Технология обучения детей составлению сравнений
консультация по развитию речи (старшая группа)
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syundyukova_e.e.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обучения детей составлению сравнений
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Пример:
цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Пример: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
На пятом году жизни тренинги усложняются:
в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Пример: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, умение сопоставлять признаки предметов, обобщает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Муниципальное дошкольное обучающее учреждение «Детский сад №98»
Выступление на семинаре.
«Технология обучения детей составлению сравнений»
Подготовила
воспитатель 1 кв.категории
Сюндюкова Е.Е.
Саранск, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...
Технология обучения детей составлению сравнений
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели....
Выступление на педагогическом часе на тему: «Технология обучения детей составлению сравнений»
Для педагогов...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе. Упражнение «Составление метафоры - «Россия».
Тематическая неделя «День народного единстваУпражнение «Составление метафоры - «Россия»...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе. Упражнение «Составление метафоры - «Ёлка».
Тематическая неделя «Новый год»Упражнение «Составление метафоры - «Ёлка»...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе. Упражнение «Составление метафоры - «Праздник».
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе.Тематическая неделя «Новый год»Упражнение «Составление метафоры - «П...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе. Упражнение «Составление метафоры - «Зима».
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор»в подготовительной возрастной группеТематическая неделя «Зима»Упражнение «Составление метафоры - «Зима&raq...