Создание условий для формирования связной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
статья по развитию речи (старшая группа)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иксанова Гульфия Гаязетдиновна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад
№54 «Золушка»
Создание условий для формирования связной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:
– ознакомление с художественной литературой;(1)
– развитие связной речи;(2)
– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;(3)
– развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с художественными произведениями;(4)
– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения.(5)
1.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
В нашей группе создан книжный центр «Книжкин дом» в котором мы подбираем произведения в соответствии с возрастом детей. В центре присутствуют произведения разного жанра (поэзия, проза, произведения классиков и современников, познавательная литература и энциклопедии). Переодически в центре мы создаём тематические выставки детских писателей. В нашей библиотеке есть разделы: «Моя любимая книжка», «Книжки самоделки». Ребята приносят свои любимые книжки и книги сделанные совместно с родителями.
2.
Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку и от того на каких сказках мы воспитываем наших детей зависит какими они будут, это их способность познания мира.
В своей группе уделяю большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности и проводим с детьми инсценировки, мини - сценки, театрализованные игры по русским народным сказкам и произведениям детских писателей.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.
3.
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Сформированный грамматический строй речи - непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи - одного из ведущих видов речевой деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, соответственно старается грамматически правильно проговорить или пропеть данную роль. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование правильного грамматического строя речи.
Мои наблюдения показывают, что исполняя роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Для развития грамматического строя речи ребенка в своей работе придерживаюсь следующих правил:
- создаю условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощряю любое исполнительское творчество, учу детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждаю к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).
- приобщаю детей к театральной культуре (знакомлю с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
- использую театральную деятельность детей при проведении любой совместной деятельности: чтение художественной литературы, пересказе произведений, при проведении режимных моментов.
- создаю условия для совместной театрализованной деятельности детей и их родителей при проведении праздников, развлечений, недели театра и др.
4.
Важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому я поощряю «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов — и т. д.
Играя в сюжетно - ролевые игры дети копируют различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдали или о которых знают по сказкам и рассказам. Принимая на себя роль одного из героев знакомой сказки, рассказа, в процессе игры ребёнок повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь. Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Детям очень нравится самостоятельная творческая игра и придумывание различных историй со знакомыми героями.
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.
5.
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза.
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, я использую знакомые любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
В совместную деятельность с детьми включаю:
- музыкально-ритмические разминки, игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность;
- дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.
В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
Вывод:
- Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному обыгрыванию произведений, показу театральных постановок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
презентация...
пед проектПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5»дошкольные группы...
Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....
Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность
В современных условиях функционирования и развития системы образования важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является пр...
Перспективный план по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретени...
Консультация для родителей "«Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
консультация...
Доклад на педагогический совет: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Как развимть связную речь у дашкольников...