Развитие умения слушать у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

В статье обозначены проблемы, связанные с развитием     речевой деятельности              детей дошкольного и младшего школьного возраста;    представлены подходы к построению системы работы по развиию умений        слушания                ; показана значимость развития умений слушания у дошкольников и младших школьников; предложен методический и практический материал по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitiya_umeniya_slushat.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

При подготовке материала использовались

статья И.И. Кремлёвой, О.В. Прониной

«Готов слушать – успешен в учении, или

как развивать у детей умения слушания».

Развитие умения слушать у детей дошкольного возраста

Проблемы, связанные с речевым развитием первоклассников и детей старшего дошкольного возраста.

1. Недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.).

2. Плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.

3. Очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением).

4. Искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»).

5. Низкая готовность к статическим нагрузкам (непременная составляющая письма).6. Ограниченный общий интеллект, узкий кругозор (не знают сказок; не уме-ют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.).

Наблюдение за будущими первоклассниками в детском саду показало, что деятельность детей на занятиях по самым разным темам не имеет ничего общего с теми умениями и навыками, которые должны быть сформированы к 1-му классу. Как правило, очень много говорит воспитатель, в группе активны только несколько детей, а остальные не включаются в работу вообще. При этом воспитатель не мотивирует их активность. Беспокойство вызывают именно те дети, которые не включаются в работу. Они, как правило, не желают учиться, не умеют слышать и выполнять задания, не могут сосредоточить внимание.

С этими проблемами затем и приходят в школу. У таких детей отсутствует учебная мотивация, желание играть у них выше, чем желание узнавать что-то новое. При посещении занятий мы обратили внимание также на то, что большинство детей не могут слушать взрослого и товарищей.

Как правило, это результат того, что в младенчестве, раннем возрасте им мало пели колыбельных песен, рассказывали потешек, прибауток, припевок, с ними просто мало разговаривают. В итоге в школу приходят первоклассники со слабо развитыми навыками говорения и слушания, нарушениями фонематического слуха, что создаёт трудности при обучении чтению и письму. Если на этапе дошкольного детства слабо развиты умения говорения и слушания, то умения чтения и письма на этапе начальной школы динамично развиваться не могут, так как все виды речевой деятельности развиваются вместе. Есть ещё одна проблема, с которой сталкивается первоклассник с первых дней обучения в школе: мало выполняется общей работы по образцу.

Речевая деятельность «представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения». Принимает сообщение человек в процессе слушания и чтения; передаёт сообщение в процессе говорения и письма. Все четыре вида речевой деятельности связаны между собой и делятся на устные и письменные. При чтении и слушании сообщение принимается в устной или письменной форме. С помощью говорения и письма (продуктивных видов деятельности) информация передаётся через использование речеслуходвигательных анализаторов, в репродуктивных видах речевой деятельности (слушание и чтение) задействованы слуховой и зрительный анализаторы. Что же делать педагогам-дошкольникам? На наш взгляд, чтобы будущий первоклассник без больших трудностей прошёл школьную адаптацию, необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.

Необходимо:

1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности (предметных рисунков, изображений различных действий, картинок из жизни детей и природы) на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и др.).

Методика работы:

1 этап. Дети слушают и выясняют, о ком или о чём говорится и что говорится.

2 этап. Дети воспроизводят небольшими частями то, что запомнили с помощью взрослого.

3 этап. Когда появилось осознание прослушанного текста, необходимо мотивировать детей уже к самостоятельному проговариванию. Чем больше слов запомнили и проговорили сами дети, тем эффективнее эта работа.

2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов. Начинать учить слушать надо с коротких произведений, постепенно увеличивая объём (помнить, если в группе 80% детей освоили проговаривание, то можно увеличивать объём произведения на 2–3 строки). Например, с малышами можно начинать с таких стихов, которые легко подкрепить движениями:

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Движения можно придумать вместе с детьми, попросить, чтобы они сами их придумали. Затем можно обыграть произведения большего объёма:

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

– Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

 – Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

                 Н. Саконская

Эти стихи легко инсценировать. Постепенно в работу включают прозаические тексты. Дрозды

«Стоял солнечный день. Стайка дроздов подлетела к рябине. Там висели сочные ягоды. Славно пообедали дрозды!» Во время выполнения заданий можно использовать дополнительные приёмы концентрации внимания: комментарии по ходу чтения и слушания, диалог с автором по ходу чтения-слушания. В процессе слушания необходимо использовать записи фрагментов из мультфильмов, клипы (как с видеорядом, так и без него), музыкальные фрагменты, песенки, записи выступлений детей и взрослых, их рассуждения.  

Вариант такой работы

Воспитатель:

– Ребята, послушайте стихотворение, которое написал и рассказал мальчик Кирилл, ваш ровесник. А кого называют ровесником? Кирилл своё стихотворение назвал «Шарик-пятачок». Интересно, а что это за шарик и почему он... (воспитатель делает паузу, которая мотивирует детей додумать содержание вопроса, например: «Почему же он пятачок?»).

Воспитатель выслушивает и принимает все варианты ответов, а затем усиливает мотивацию: «Посмотрите, сколько разных мнений! Как же узнать, кто из нас догадался? Как вы думаете?».

Дети:

– Надо прочитать стихотворение Кирилла! Чтение воспитателя (учителя):

 Шарик, шарик-пятачок,

 Кругленький животик!

Он весёлый, заводной,

Он всегда хохочет!

Полетел под небеса

И увидел чудеса!

Взрослый задаёт вопрос: «А какие там могут быть чудеса?». Собирает ответы, но ни в коем случае не комментирует ответы детей, не переходит на беседу! После этого продолжает читать дальше:

Разноцветные барашки,

Разноцветные лошадки,

Разноцветный мост дугой (Догадались, что это?),

Солнца круг,

Весь мир цветной!

А внизу Земля с ладошку,

На ладошке ёж с лукошком,

Луг в ромашках,

Лес, поля...

Как прекрасна ты, Земля!

Круглая, цветная,

Ты, как я, – живая!

Воспитатель:

 – Что же вы представили, когда слушали стихи? – А теперь мы знаем, почему шарик–пятачок? В данном случае педагог использовал элементарные приёмы анализа текста, концентрируя внимание детей по ходу чтения-слушания с помощью вопросов, помогающих детям включить воображение и представить картину, которую рисует автор стихотворения. Постепенно тексты для прослушивания нужно усложнять.

3. Развивать в процессе слушания смысловую догадку (по различным внешним признакам: заголовку, первым словам, началу, иллюстрации, взгляду, мимике говорящего). Этот приём помогает удерживать внимание, включать воображение и точнее понмать услышанное.

4. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.

5. Создавать условия для речевого высказывания ребёнка: взрослому тоже

необходимо быть вежливым и деликатным слушателем, которому дети захотят что-то рассказать и с которым хочется чем-то поделиться.

6. Регулярно предлагать такие умения, т.е. необходима выстроенная система работы, поскольку в устной речи очень важны тренировка, речевой опыт и импровизация. Наши рекомендации учителям начальных классов:

– мотивировать речевую активность ребёнка;– на каждом уроке систематически использовать задания на развитие говорения, слушания, чтения и письма;

– включать в каждый урок чтение учителя или рассказ с заданием для ребят;

– развивать все виды речевой деятельности в комплексе средствами различных предметов, т.е. использовать задания на развитие умений речевой деятельности не только на уроках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, но и на занятиях по математике, технологии, музыке, на уроке «Окружающий мир» и др.;

– при объяснении способа выполнения задания ребёнку хорошо помогает дробное пояснение хода движения. Например, при объяснении написания буквы: начинаю... веду... довожу до... и т.п.;

– приучать ребёнка слышать задание с первого раза. Если учитель повторяет задание, необходимо выделять интонацией важные слова; – развивать осознанность выполнения заданий. Спрашивать учеников: «А зачем мы выполняем такое задание? Почему именно эти слова (числа, выражения, словосочетания и т.д.) я диктую?». В этом случае появляется осознанность восприятия;

– создавать на уроке психологически комфортную атмосферу. Учитель должен демонстрировать положительную реакцию на высказывания детей, даже если ответ неудачный. Если ответ получен неправильный или неточный, необходимо задать дополнительный, уточняющий вопрос, который подведёт ребёнка к более точному, правильному ответу.

 В этой ситуации познавательная активность динамично возрастает. Нельзя отбивать у ребёнка желание говорить и высказывать своё мнение, иначе вырастет пассивный слушатель, который не стремится делиться своими мыслями и эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Наше общество длительное время находится в процессе трансформации, который сопровождается ростом рационализации, соперничества и глобализации. Страх потери работы, повышение нагрузки для работающих ро...

Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста

В сборник включены театрализованные игры для детей дошкольного возраста для развития у них коммуникативных умений и навыков....

Методическая разработка " Развитие творческих способностей,умений и навыков детей дошкольного возраста в театрализованно- игровой деятельности".

Из опыта работы, рекомендации воспитателю по организации театрализованной деятельности в детском саду: приёмы,методы огранизации деятельности....

Картотека театрализованных игр для развития социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста

Картотека театрализованных игр для развития социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста...

Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста

Организация театрализованной деятельности создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков; расширяет круг общения детей, помогает каждому ребенку...

Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста

Сборник театрализованных игр для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста...