Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка".
презентация по развитию речи
Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль игры в речевом развитии дошкольника
Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
2. Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.
3. Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.
4. Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.
Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.
С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярная классификация разделила детские игры на две группы
I. Творческие игры:
1) режиссерские,
2) сюжетно-ролевые,
3) театрализованные,
4) игры со строительным материалом.
II. Игры с правилами:
1) подвижные игры,
2) дидактические игры.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.
Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.
Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Речь - это важный элемент человеческой деятельности!» Д.С. Лихачёв
Игра – одно из основных средств развития речи детей. Помогает усвоению и закреплению знаний Развивает сосредоточенность Повышает интерес детей к речи Обеспечивает лучшее усвоение речевого материала
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Использование игры Разностороннее воспитание Речевое развитие детей
Основные задачи развития речи в детском саду: Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Словарная работа
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по : обучению правильному образованию форм слов; словообразованию; совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.
Словарная работа включает в себя работу над: правильным пониманием слов и употреблением их в контексте; обогащением словаря новыми словами; активизацией словаря; устранением из речи детей нелитературных слов.
Развитие связной речи: овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.
Функции игры: Развлекательная Коммуникативная Диагностическая Коррекционная Функция социализации
Классификация детских игр: ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные Игры со строительным материалом Сюжетно-ролевые Режиссёрские
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Задачи педагога: Вызвать у детей интерес к игре Выбрать подходящее время для организации игры Сформулировать правила Грамотно организовать содержание игровой деятельности Организовать пространство Подобрать игровой реквизит Определить сюжет игры
Творческих Вам успехов !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка
рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых....
Значение игровой деятельности в речевом развитии детей.
В статье описывается опыт работы в младших группах. Какие методы и приемы можно применять в занятиях с детьми по развитию речи....
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Значение игры для развития речи детей....
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи ...
"Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"
В данной статье изложен материал о речевом развитии детей дошкольного возраста через игру....
Значение театрально – игровой деятельности для речевого развития слабослышащих детей.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника...
Буклет: "Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка"
Театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, н...