Картотека дидактических игр в средней группе.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Якушева Оксана Михайловна

Картотека дидактических игр в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_v_sredney_gruppe.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в средней группе.

Название

Цель

Ход игры

«ВЕТЕРОК»

Развитие фонематического слуха

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например [у], поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносит звуки: у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук [у], делают соответствующие движения.

«ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

Развивать слуховое внимание.

Педагог за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

«У КОГО - КТО?»

Закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.

Образование множественного числа имён существительных.

Педагог показывает иллюстрации домашних животных, дети называют их детенышей, образовывают множественное число.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Развивать слуховое внимание.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.

«ТАК ЛИ ЭТО ЗВУЧИТ?»

Развивать фонематический слух, умение подбирать слова, схожие по звучанию.

Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.

«ЭХО»

Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Педагог громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а - у, у -а, э-а» и т. д.

«ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели).

А возле этой елки бродили злые ... (волки).

Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица).

Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)».

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили).

Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок).

Как у нашей дочки розовые ... (щечки).

Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи).

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному

Педагог показывает игрушку, картинку (предлагает детям сказать, что делает этот предмет). Педагог обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному.

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ КАТЕ, ЧТОБЫ ПОЙТИ НА ПРОГУЛКУ»

Дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

«ВОТ ТАК ПРОИЗНОСЯТ ЗВУКИ»

Развивать фонематический слух у детей.

На фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары). Педагог предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара.

«МОТОРЧИКИ»

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Педагог называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], то перебрасывают мяч педагогу. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р'].

«ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»

Учить детей определять первый звук в слове.

Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его.

«ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»

Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].

Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: ш или ж.

«СКВОРЕЧНИКИ ДЛЯ ПТИЦ»

Учить детей измерять длину слов.

Педагог показывает детям 3 скворечника (на каждом из них разное количество окон - от 1 до 3). Дети измеряют длину слова, и в соответствии с количеством слогов распределяют птиц.

«А ЧТО У ВАС?»

Продолжать учить детей измерять длину слова.

Педагог называет слово, показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску

«КАКОЕ ЭТО БЫВАЕТ»

Учить детей выделять признаки предмета.

Педагог (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он? »

«УЗНАЙ ПОГ ОПИСАНИЮ»

Закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т. д.).

Пять-шесть играющих детей сидят на стульях, расставленных по кругу. Это различные цветы. У них есть названия (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «Я так давно не видел чудесный белый цветок с желтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встает и делает шаг вперед. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Ход этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесник и лесные ягоды», «Дрессировщики его звери» и т. д.

«РАЗБУДИ КОТА»

Активизировать в речи детей названия детенышей животных.

Один ребенок получает роль кота. Он садится на стул в центре круга, закрывает глаза (спит), а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детеныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом педагог, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота - назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок ит. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Ориентироваться в значении глаголов.

Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в какой комнате детского сада или на улице он побывал.

Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят...

Танцуют, поют, кружатся...

Был Буратино в детском саду, когда дети

Приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят...

Одеваются, прощаются...

Лепят снежную бабу, катаются на санках.

«ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ОТКРЫТКУ»

Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени: рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т. д.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Педагог: Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И ты, Паша, запомни свою открытку.

Рассматривают 4-5 открыток. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Педагог: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«ПРЯТКИ»

Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Изготовленные заранее игрушки педагог прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (ищут). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня и т. д.».

Таким образом, дети отыскивают всех непрошеных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»

Учить различать местоимения (мой, моя, моё, мои).

Мальчик про свои картинки будет говорить мой, а девочка - моя, Змей Горыныч - моё, Снеговик - мои.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку, называют, что на ней изображено. Кладут мальчику, девочке, Змею Горынычу или Снеговику.

Например, ребёнок взял картинки: замок, мяч, дом, зонт, произносит «Мой замок» и кладёт возле изображения мальчика.

Бабочка, лента, кукла - «Моя бабочка» - кладёт картинку девочке.

Перо, дерево, мыло, пальто, лицо - «Моё перо» - кладёт картинку Змею Горынычу.

Перчатки, варежки, носки, колготки, штаны - «Мои перчатки» - кладёт Снеговику.

«КОЗЛЯТА И ВОЛК»

Заканчивать сказку по ее началу.

Педагог рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше. Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/... (Дети договаривают: зайчик).

Педагог: зайчик говорит ...

Дети: не бойтесь меня, это я — маленький зайчик.

Педагог: Козлята угостили его...

Дети: морковкой, капустой...

Педагог: потом они стали... и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в средней группе.

Каждая карточка содержит цель и ход дидактической игры....

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Картотека дидактических игр для средней группы

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»        Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание....

2014-2015 Картотека дидактических игр в средней группе

Картотека дидактических игр в средней группе...

Картотека дидактических игр в средней группе.

Картотека дидактических игр по образовательным областям....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...