Проект "Осеева".
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Сычева Елена Алексеевна

Проект для подготовительной группы по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva.docx358.94 КБ

Предварительный просмотр:

Валентина Осеева, 28 апреля

                                                   

                                       

                                            Биография

Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве.

Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете. Ее родители принимали активное участие в революционной борьбе. Из-за преследования полиции родители Валентины с тремя дочерьми вынуждены были часто переезжать из города в город. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву, а затем - в Солнечногорск.

После развода родителей вышла замуж старшая дочь Осеевых - Галина (Алина), а Ариадна Леонидовна с дочерьми Анжеликой и Валентиной по заданию партии была направлена в трудкоммуну им.Клары Цеткин на ст.Солнечная для воспитания девочек, оставшихся без родителей после революции и гражданской войны.

В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей.

Работая воспитательницей в Даниловском детприёмнике (на территории тогда закрытого Данилова монастыря), она познакомилась со своим первым мужем в довольно романтичной обстановке: он приехал на коне и помог утихомирить юных бунтовщиков, но брак распался довольно быстро...

Видимо, из-за развода были и проблемы с сыном, мальчик даже пешком уходил к отцу, служащему тогда в Сибири.

На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

В годы Великой Отечественной войны они с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.

Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка» и «Мой товарищ».

В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией.

Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть «Динка» во многом автобиографична. Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке. Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться. Детство отчаянной девчонки совпало со сложными годами первой русской революции 1905 г. Динка растет в семье, связанной с революционным подпольем, ее находчивость, смелость выручают взрослых в трудную минуту.

...Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве. Три товарища и другие рассказы - Мобильный Лабиринт

Книга "Всё о Динке и её друзьях: Динка; Динка прощается с детством" - Валентина Осеева. Купить книгу, читать рецензии ISBN 978-5Проза. поэзия. драматургияВолшебная иголочка - Мобильный Лабиринт

Гришка • Отомстила • Что легче? • Плохо • В одном доме • Кто хозяин? • Хорошее • На катке • Три товарища • Сыновья • Синие листья

Рыжий кот • Отцовская куртка • Мой товарищ • Волшебное слово

Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой

Сценарий НОД по беседе с дошкольниками подготовительной группы

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой

Цель: воспитание у детей понятий «друг», «дружба», формирование умения мотивировать, объяснять свои поступки.

Триединая задача:

Образовательная: совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; понимать на слух текстов различных жанров детской литературы, прививать интерес к книгам («Речевое развитие») ; формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Воспитательная: способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать понятия «друг», «дружба», умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми; любознательность, познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность; способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости.

Методы: практические: игра-пантомима «Живые картинки», динамическая пауза «Сказала кошка мышке. », подвижная игра «Гусеница», дидактическая игра «Собери слово»; наглядные: просмотр презентации «Рассказы В. Осеевой»; словесные: стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе, вопросы, ответы, рассуждения, песня.

Оборудование: презентация «Рассказы В. Осеевой», ноутбук, интерактивная доска; мячи по количеству детей, картинки с фабульным развитием по рассказу В. Осеевой «Добрая хозяюшка», шапочки курочки, петушка, уточки, щенка; разрезные картинки со словами: Ребята, давайте жить дружно! », аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь. », два рисунка лица человека.

Прогнозируемые результаты: наличие у детей сформированных понятий в сфере взаимоотношений со сверстниками, наличие у детей сформированных навыков коммуникационного взаимодействия: умения объяснять свои поступки, строить хорошие взаимоотношения между детьми.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям начать занятие с коммуникативной игры: «Ласковое слово». Дети встают в круг и передают друг другу бумажный круг с изображение «мятого лица» человека. Каждый должен назвать ласковое слово и разгладить «помятое лицо». В заключении игры воспитатель незаметно подкладывает бумажный круг, на котором нарисовано улыбающееся лицо.

Задаёт вопрос: Легко ли говорить приятные слова другим?

Ответы детей: нет.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло и силу рук сверстников. Читает стихотворение:

Друг задушевный на веки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка надёжного, верного друга рука.

Спрашивает детей, о чём это стихотворение?

Ответы детей: о друге.

Воспитатель задаёт вопросы детям:

Что такое дружба?

Как вы выбираете детей?

Что нужно делать, чтобы было больше друзей?

С каким человеком вы не хотели бы дружить?

Зачем нужны друзья?

Может ли быть другом мама, папа?

Ответы детей.

Воспитатель сообщает детям, что во все времена люди ценили друзей и дружбу. Предлагает вспомнить пословицы и поговорки о дружбе, которые дети учили раньше.

Дети называют:

«Один за всех и все за одного».

«Один в поле не воин».

«Крепкую дружбу топором не разрубишь».

«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

«Друг познаётся в беде».

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану с презентацией иллюстраций из прочитанных ранее произведений о дружбе.

Первый слайд с иллюстрацией из рассказа В. Осеевой «Три товарища».

Вопросы к детям:

К какому произведению о дружбе подходит эта иллюстрация?

Почему вы так думаете?

Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

Дети рассматривают следующий слайд с иллюстрацией к рассказу В. Осеевой «Синие листья».

Вопросы к детям:

Из какого рассказа эта иллюстрация? Расскажите, о чём этот рассказ? Как вы оцениваете поступок Кати? Как поступают настоящие друзья? Кто-нибудь хочет рассказать о своём друге?

Ответы и рассказы детей.

Воспитатель организует динамическую паузу, дети встают в круг.

Сказала кошка мышке:

Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить (изображают походку кошки) .

Боюсь, - сказала мышка (испуганно дрожат, -

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка (показывают, руками «короткий отрезочек») .

Ну что ж, - сказала кошка, -

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять (изображают походку мышки) .

Воспитатель спрашивает, что вы больше всего с друзьями любите делать? Воспитатель предлагает детям поиграть в игру-пантомиму «Живые картинки». Детям предлагается объединиться на 4 подгруппы, они получают картинки по рассказу В. Осеевой «Добрая хозяюшка»:

1. петушок клюёт зёрнышки из рук девочки;

2. девочка гладит курочку, курочка сидит на гнезде;

3. девочка с уточкой на речке, уточка плавает;

4. обиженный щенок убегает от девочки.

Каждая подгруппа показывает, что изображено на картинке средствами пантомимы, остальные дети объясняют, что это за сюжет, зная рассказ В. Осеевой «Добрая хозяюшка» (дети используют шапочки курочки, петушка, уточки, щенка) .

Воспитатель хвалит детей за то, что они были дружными, умеют договариваться и справились с заданием.

Дети: садятся за столы, на которых лежат разрезанные картинки со словами: ребята давайте жить дружно.

Воспитатель сообщает детям задачу — найти половинки, сложить из них слова, прочитать, а из слов составить знаменитое выражение Кота Леопольда.

Дети: составляют слова, читают из, а из слов собирают предложение:

«Ребята, давайте жить дружно! ».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гусеница».

Дети: дети берут все по мячу, встают друг за другом, мяч зажимают между животом и спиной впереди стоящего сверстника, руки положить на плечи. Превратившись, в одну «большую гусеницу», необходимо так пройти по группе, чтобы мячи не упали.

Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе.

Воспитатель предлагает встать в круг, взяться за руки и спеть песню «Дружба крепкая. »

В заключении воспитатель говорит: Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро и оно обязательно вернётся к вам!

План-конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы. Тема: «Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой».

Автор: Юшковец Валентина Владимировна

Описание: конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы составлен в соответствии с ФГОС поможет воспитателям в формировании у детей понятий «друг», «дружба», в умении мотивировать, объяснять свои поступки; разовьёт коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

1. Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; понимать на слух текстов различных жанров детской литературы, прививать интерес к книгам («Речевое развитие»);

2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать понятия «друг», «дружба», умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их («Социально-коммуникативное развитие»);

3. Развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность («Познавательное развитие»);

4. Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);

5. Формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приёмы:-практические: игра-пантомима «Живые картинки», динамическая пауза «Сказала кошка мышке...», подвижная игра «Гусеница», дидактическая игра «Собери слово»;

-наглядные: просмотр презентации «Рассказы В.Осеевой»;

-словесные: стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе, вопросы, ответы, рассуждения, песня.

Материалы и оборудование:презентация «Рассказы В.Осеевой», ноутбук, интерактивная доска; мячи по количеству детей, картинки с фабульным развитием по рассказу В.Осеевой «Добрая хозяюшка», шапочки курочки, петушка, уточки, щенка; разрезные картинки со словами: Ребята, давайте жить дружно!», аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь...», два рисунка лица человека.

Детская деятельность:

двигательная - динамическая пауза «Сказала кошка мышке...», подвижная игра «Гусеница»; 

игровая - дидактические игры: «Собери слово», игра-пантомима «Живые картинки»; 

коммуникативная: чтение стихотворения, составление и чтение слов и предложения, вопросы, ответы, рассказы; игра «Ласковое слово»; 

музыкальная — исполнение песни, слушание; 

восприятие- (художественной литературы и фольклора): слушание, обсуждение. 

Предварительная работа: чтение рассказов о дружбе В.Осеевой «Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»; В.Драгунского «Друг детства», «Друзья познаются в беде»; разучивание песен, пословиц о дружбе; просмотр мультфильмов о дружбе, ситуативные беседы и выставка рисунков на тему: «Мои друзья». 

Логика образовательной деятельности. 

Воспитатель.

Предлагает детям начать занятие с коммуникативной игры: «Ласковое слово». Дети встают в круг и передают друг другу бумажный круг с изображение «мятого лица» человека. Каждый должен назвать ласковое слово и разгладить «помятое лицо». В заключении игры воспитатель незаметно подкладывает бумажный круг, на котором нарисовано улыбающееся лицо.

Задаёт вопрос: Легко ли говорить приятные слова другим?

 Ответы детей: нет, дети стесняются, смущаются. 

Воспитатель.

Предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло и силу рук сверстников. Читает стихотворение: 

Друг задушевный на веки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надёжного, верного друга рука. 

Спрашивает детей, о чём это стихотворение? 

Ответы детей: о друге. 

Воспитатель.

Задаёт вопросы детям:

Что такое дружба?

Как вы выбираете друзей?

Что нужно делать, чтобы было больше друзей?

С каким человеком вы не хотели бы дружить?

Зачем нужны друзья?

Может ли быть другом мама, папа? 

Ответы детей. 

Воспитатель.

Сообщает детям, что во все времена люди ценили друзей и дружбу. Предлагает вспомнить пословицы и поговорки о дружбе, которые дети учили раньше. 

Дети называют:

«Один за всех и все за одного».

«Один в поле не воин».

«Крепкую дружбу топором не разрубишь».

«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

«Друг познаётся в беде». 

Воспитатель.

Привлекает внимание детей к экрану с презентацией иллюстраций из прочитанных ранее произведений о дружбе.

Первый слайд с иллюстрацией из рассказа В.Осеевой «Три товарища».

Вопросы к детям:

К какому произведению о дружбе подходит эта иллюстрация?

Почему вы так думаете?

Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески?

Какая пословица подходит к этому рассказу? 

Дети отвечают на вопросы, рассуждают. 

Воспитатель.

Дети рассматривают следующий слайд с иллюстрацией к рассказу В.Осеевой

«Синие листья». Вопросы к детям:

Из какого рассказа эта иллюстрация?

Расскажите, о чём этот рассказ?

Как вы оцениваете поступок Кати?

Как поступают настоящие друзья?

Кто нибудь хочет рассказать о своём друге? 

Ответы и рассказы детей. 

Воспитатель.

Организует динамическую паузу, дети встают в круг. 

Сказала кошка мышке:

Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить (изображают походку кошки).

Боюсь, - сказала мышка (испуганно дрожат),-

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка (показывают, руками «короткий отрезочек»).

Ну что ж, - сказала кошка, -

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять (изображают походку мышки). 

Воспитатель.

Спрашивает, что вы больше всего с друзьями любите делать?

Дети: играть. 

Воспитатель.

Предлагает детям поиграть в игру-пантомиму «Живые картинки». Детям предлагается разделиться на 4 подгруппы, они получают картинки с фабульным развитием по рассказу В.Осеевой «Добрая хозяюшка»:

петушок клюёт зёрнышки из рук девочки;

девочка гладит курочку, курочка сидит на гнезде;

девочка с уточкой на речке, уточка плавает;

обиженный щенок убегает от девочки. 

Дети.

Каждая подгруппа показывает, что изображено на картинке средствами пантомимы, остальные дети объясняют, что это за сюжет, зная рассказ В.Осеевой «Добрая хозяюшка» (дети используют шапочки курочки, петушка, уточки, щенка). 

Воспитатель.

Хвалит детей за то, что они были дружными, умеют договариваться и справились с заданием. 

Дети: садятся за столы, на которых лежат разрезанные картинки со словами:

Ребята давайте жить дружно .

Воспитатель.

Сообщает детям задачу — найти половинки, сложить из них слова, прочитать, а из слов составить знаменитое выражение Кота Леопольда. 

Дети: составляют слова, читают из, а из слов собирают предложение:

«Ребята, давайте жить дружно!» 

Воспитатель.

Предлагает поиграть в игру «Гусеница». 

Дети: дети берут все по мячу, встают друг за другом, мяч зажимают между животом и спиной впереди стоящего сверстника, руки положить на плечи. Превратившись, в одну «большую гусеницу», необходимо так пройти по группе, чтобы мячи не упали.

Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе. 

Воспитатель.

Предлагает встать в круг, взяться за руки и спеть песню «Дружба крепкая...»

В заключении воспитатель говорит: Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро и оно обязательно вернётся к вам! 

Используемая литература:

1. Зацепина М.Б. Интегрированные развлечения в детском саду, Москва 2011г;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержденный приказом МОиН РФ от17. 10. 2013г. № 1155;

3. Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников, Москва 2011г;

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет, Творческий Центр, Москва 2012г.

«Театр вежливости"

Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Оборудование: Декорации и атрибуты к инсценировке рассказа В.Осеевой "Волшебное слово", касса, билеты.
Предварительная работа: Чтение детям рассказов В.Осеевой "До первого дождя", "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", Н.Носова "Карасик".
Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?
- Значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.
- Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.
(Рассказы детей)
- Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения В.Осеевой, Н.Носова, Л.Н.Толстого, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.
Ответы детей:
- Из рассказа Валентины Осеевой "До первого дождя" мы узнали о жадной девочке, которая не захотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо и на ее месте я никогда бы так не поступил и сделал бы все, чтобы выручить своего товарища.
- Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.
- Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
- Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна.
- Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами отправимся в "Театр Вежливости" и посмотрим инсценировку рассказа Валентины Осеевой "Волшебное слово". Но чтобы получить билеты в этот театр, нужно вспомнить вежливые слова.
Внимание, внимание!
Театр открывается!
К началу все готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
(Ребенок-"кассир" продает билеты в театр. Дети по одному подходят к кассе, читают стихотворения, получают билеты).
Добрый день
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово "пожалуйста",

Повторяем его поминутно.


Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"


Нам становится неуютно.


Здравствуйте


- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.


- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.


И, наверно, не пойдет в аптеку


И здоровым будет много лет.


Спасибо


За что мы говорим "Спасибо".


За все, что делают для нас.


И мы припомнить не смогли бы


Кому сказали сколько раз.


Будьте добры


Будьте добры, - это я говорю по секрету


Будьте добры - и не ждите за это конфету.


Будьте добры - без игры и во время игры


Если сумеете, будьте скорее добры..



Инсценировка рассказа Валентины Осеевой "Волшебное слово" 
Роли исполняют дети


Беседа


- Как называется это произведение и кто его автор?


- "Волшебное слово" Валентины Осеевой.


- Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику?


- "Пожалуйста".


- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).


- Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.


- Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово?


- Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.


- Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Я рада, что вы правильно поняли тему этого рассказа и тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни

Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья» 

 Предмет:

Коррекционно-развивающее занятие.                                                                          

 Форма проведения занятия: занятие с элементами драматизации.

Цель занятия: 

познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора;

- продолжать работу по осмыслению проблемы помощи окружающим (забота о маме).

Задачи:

Образовательные:

- Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.

- Развивать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, мышление;

Коррекционные:

- Развивать слуховое восприятие, следить за правильностью дактилирования, пополнять словарный запас.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство уважения и любви к матери.

Оборудование: таблички, костюмы для драматизации.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный, проблемно-поисковый.

Предварительная работа: чтение рассказов о мамы, интервью с мамой, беседы.

Словарь: женщины- мамы, женщина- мама, ничего особенного (такой как все), камушек, колодец.

Факторы, влияющие на качество обучения на данном занятии:

- Отбор вопросов по рассказу.

- Параллельная работа по развитию связной речи.

- Драматизация рассказа.

Ход занятия.

Орг.момент

Речевая зарядка:

Говорите хорошо.

с_______

расс_______кас       рассказ

сы – сыновья

Будем читать рассказ «Сыновья»

Восп.

Какой праздник будет 24 ноября?

Дети:

День матери. В этот день я  поздравлю свою маму, скажу добрые слова.

Восп.

Верно, мы любим свою маму и помогаем ей во всем.

Основная часть.

Восп.

 Сегодня мы будем читать рассказ «Сыновья» (чтение рассказа)

Восп.

Кто герои рассказа?

Восп.

Что сказала 1 мама(женщина) о своем сыне? (найдите в тексте)

Что сказала 2 мама о своем сыне? (найдите в тексте)

Какие слова сказала 3 мама? (найдите в тексте)

Восп.

Что делал первый мальчик? Он позаботился (подумал) о маме?

Дети:

Нет. Он через голову кувыркается, колесом ходит.

Восп.

 Что делал второй мальчик? Он позаботился о маме?

Дети:

Нет. Он песню поет, соловьем заливается.

Восп.

 Что сделал третий мальчик?

Дети:

Он взял у мамы ведро и помог ей.

Восп.

Почему он взял ведро?

Дети:

Мальчик хотел помочь маме.

Он добрый, заботливый, потому что любит маму.

Восп.

Что сказал старик о сыновьях?  (найдите в тексте)

Восп.

Будем играть спектакль.

Восп.

Мы прочитали рассказ, сыграли спектакль. Как вы думаете, какой можно сделать вывод?

Дети + восп. ( вывод)

Надо любить маму, всегда помогать ей. Молодцы.

Восп.

У вас на столе лежат сердечки. Напишите на них самые красивые слова о своей маме. Писать будем так….

(на доске написано)

Словарь:

Моей мамочке, самой…., …….,…… .

красивой, ласковой, доброй, заботливой, умной, веселой     ( на слух, за экраном)

Я тебя люблю. Я очень тебя люблю.

Твой (Твоя) сын (дочь)…).

Выберите по 2 – 3 слова и напишите.

Восп.

24 ноября подарите эти сердечки своим мамам.

Молодцы. Занимались хорошо.

Вопросы для интервью:

- Как вы думаете, трудно ли быть мамой?

- Какая ваша мама по характеру?

- Любите ли вы разговаривать со своей мамой?
- Помогаете ли вы своей маме? Что вы делаете по дому?

 

Литературная викторина по рассказам В. Осеевой

Цели:

сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;

способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

раскрыть содержание понятий: "волшебное слово", "настоящий друг", "щедрость";

дать детям возможность оценить себя и свои поступки.

Оборудование: доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, разрезанные на части названия рассказов.

Валентина Александровна ОСЕЕВА

(1902- 1969)

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Решил Павлик даже из дому убежать. Сестра Лена краски не даёт, брат не захотел его на лодке покатать. А дело-то оказалось в том, что не умел Павлик просить, не знал волшебного слова «пожалуйста», которое говорить нужно «тихим голосом, глядя прямо в глаза».

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.

А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек — это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.

Так что в маленьких рассказах, которые писала Валентина Александровна для того, чтобы дети «могли читать их без помощи взрослых», большой смысл.

Есть у В. Осеевой и повести о школьной дружбе — «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка». В повести «Динка» рассказывается о девочке Динке, живущей на берегу реки Волги. Повесть эта — воспоминание писательницы о своём детстве, друзьях и недругах1.

Но какими бы ни были произведения Валентины Александровны Осеевой, большими или маленькими, очень хотелось ей, чтобы дети не просто читали их, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

1 Задание.

Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой. (оформляется на доске)

1.   Девочка с куклой.

2.   Навестила.

3.   Жадная мать.

4.   Долг.

5.   Кто всех глупее.

6.   Печенье.

7.   Рыжик.

8.   Динка.

 9. Волшебное слово.

10. Сыновья.

11. Три товарища.

2. Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

3. Как нужно читать рассказы В. А. Осеевой?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.

3 Задание.

Подберите заголовок рассказа и иллюстрацию к нему.

4 Задание.

Назовите хорошие и плохие поступки, описанные в рассказах В.Осеевой.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

Далее педагог кратко знакомит учащихся с понятием "рассказ" (небольшое по числу событий, персонажей и объему текста прозаическое произведение).

"Волшебное слово" – пожалуй, самый известный рассказ В.А. Осеевой. Как вы думаете, почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? (Дети отвечают.) Какие еще "волшебные слова" вы знаете? (Проводится аукцион: кто больше вспомнит слов.) Как нужно их произносить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза.)

Учитель  читает учащимся рассказы В.А. Осеевой "Навестила", "Синие листья", "Хозяюшка". Далее все вместе обсуждают рассказы, отвечают на вопросы:

как вы понимаете слова: "надо так давать, чтобы можно было взять";

что значит слово "щедрость" (бескорыстная помощь другим);

настоящий друг – какой он;

подумайте: может ли кто-то назвать вас настоящим другом?

В заключение учитель подводит итог занятию и просит не забывать совет В.А.