Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников.
статья по развитию речи
В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_hud_lit_doklad.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Речевое развитие дошкольника включает:
- Владение речью как средством общения и культуры.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
- Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
- Обогащение активного словаря.
Богатейший материал, как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки и пословицы.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Они дают ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Сказки дают образцы ритмической речи, дети легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок и д. р. Колыбельные песни обогащают словарь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, а так же формируют представления о переносном значении слова. Заучивая стихотворения дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, тем самым обогащая свою речь.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. А также помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Дошкольников младших групп особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). При чтении стихотворений, воспитатель выделяет ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивает образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоит задача развивать интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.
На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой. Воспитатель использует разнообразные методические средства для того, чтобы углубить первоначальное восприятие произведений, помочь детям лучше понять авторский замысел.
Но рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь тот минимум, который должен быть освоен в течение года. При этом не всегда предусматривается повторная встреча детей на занятиях с одним и тем же литературным произведением. Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность - постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.
Чтение художественной литературы раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Конечно же, педагоги разработали множество методов, которые помогают как с ДОУ, так и в повседневной жизни развивать речь ребенка.
К основным методам развития речи детей относятся:
1. Словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, беседа с детьми).
2. Наглядные методы (экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, игрушек и т. д.).
3. Практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения).
К сожалению, сегодня мы наблюдаем речевые ошибки, неразвитый словарный запас, неправильное построение предложений не только у детей дошкольного или школьного возраста, но и у взрослых людей. А как мы знаем, все ошибки и недочеты «родом из детства». Следовательно, вопрос правильного подхода к изучению художественной литературы в дошкольном возрасте остается крайне актуальным на сегодняшний день.
Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т. к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей. Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
• Гурович, Д. М. Ребенок и книга [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Д. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
• Ушакова, О. С. Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О. С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 144-161.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников
Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....
Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства язы...
Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
Консультация " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное вли...