Мастер-класс для педагогов «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»
материал по развитию речи

Тесля Ирина Сергеевна

  Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_teslya_pertsel.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

                                                       Воспитатели: Тесля И.С., Перцель М.Н.

                                                          МКДОУ ЦРР-детский сад №10 г. Россоши

          06.11.2019 г.

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
  • уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
  • совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

СЛАЙД №1

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности».

  Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном  контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

СЛАЙД № 3 Требования к речи педагога ДОУ

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

1.        Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует,  прежде всего,  разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2.        Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3.        Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.

4.        Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.

5.        Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.

6.        Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.

7.        Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.

8.        Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать  интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

9.        Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех  случаях общения с детьми.

Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

СЛАЙД №4 Коммуникативные качества хорошей речи

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи:

- правильность,

- богатство,

- чистота,

- логичность,

- точность,

- выразительность,

         - уместность.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…

Неуместное использование звукоподражательных слов;

Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Практикум

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем Вам проверить себя. Насколько хорошо вы владеете культурой речи.

СЛАЙД № 5 Задание 1.Знатоки правильной речи

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ

НА ЭКРАНЕ

  1. бАнты – бантЫ            
  2. вклЮчит – включИт
  3. газопрОвод – газопровОд
  4. диспАнсер – диспансЕр
  5. дремОта - дремотА
  6. звОнит – звонИт
  7. катАлог – каталОг
  8. красИвее – красивЕе
  9. кУхонный – кухОнный
  10. мусоропрОвод – мусоропровОд
  11. никчЕмный – никчЁмный
  12. обеспЕчение – обеспечЕние
  13. осУжденный – осуждЁнный
  14. пОнял – понЯл
  15. премИровать – премировАть
  16. принУдить – принудИть
  17. слИвовый – сливОвый
  18. тУфля – туфлЯ

Правильность постановки ударений можно проверить в Толковом словаре или в Словаре ударений

Для запоминания постановки ударения в словах можно использовать стихи. (раздать памятки воспитателям).

ПАМЯТКА

Стихи для запоминания ударений в словах

  • Мы не жулики, не воры, подписали договОры.
  • Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты.
  • Как у нашей Марфы есть в полоску шаАрфы!
  • Долго ели тОрты – не налезли шОрты.
  • Срубили ель, сорвали щавЕль.
  • В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла.
  • Баба Фёкла копала свЁклу,
    а Коко Шанель любила щавеЕль.
  • Ты нам шторы не вози,
    Мы повесим жалюзИ.
  • Начинить чтоб пирог,
    Ты купи-ка творОг!
  • Тяжела была работа –
    В теле всём теперь ломОта.
  • Жалко весь, так дайте хоть
    Кекса вашего ломОть.
  • ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. (ЗвонИт и говорИт.)

СЛАЙД № 6  Задание 2. Исправьте ошибки.

НА ЭКРАНЕ

Познакомьтесь с приказом

Я одену пальто

Нет носок

Потерялся туфель

Играет значение

Имеет роль

Платье без плечей

Пирожки с повидлой

СЛАЙД № 7 Виртуальное путешествие по России (уточнение знаний названий жителей разных городов).

Мы приглашаем вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.  (на экране фото городов России и их жители)

СЛАЙД № 8 Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).

СЛАЙД № 9 Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина – его «гений чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города Новый Торг.

СЛАЙД № 10 Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как, например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют себя рушанами!

СЛАЙД № 11 Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут … (псковитяне). Но сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний слог! Допустимо и то и другое название!

СЛАЙД № 12 Ну а теперь далеко-далеко – туда, где Пётр I когда-то лично своею царскою рукой спускал на воду корабли и закладывал монастыри – в Архангельск! Только не называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они – архангелогородцы!

СЛАЙД № 13 Изменим направление с севера на юг! В Туле живут … (туляки и тулячки).

СЛАЙД № 14  В Липецке – … (липчане и липчанки).

СЛАЙД № 15 В Курске – … (куряне и курянки).

СЛАЙД № 16 А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни … (воронежцы) и… И не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах, придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!

СЛАЙД № 17 Ещё сложнее с жителями Гусь-Хрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и гусяки. Второе название, правда, разговорное.

СЛАЙД № 18 Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.

СЛАЙД № 19 А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно было догадаться?

Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.

Богатство речи

Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса.

Разминка.

  • Назовите прилагательные для обозначения чего-либо небольшого в речи.

(Небольшой, маленький, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, чуточный.)

  • Русский язык богат и глаголами-синонимами. Назовите глаголы, которые объединяются общим значением "испытывать страх".

(Бояться, опасаться, страшиться, робеть, трепетать, трусить, пугаться.)

СЛАЙД № 20  Задание 1.

Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

Заменить слово «БЕСИТЬ»

словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

СЛАЙД № 21 Задание 2.Восстановите пословицы

1-я команда

2-я команда

Восстановитевторуючастьпословиц.

  1. Любишь кататься…
  2. Не гони коня кнутом…
  3. Без дела жить…
  4. Не пеняй на соседа…
  5. Раз соврал…

6.     Кто за Родину горой…

7.    Не учи орла летать…

8.    Где птица не летает…

Для справки.

А соловья петь; а гони овсом; а свое гнездо знает; тот истинный герой;  навек лгуном стал; люби и саночки возить;  только небо коптить; коли спишь до обеда.

Восстановите начало пословицы.

  1. … от того и наберешься.
  2.  … так и откликнется.

3. … лучше новых двух.

4. … один раз отрежь.

5. … а имей сто друзей.

6. … а неученье – тьма.

7. … пригодится воды напиться.

8. … да удал.

Для справки.

Не имей сто рублей; Как аукнется; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Ученье – свет; Не плюй в колодец.

СЛАЙД № 22   Чистота речи

Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер.

 Слова-паразиты. Педагогам предлагается поразмышлять над возможными причинами появления и употребления слов-паразитов и способами борьбы с ними.

Причины возникновения слов-паразитов

  • Бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтоб сделать свою речь «более богатой».
  • Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом.
  • Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова. Часто в таких случаях употреблять их начинают даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, избавляйтесь от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.
  • Боязнь пауз. Очень часто слова-паразиты появляются в момент возникновения паузы, которую человек стремится заполнить. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, не бойтесь остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов.

НА ЭКРАНЕ

Слова-паразиты как части речи

Группа

Слова-паразиты

1

Звуки

Э-э-э, мэ-э-э, а-а-а

2

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3

Вводныеединицы

Вообще, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, так сказать

4

Местоимения,

Местоименныенаречия

Это, это самое, как его, там

5

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6

Модальныеслова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Как же бороться со словами-паразитами?

  • Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.
  • Существует ещё один действенный способ избавиться от употребления слов-паразитов — штраф за их наличие в речи. У вас должен быть помощник, который при каждом употреблении вами лишнего слова получает вознаграждение (какую-то оговоренную сумму денег), а вы, соответственно, штраф.
  • Научитесь грамотно выражать свои мысли. Для многих людей это является проблемой. Для того, чтобы мысленно составить фразу, а потом её произнести, нужно время. Поэтому человек употребляет слова-паразиты, стараясь получить время на обдумывание и формулирование своего высказывания.
  • Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, рассказ, выступление и т.п.), продумайте информативность и лаконичность речи.

СЛАЙД № 23  Жаргонные слова

Определить по жаргонным словам, к какой социальной среде они относятся

Шмотки, дискач, клубешник, база, предки, чикса, чувак, потрещать, отпадный, уматово, прёт.

(Молодежный сленг)

Пара, шпора, классуха, контроха, домашка, ботан, историчка, физра.

(Школьный сленг)

СЛАЙД №  24   ЕРАЛАШ

СЛАЙД № 25  Заимствованные слова

В настоящее время заимствованные слова (особенно из английского языка) являются неотъемлемой частью нашей речи. Всё чаще появляются люди, употребляющие иностранные слова для  того, чтобы утвердиться в собственной значимости. Иногда эти слова используются неверно.

НА ЭКРАНЕ

Объяснить значение иностранных слов

дежавю

комильфо

Пояснение.

ДЕЖАВЮ́ (фр.) -  психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.

Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.

Пить шампанское утром - не комильфо.

Фужер шампанского за праздничным столом – комильфо.

Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если говорящий точно знает значение этих слов.

СЛАЙД № 26   Точность речи

Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики, а иногда к грубости, ссоре.

Задание. Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее.

(на катере) - Вы на следующей пристани ...?

(Сходите.)

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ...?

(Выходите.)

Пояснение. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

СЛАЙД №  27  Выразительность речи

Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Произнести фразу с разными интонациями.

«Здравствуйте!»

Официально

С восторгом

«Это я!»

Таинственно

Виновато

«Умница! Молодец!»

Иронично

Огорченно

«Вы поняли меня?»

С угрозой

Сухо

«До встречи!»

Нежно

Кокетливо

Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи»

А сейчас мы обобщим все знания, полученные на мастер-классе. Мы будем создавать картину.

(На мольберт крепится лист ватмана. Ведущий (воспитатель) читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность.(Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Получилась необычная картина! Всем понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда речь наших воспитанников будет грамотна.

В заключение, как всегда, рефлексия. Продолжить фразу( вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)

  • Мне понравилось...
  • Особенно интересно было...
  • Я получила удовольствие от....
  • Для меня было сложным...
  • Не совсем было понятно...
  • Возьму в работу...
  • Я сегодня поняла...
  • Я воспользуюсь приёмом...
  • Сегодня меня раздражало....
  • Я получила информацию...

Спасибо всем за нашу встречу,

За заседание «Культура речи»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"

Очень интересная форма  проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Какие они будут, наши дети!Ведь все это зависит лишь от нас,И на пороге будущих столетийБыть может, они будут лучше нас. А. Шершунович, Т. Чукасова...

Мастер-класс для педагогов «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Цель данного мастер класса повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства....

мастер-класс для педагогов "Культура речи педагога- как основной компонент профессиональной компетентности

повышение компетентности  педагогов  ДОУ в  вопросахпрофессиональной  речевой  культуры как  компонента  педагогическогомастерства...