Консультация для воспитателей "Развитие артикуляционного аппарата - залог правильной речи дошкольников"
консультация по развитию речи
Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №165» общеразвивающего вида
Консультация для воспитателей
«Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»
Черненко М.Н.
Барнаул 2019
Консультация для воспитателей
«Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей является недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произношения того или иного звука.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
Важное условие эффективности гимнастики – регулярность.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:
Упражнения для язычка – развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам;
Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке;
Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определенном положении.
Начинайте с упражнений для губ и щек.
Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника;
Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх – вниз, вращать по кругу;
Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать, оттягивая вперед;
Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали;
Хомячок – щеки сначало надуть – сытый хомячок, потом втянуть – голодный;
Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик.
Статические упражнения для язычка.
Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит во рту;
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе;
Иголочка – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед;
Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;
Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.
Динамические упражнения для язычка.
Тик – так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ;
Чистим зубки – рот открыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону;
Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую;
Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к небу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно;
Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к небу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от неба;
Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево;
Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе; верхней губой шлепать по язычку – пя-пя-пя.
Упражнения для нижней челюсти.
Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюсть влево - вправо;
Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением;
Акула охотиться – челюсть опустить вниз – влево. Вниз – закрыть рот.
Рекомендации:
1.Гимнастику необходимо выполнять каждый день, по 3 -4 раза 5 минут;
2. Каждое упражнение выполнять по 3 раза;
3. Необходимо начинать с более простых упражнений, а затем переходить к сложным;
4. Гимнастику лучше делать перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свой артикуляционный аппарат;
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям;
6. Из выполняемых двух- трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье дается для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое – то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал;
7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.
Рекомендуемая литература по теме, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает занятие интереснее, веселее:
1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие» Издательство: Корона-Принт;
2. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Издательство: «Карапуз» Год издания: 2003;
3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»
Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артику...
Консультация для родителей "Фонематический слух основа правильной речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи дошкольника"
Что же такое фонематический слух?Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание б...
Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"
Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...
Консультация для родителей "Фонематический слух - залог правильной речи."
Игры на развитие фонематического слуха для детей младшего возраста. Материал полезен родителям детей 2-3 лет....
«Артикуляционная гимнастика- залог правильного звукопроизношения» консультация для родителей
В статье идет речь о важности артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения ,этапах,правилах проведении,видах упражнений. Данный материал поможет родителям осознать важность в систематичн...
Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения"
Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения"...