколько раз.
Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в котором он не может войти сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться с взрослыми в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения.
Театрализованная деятельность является моделью творческого общения. А само общение выступает как творчество.
Театральные куклы не только радуют и занимают малышей, но и приходят на помощь детям не уверенным в себе. Помогают в общении, преодолеть замкнутость. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
Предлагаю вашему вниманию несколько видов театра, которые я использую в своей педагогической деятельности, развивая речь и творческие способности малышей.
- Самый распространенный — это театр игрушек.
Игрушка и встречает малыша, и провожает, может даже пообщаться, при заучивании потешек и стишков игрушки «исполняют» роли действующих лиц. Так получается короткая инсценировка - диалог. Такой театр разыгрываю с помощью мягких, деревянных, резиновых игрушек. В нашей группе имеется два полных комплекта Дороновой Т.Н., состоящих из 17 игрушек из пластизоля. Такой комплект оказывает огромную помощь, как в театрализованной деятельности, так и в игровой, на занятиях.
- Если в театре игрушек дети в основном выступают в роли зрителей, то театр Бибабо (театр петрушек), создает обстановку по-настоящему театрального представления. Куклы производят на малышей сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля, они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают их. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
- Вызывает интерес у детей и теневой театр. Распространенный вид театра инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Поскольку этот театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, участие нескольких воспитателей, — это и определяет выбор репертуара.
- Театр картинок (фланелеграф).
Распространенный вид театра. Используются нарисованные или вырезанные образы героев и декорации.
- Настольный театр.
Это традиционный вид театра, доступный в использовании. Дети его очень любят, помогают расставлять, играют.
- Театр стенд - книжка.
- Магнитный театр.
- Матрешечный театр.
Новый вид театра. Театр - сюрприз, открывая одного героя, появляются другие герои этой сказки.
- Перчаточный театр.
Дети воспринимают этот театр как забаву, вызывает у малышей положительные эмоции: оживление, радость, смех.
- Ученые доказали, что формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Для этого хорошо подходит пальчиковый театр.
а) вязанный
б) деревянный
в) из бисера - новый вид театра, ребятишки с любопытством разглядывают персонажей, прощупывая каждую бусинку.
- Театр кружек.
Такой театр легко изготовить. Управлять таким театром несложно.
- Театр ложек.
- Театр - валенок.
Новый вид театра, необычный, вызывает у ребятишек всплеск эмоций. От одного вида валенка они начинают высказываться, делиться мнениями.
- Театр «Забавные носки».
Из обычных носок, картона, пуговиц, бусин и обрезков тканей получаются очень забавные персонажи для кукольного театра. Малыши с удовольствием разыгрывают небольшие сценки - диалоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...
Развитие устной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие устной речи детей раннего возраста....
Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"
Данная статья повествует о том, как театрализованная деятельность неоспоримо положительно влияет на развитие речи детей с самого раннего возраста...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
« Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
laquo;Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее». О.П.Радынова...
Выступление на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"
Выступление...
Статья. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.
В статье представлен опыт развития речи детей через использование театрализованной деятельности. Описана работа по созданию условий в группе и взаимодействию с родителями, дана характеристика разных в...