НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Дикие животные. Драматизация сказки "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Создание здоровьесбеоегающих условий для детей с ОНР, используя сказкотерапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_r.r._v_starshey_gruppe.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
на тему: Дикие животные.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
учитель-логопед: Шахова С.В.
Образовательные задачи:
· Закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.
· уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;
· обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);
· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч); упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
Коррекционные задачи:
- Создание здоровьесберегающих условий для детей с ОНР, используя сказкотерапию.
· развитие мелкой моторики;
· развитие зрительного восприятия и внимания, мышления;
· развитие слуховой и зрительной памяти;
-способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность;
- создавать условия для развития творческой активности детей с ОНР, в театрализованной деятельности;
Воспитательные задачи:
· Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.
Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки “Заюшкина избушка” и беседа по ее содержанию.
- Просмотр сказки “Заюшкина избушка”.
Методы: игровой, словесно-логический, самостоятельный.
Приемы: художественное слово, музыкально-ритмические упражнения, самостоятельная деятельность детей.
Материалы и оборудование: зеркала, словесно-дидактические игры, мяч, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», дидактическая игра «Собери сказку из частей», Элемент ТРИЗ «Зарисуй пиктограмму сказки», простые карандаши, атрибуты к драматизации сказки «Заюшкина избушка».
Занятие из 2 частей.
Ход НОД:
1часть.
I Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
(дети хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Лисичке – сестричке,
Воробью синичке
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
(Загибают по одному пальцу, начиная с большого).
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
(Ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками). Артикуляционная гимнастика «Зарядка» (с зеркалами):
-«Вкусное варенье», «Часика», «Улыбка», «Трубочка», «Киска сердиться», «Грибок».
Логопед: поиграем в игру «Назови лишнее слово и объяснит почему?»:
Ландыш, василёк, одуванчик, заяц
Утка, гусь, курица, лось
Собака, кошка, лошадь, лиса
Лопата, топор, молоток, ёж
Платье, рубашка, сарафан, волк
Скворец, ласточка, цапля, медведь
Капуста, морковка, лук, белка.
Корова, свинья, овца, рысь
Апельсин, лимон, абрикос, барсук
Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан (ответы детей).
II Основная часть
Логопед называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.
Л: Как их назвать? (дикие животные)
Л: Почему их так называют? (они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)
Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”
Логопед: Вам много читали о диких животных, вспомните и расскажите, кто из них какой?
Игра с мячом “Скажи, какой?”
(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)
Медведь – сильный, большой, мохнатый.
Волк – злой, голодный, хищный
Лиса – хитрая, умная, проворная
Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая
Заяц - трусливый, пугливый, белый.
Логопед: Дети, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?
Игра “ Кто кем был?”
Медведь – медвежонком
Ёж – ежонком
Лиса – лисёнком
Лось – лосёнком
Белка – бельчонком
Волк – волчонком
Барсук – барсучонком
Рысь – рысенком
Заяц – зайчонком
Физминутка “Белка”
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучок она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень. ( ритмические движения под текст)
Игра “Я начну, вы продолжите…”
( Логопед начинает предложение, дети заканчивают)
Барсук и лиса живут в…
Медведь зимует в….
Волк живет в …
Белка прячется в….
Ежик спит в …. (ответы детей)
Дидактическая игра «Собери сказку из частей» (собирают)
Упражнения с синонимами
Логопед (выставляет картинку к сказке “Заюшкина избушка”)
- Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.
-Как она называется?
-Какие дикие животные встретились в сказке?
- Кто из них главные герои? (заяц и лиса)
-Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)
-А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.
Игра “Скажи иначе”
“Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)
“Злая” (сердитая, грозная)
- А какой заяц в сказке?
(трусливый и доверчивый)
-Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?
(Трусливый - робкий, пугливый;
Доверчивый – наивный, легковерный.)
Логопед:
-Ребята, сегодня я получила загадочный конверт от героев сказки. Они просят вас зарисовать сказку пиктограммой - символами, а потом ее рассказать. Желаю успеха!
(Дети зарисовывают сказку и рассказывают).
III Итог занятия
Молодцы! А на прощание встаньте в круг (музыка). Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя добрыми, умными и самыми лучшими!
2 часть.
Драматизация сказки " Заюшкина избушка".
Ведущий-логопед: У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться-
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной
Вот весною лед растаял,
Ледяной избы не стало…
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на двор проситься.
Лиса: Ты пусти уж, сделай милость!
Заяц: Не пущу: зачем дразнилась?
Лиса: Ты пусти хоть на крылечко…
Много ль надо мне местечка?
Добрый Заинька, прости,
Пожалей меня, пусти!
Заяц: Надо Лисоньку пустить,
Чаем сладким напоить!
Лиса: Заинька, пусти пожить…
Заяц: Как ей тут не уступить?!
Что ж живи!
Ведущий - логопед:
День-другой прошел.
Лисица
Вдруг затеяла браниться.
Лиса: Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, Косой!
Ведущий - логопед: Выгнала лисица зайку
Сел Зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки
Начал горько-горько плакать…
(Бежит Собака, подходит к Зайцу.)
Ведущий-логопед: Подошла к нему собака.
Собака: Тяф! Тяф! Тяф!
О чем ты плачешь?
Почему, дружок не скачешь?
Заяц (продолжая всхлипывать).
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Собака: Полно, слез не лей ты боле!
Помогу твоему горю!
(Собака подходит к избушке).
Собака: Тяф! Тяф! Тяф! А ну, Лиса,
Убирайся вон в леса!
Ведущий-логопед: А Лисица-то с печи
Громким голосом кричит:
Лиса: Вот как выскочу сейчас,
Только клочья полетят.
Если же не хочешь драки,
Убирайся вон, Собака!
(Собака, испуганно потявкивает и убегает.)
(Заяц опять начинает плакать. К нему бежит Волк.)
Ведущий-логопед: Снова Зайка горько плачет
Не зовет друзей, не скачет.
Вот бежит к нему Волчок…
Волк: Что ты, Заинька, не весел
Буйну голову повесил?
Заяц: Как же мне не плакать, Волк?
Жил я в лубяной избушке,
Здесь, на этой вот опушке
А Лисица - в ледяной,
Как растаял снег весной,
Жить ко мне она пришла
И меня же прогнала!!!
Волк: Помогу твоему горю,
Лиску, рыжую плутовку,
Прогоню я быстро, ловко!!!
(Подходит к избушке, стучит в окно.)
Волк: Эй, Лиса, поди с печи!!!
Лиса: Вот как выскочу сейчас,
Только клочья полетят…
Волк: Ладно, Заинька, пока…
Шкура очень дорога…
(Волк поглаживает шерсть и убегает.) (Заяц опять начинает плакать. К нему вразвалочку приближается Медведь.)
Медведь (добродушно)
Полно, Заинька, реветь!
Ты, ответь мне, сделай милость,
Что за горе приключилось?
Заяц: Как не плакать, дедушка,
Дедушка-Медведушка?
Жил я в лубяной избушке
Здесь на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял снег весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Медведь: Не горюй, дружок!
Лису…Я заставлю
Жить в лесу…
(Медведь подходит к избушке и рычит.)
Ведущий-логопед: Мишка грозно зарычал,
Во весь голос закричал:
Медведь: Ну-ка, рыжая Лиса,
Вон ступай в свои леса!
Ведущий-логопед: А Лиса ему с печи
Громким голосом кричит:
Лиса: Вот как выскочу сейчас
Искры полетят из глаз!
Убирайся сам, Медведь,
На меня не смей реветь!
(Медведь сердито машет лапой и уходит.)
Ведущий-логопед: Даже Мишка не помог….
Жалко Зайку…
На сцене появляется Петух с косой на плече, подходит к плачущему Зайцу.
Ведущий-логопед: Вот идет Петух с косой!!!
Петух: Плачешь ты о чем Косой?
Заяц: Жил я в лубяной избушке
Здесь на этой вот опушке
А Лисица – в ледяной.
Как растаял снег весной,
Жить ко мне она пришла
И меня же прогнала.
Петух (уверенно, весело).
Не горюй, приятель! Вскоре
Твоему поможем горю!
Покажу Лисе косу-
Живо выгоню Лису!
Заяц (всхлипывая).
Да ее Собака гнала-
Да с испугу убежала.
Волку – шкура дорога…
Гнал ее и сам Медведь недавно…
Ты не справишься подавно!
(Петух направляется к избушке.)
Ведущий-логопед: Петух к избушке
Что стояла на опушке
Подошел…Пошла потеха!
Стало рыжей не до смеха!
Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон Лиса!
Вот возьму косу на плечи…
Я иду Лису посечи!
Лиса (испуганно).
Что ты, Петя, не спеши!
Мне одеться разреши!
Петух: Прекрати пустые речи!
Прочь пошла скорей плутовка!
(Лиса убегает).
Ведущий-логопед: Ох и струсила Лиса…
Прыг с печи- да и в леса
Припустила во весь дух:
Напугал ее Петух.
С той поры Зайчишка с Петей-
Лучшие друзья на свете.
Заяц и Петух (поют и танцуют).
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
Логопед: Молодцы! А сейчас мы спросим зрителей (детей и родителей) понравилось ли им ваше театральное представление сказки «Заюшкина избушка» (ответы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Дикие животные"
Предлагается материал для развития речи детей: игры, упражнения, схемы-описания....
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Дикие животные весной"
Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные наших лесов»
Цель:формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников.Задачи:Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепл...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Дикие животные ».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группепо теме «Дикие животные ». Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное р...
Развитие речи для старшей группы по теме «Дикие животные».
Образовательная область: коммуникация.Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использова...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные зимой»
Цель занятия: углубить и закрепить знания о диких животных зимой. Задачи: расширить умение грамматически правильного употребления предлогов в, под; закрепить в речи детей название диких животных, их ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме : "Дикие животные зимой"
конспект занятия по развитию речи в старшей группе...