Консультация для воспитателей "Развитие артикуляционного аппарата - залог правильной речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №165»  общеразвивающего вида

        Консультация для воспитателей        

«Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»

Черненко М.Н.

Барнаул 2019

Консультация для воспитателей

«Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников»

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей является недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря  силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность  этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произношения того или иного звука.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда  с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Важное условие эффективности гимнастики – регулярность.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:

Упражнения для язычка – развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам;

Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке;

Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определенном положении.

Начинайте с упражнений для губ и щек.

Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника;

Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх – вниз, вращать по кругу;

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать, оттягивая вперед;

Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали;

Хомячок – щеки  сначало надуть – сытый хомячок, потом втянуть – голодный;

Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик.

Статические упражнения для язычка.

Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит во рту;

Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе;

Иголочка – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед;

Сердитая кошка – рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх;

Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

Динамические упражнения для язычка.

Тик – так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ;

Чистим зубки – рот открыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону;

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую;

Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к небу, затем резко оторвать его, получиться характерный цокающий звук. Выполнять медленно;

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к небу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от неба;

Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево;

Накажем язычок (месим тесто) – широкий язык лежит на нижней губе; верхней губой шлепать по язычку – пя-пя-пя.

Упражнения для нижней челюсти.

Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюсть влево - вправо;

Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением;

Акула охотиться – челюсть опустить вниз – влево. Вниз – закрыть рот.

Рекомендации:

1.Гимнастику необходимо выполнять каждый день, по 3 -4 раза 5 минут;

2. Каждое упражнение выполнять по 3 раза;

3. Необходимо начинать с более простых упражнений, а затем переходить к сложным;

4. Гимнастику лучше делать перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свой артикуляционный аппарат;

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям;

6. Из выполняемых двух- трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье дается для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое – то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал;

7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Артикуляционная гимнастика является важной частью занятий с детьми. Благодаря этой гимнастике, у воспитанников закрепляются основные движения органов артикуляционного аппарата, тем самым создается основа для правильного звукопроизношения, правильной речи ребенка.

Рекомендуемая литература по теме, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает занятие интереснее, веселее:

1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие» Издательство: Корона-Принт;

2. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Издательство: «Карапуз» Год издания: 2003;

3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»

Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артику...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи дошкольника"

Что же такое фонематический слух?Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание б...

Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...

Консультация для родителей "Фонематический слух - залог правильной речи."

Игры на развитие фонематического слуха для детей младшего возраста. Материал полезен родителям детей 2-3 лет....

«Артикуляционная гимнастика- залог правильного звукопроизношения» консультация для родителей

В статье идет речь о важности артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения ,этапах,правилах проведении,видах упражнений. Данный материал поможет родителям осознать важность в систематичн...

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения"

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения"...