развитие речи ребёнка в семье
консультация по развитию речи
несколько практических советов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_rechi_rebenka_v_seme.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи ребенка в семье (Косенко Н. В.) (29.07.2016) для элктр. газеты
Правильная и красивая речь – это
богатство, которое может подарить
ребенку каждый родитель, и оно особенно
ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.
Первые впечатления об окружающей жизни ребенок получает в семье, поэтому они самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть развитие ребенка.
Наиболее значимые условия для развития речи ребенка с ОНР в семье условно можно разделить на две группы:
1) создание благоприятного психологического микроклимата в семье;
2) создание в семье полноценной речевой среды.
Благоприятный психологический климат в семье включает:
-адекватное отношение к речевому нарушению ребенка со стороны родителей;
-установление оптимального стиля общения с ребенком;
-установление эмоционального контакта с ребенком;
-создание психологически спокойной обстановки в семье и др.
Не менее важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия, создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества.
При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного.
Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков.
Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком.
Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.
Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по - другому?».
Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании.
Для этого нужно:
- постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем: дождик вымочит, а солнышко... (высушит); ночью темно, а днем... (светло); арбуз сладкий, а лимон … (кислый). Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: кушать- есть, отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться и т.д.
- Можно дать более сложное задание - закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка… (неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий).
- Задания по подбору многозначных глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт; кто и что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким, крепким и т.д.
-Попросите ребёнка назвать какой формы предмет: круг…(круглый); какой лист? (калиновый); чей хвост? (собачий); из чего сделан предмет (дерево-деревянный).
-Игры, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
- «У сапога всегда есть ...» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
- По аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
- учитель - ученик, врач - ... (больные, палата, больной, термометр);
- Назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например:
- окунь, карась - ...;
- лето, зима - ... и др.
- Развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый;
- Игра «Чего не стало?» (дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа «не стало цыплят», «нет яблок»)
- Игра «Прятки» (активизация пространственных предлогов в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к усвоению падежных форм.
В рамках развития связной речи родителям следует учить спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику. Для этого можно использовать беседы с детьми на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересам и впечатлениям. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Необходимо предусмотреть работу с детьми, направленную на формирование умений составлять:
-Предложения по картинкам.
-Рассказ по сюжетной картинке
-Рассказ по серии картинок
-Рассказ по опорным словам и предложениям
-Пересказ
-Рассказ о каком-либо запомнившемся ребёнку празднике, фильме или событии.
Взрослым необходимо постоянное помнить о том, что их речь является образцом для ребёнка. Поэтому к речи взрослых представляются высокие требования:
-содержательность;
-лексическая, фонетическая, грамматическая правильность;
-смысловая выразительность;
-неторопливость;
-хорошая дикция;
-соблюдение правил речевого этикета;
-соответствие слова взрослого его делам.
Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.
Что нужно делать:
-создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно, избегать ссор между родителями в присутствии малыша
-беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать
-не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
-проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме
-развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
-следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу
-объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках
-задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
Чего делать нельзя:
-искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком
-при общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами
-наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его
-разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»
Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....
роль семьи в развитии речи ребёнка
роль семьи в развитии речи ребёнка...
Консультация для родителей - "развитие речи ребёнка в семье"
В материале подсказка для родителей как помочь ребёнку преодалеть затруднения в развитии речи. В повседневном общении, в игре, применяя простейшие приёмы и упражнения, способствовать формированию прав...
Памятка для родителей "Развитие речи ребёнка в семье"
Памятка для родителей...
Развитие речи ребёнка в семье
Советы родителям "Как отвечать на детские вопросы"...
Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?
Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...
Презентация "Развитие речи ребёнка в семье"
Развитие речи ребёнка в семье...