Рабочая программа
рабочая программа по развитию речи
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования кружка по обучению чтению
«Букварёнок»
для детей 5 – 7 лет
Пояснительная записка
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Актуальность программы, ее цели и задачи
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения.
Задачи программы:
- Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.
- Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.
- Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения.
- Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.
- Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку.
Условия реализации программы
Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс «Букваренок» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 7 лет.
1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет).
2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью: первый год обучения 25 минут, второй год обучения 30 минут.
Описание форм и методов проведения занятий
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога. Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное
решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учебно-тематический план
Старшая группа
Тема | сент | окт | нояб | дек | янв | фев | март | апр | май | |
Количество занятий | ||||||||||
«Звуки и буквы» | 1 | |||||||||
Звук «А» | 1 | |||||||||
Звук «У» | 1 | |||||||||
Звук «О» | 1 | |||||||||
Звуки «М», «М’» | 2 | |||||||||
Звуки «С», «С’» | 1 | 1 | ||||||||
«Длинные и короткие слова» | 1 | |||||||||
Звуки «Х», «Х’» | 2 | |||||||||
Звуки «Р», «Р’» | 2 | |||||||||
Звук «Ш» | 2 | |||||||||
Звук «Ы» | 1 | |||||||||
Звуки «Л», «Л’» | 2 | |||||||||
Звуки «Н», «Н’» | 2 | |||||||||
Звуки «К», «К’» | 2 | |||||||||
Звуки «Т», «Т’» | 1 | 1 | ||||||||
Звук «И» | 1 | |||||||||
Слова - друзья | 1 | |||||||||
Звук «П», «П’» | 2 | |||||||||
Звуки «З», «З’» | 2 | |||||||||
Звуки «Г», «Г’» | 1 | 1 | ||||||||
Звуки «В», «В’» | 2 | |||||||||
Звуки «Д», «Д’» | 2 | |||||||||
Звуки «Б», «Б’» | 1 | 1 | ||||||||
Звук «Ж» | 2 | |||||||||
Дифференциация «Ж» - «З» | 2 | |||||||||
Дифференциация «Ж» - «Ш» | 2 | |||||||||
Звук «Ч» | 1 | 1 | ||||||||
Звук «Щ» | 2 | |||||||||
Дифференциация шипящих «Ч», «Щ». | 2 | |||||||||
Звук «Ц» | 2 | |||||||||
Звуки «Ф», «Ф’» | 1 | 1 | ||||||||
Дифференциация согласных «Ц», «Ф», «Ф’» | 2 | |||||||||
Звук «Э» | 1 | |||||||||
Повторение. Индивидуальные коррекционные занятия. | 4 | 4 | ||||||||
Итого: 64 занятия |
Подготовительная группа
Тема | сент | окт | нояб | дек | янв | фев | март | апр | май | |||
Количество занятий | ||||||||||||
«Предложение» | 1 | |||||||||||
«Звуки и буквы» | 1 | |||||||||||
«Слова. Звуки» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «А» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «У» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «О» | 1 | |||||||||||
Звуки «М», «М’», Буква М | 2 | |||||||||||
Звуки «С», «С’», Буква С | 2 | |||||||||||
Звуки «Х», «Х’», Буква Х | 2 | |||||||||||
Звуки «Р», «Р’», Буква Р | 2 | |||||||||||
Звук и буква «Ш» | 1 | |||||||||||
«С-Ш» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Ы» | 1 | |||||||||||
«И-Ы» | 1 | |||||||||||
Звуки «Л», «Л’», Буква Л | 1 | |||||||||||
«Л-Р» | 1 | |||||||||||
Звуки «Н», «Н’», Буква Н | 1 | |||||||||||
Звуки «К», «К’», Буква К | 1 | |||||||||||
Звуки «Т», «Т’», Буква Т | 1 | |||||||||||
Звук и буква «И» | 1 | |||||||||||
Звуки «П», «П’», Буква П | 1 | |||||||||||
Звуки «З», «З’», Буква З | 1 | |||||||||||
«С-З» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Й» | 1 | |||||||||||
«Й-И» | 1 | |||||||||||
Звуки «Г», «Г’», Буква Г | 1 | |||||||||||
«ГК» | 1 | |||||||||||
Звуки «В», «В’», Буква В | 1 | |||||||||||
Звуки «Д», «Д’», Буква Д | 1 | |||||||||||
«Д-Т» | 1 | |||||||||||
Звуки «Б», «Б’», Буква Б | 1 | |||||||||||
«Б-П» | 1 | |||||||||||
Звуки «Ж», Буква Ж | 1 | |||||||||||
«Ж-З» | 1 | |||||||||||
«Ж-Ш» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Е» | 2 | |||||||||||
Звук и буква «Я» | 1 | |||||||||||
«А-Я» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Ю» | 2 | |||||||||||
Звук и буква «Ё» | 2 | |||||||||||
«Дружные звуки» (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Ч» | 1 | |||||||||||
«Ч-С-Ш» | 1 | |||||||||||
«Ч-Т’» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Э» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Ц» | 1 | |||||||||||
«Ц-Ч» | 1 | |||||||||||
«Ц-С» | 1 | |||||||||||
«Ц-Ч-С» | 1 | |||||||||||
Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Щ» | 1 | |||||||||||
«Щ-С» | 1 | |||||||||||
«Щ-Ч» | 1 | |||||||||||
Звук и буква «Ь», «Ъ» | 4 | |||||||||||
«Страна Азбука» | 1 | |||||||||||
Итого: 64 занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...