Дидактические игры по развитию речи для младших и средних групп
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа)
Картотека дидактических игр по развитию словаря и звуковой культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx | 69.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 134»
КАРТОТЕКА
дидактических игр по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
воспитатель
Зарубина Юлия Александровна
Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи:
Словесные игры | Настольно-печатные игры |
Магазин Наглядный материал. Игрушки, в названиях которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь): матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка и др.; кукла. Методика проведения: Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?" Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?" - "Покупателями", - отвечают дети. "Что делает продавец?" - "Продает". - "Что делает покупатель?" - "Покупает". Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать, дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка: "Светлана, подойди ко мне. Какую игрушку ты хотела бы купить?" Девочка называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает ей попросить вежливо: "Скажи: "Дайте, пожалуйста (пожалуйста выделяет голосом), мне мишку". Девочка повторяет. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. "Все игрушки распроданы, - говорит тогда воспитатель, - а нашей Машеньке (берет куклу и сажает посередине стола) ни одной не досталось. Скучно Машеньке без игрушек". Воспитатель предлагает детям подарить кукле Машеньке все купленные игрушки. Дети поочередно подходят со своими игрушками к столу и произносят: "Машенька, возьми матрешку. Машенька, возьми мой барабан". И т. д. "Рада Машенька, что вы все такие добрые, - говорит воспитатель. - Много у нее игрушек. Вот как она с ними играет. (Показывает, как кукла катает машину, играет на барабане, на балалайке.) Наигралась Машенька, - продолжает педагог, - устала, хочет спать". Воспитатель укачивает куклу, кладет ее в кровать и предлагает детям тихо, чтобы не разбудить Машеньку, уйти с занятия. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м, п, б (мь, пь, бь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками. Все спят Наглядный материал. Фланелеграф и картинки с изображением спящих животных, упоминаемых в стихотворении, и детей. Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение А. Введенского "Песня машиниста". Затем он предлагает детям послушать стихотворение еще раз и при этом договаривать слово спят. Педагог снова читает стихотворение; называя животное, он ставит на фланелеграф картинку с его изображением. Воспитатель. Спят ли волки? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. Спят ли пчелки? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. Спят синички? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А лисички? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А тюлени? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А олени? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. А все дети? Дети. Спят. Спят. Воспитатель. Все на свете Дети. Спят. Спят. Воспитатель следит за тем, чтобы в слове спят дети правильно произносили звук с. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого педагог обращается к отдельным детям: "Вова, спят синички?" На прогулку в лес Наглядный материал. Игрушки: собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус, а также другие, в названии которых имеются с (сь), з (зь) или ц. Методика проведения: Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Воспитатель следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), (зь),ц. | Можно ездить или нет Наглядный материал. Коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стол, стул, сапог и др. Методика проведения: Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком. Кому что надо? Наглядный материал. Картинки, на которых изображены следующие предметы: зонт, корзина, ваза, коза, заяц, обезьяна, звездочка. Методика проведения: Воспитатель выкладывает картинки на стол и предлагает детям назвать изображенные на них предметы. После того как малыши правильно назовут все предметы, он предлагает им такие загадки: - Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой... Что? (При этом воспитатель показывает указкой на нарисованный зонт.) Дети отвечают: "Зонт". - Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда поставить их, не знает. Давайте ей поможем. Чтобы поставить цветы, нужна... Что? (Показывает на вазу.) - Ваза. - Петя и Маша пошли в зоопарк. Там они увидели слона, медведя, лису, волка. Но больше всех им понравился... Кто? (Показывает на зайку.) - Зайка. - А еще кто? (Показывает на обезьяну, на козу.) - Обезьяна, коза. - Вова с мамой пошли в магазин. В магазине мама купила Вове... Что? (Показывает на звёздочку.) - Звездочку. - Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что? (Показывает на корзину.) - В корзину. Воспитатель следит за тем, чтобы дети точно называли предметы, правильно произносили з (зь) в словах. Кто с кем стоит рядом?Наглядный материал. картинки цыпленок, курица, заяц, овца Методика проведения: Воспитатель, показывая картинки, уточняет названия животных. "Это кто?" -спрашивает он. Дети отвечают. Повторяя за детьми название животного, педагог голосом выделяет в нем звук ц (например, цццыпленок) и просит нескольких малышей повторить так же. Затем он показывает им курицу, зайца. Обычно зайца дети называют зайчиком. Воспитатель поправляет, произносит заяццц, выделяя голосом ц, и просит повторить. Так же уточняется и название овца. Картинки ставят в том порядке, как их показывали: цыпленок, курица, заяц, овца. Теперь воспитатель, показывая на цыпленка, может предложить детям сказать, кто стоит с ним рядом. "Курица", - отвечают дети. "А кто стоит рядом с курицей?" - "Заяц". И т. д. Затем воспитатель перекладывает картинки и снова просит детей сказать, кто с кем стоит рядом. Воспитатель следит, чтобы дети правильно называли животных: заяц, а не зайчик, овца, а не овечка, во всех словах четко произносили звук ц. Отгадай и назовиНаглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены лягушка, мышка, кошка, шуба, шапка, машина. Методика проведения: Воспитатель показывает детям картинки и просит их назвать изображенные на них предметы и животных. После этого он раскладывает картинки в случайном порядке на столе и начинает задавать детям вопросы, отвечая на которые они должны найти на столе нужный рисунок и назвать изображенный на нем предмет. Воспитатель: Кто живет в норке? Дети: Мышка. Воспитатель: Что мы надеваем зимой? Дети: Шапку. Воспитатель: А еще что? Дети: Шубу. Воспитатель: Кого боится мышка? Дети: Кошку. Воспитатель: Кто прыгает по дорожке и квакает? Дети: Лягушка. Воспитатель: На чем можно ездить? Дети: На машине. Воспитатель следит, чтобы все дети точно отвечали на вопросы, т. е. подыскивали предметы, правильно произносили звук ш в словах, отчетливо и громко выговаривали слова с этим звуком. |
Дидактические игры по формированию словаря:
Словесные игры | Настольно-печатные игры |
Кого как зовут? Наглядный материал. Кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: "Тебя зовут Леночка, Вова?" Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2- 3 детей, как зовут других малышей, например девочку с красным бантиком, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу и говорит: "Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это кто?" - спрашивает он и показывает кошку. "Киска". - говорят малыши. "Эту кошку зовут Мурка". Дети повторяют кличку кошки. Затем педагог показывает собаку, корову, козу, других животных, предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить 3-4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем. Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных. Да или нет Наглядный материал. Игрушка мишка. Методика проведения :Воспитатель держит мишку, показывает и называет основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза и т. д. Затем он просит детей показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами "да" или "нет" на такие вопросы: "Есть у мишки нос? Есть у мишки ушки?" и т. п. Чтобы дать ответ, дети должны внимательно слушать. Воспитатель чаще вызывает малоактивных детей, а также тех, кто говорит неохотно или очень тихо. Аналогичные игры можно проводить, используя и другие игрушки, например машину. Угадай, что звучит Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма. Методика проведения: Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. Дождик Цель. Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро. Методика проведения: Воспитатель говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап...кап... медленно, немного растягивая, с паузами). Дети повторяют. Ответы хоровые чередуются с индивидуальными. "Если идет сильный дождь. - продолжает воспитатель. - то капли стучат по крыше так" (произносит кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит кал-кал-кап в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3-4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе. Выполни задание Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайка, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина. Методика проведения: Воспитатель раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает детям выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания, которые он дает детям: "Лариса, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку; Петя, посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; Вова, возьми куклу и дай Наташе; Тамара, подойди к Наташе, возьми у нее куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол; Света, возьми мяч и дай его Коле; Зина, надень зайке шапку и рубашечку; Катя, возьми у Коли мяч и положи его в шкаф". Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно выполняли задания без напоминаний, он старается чаще привлекать малоактивных детей. Гусь и гусята Наглядный материал. Игрушки: гусь, гусята. Методика проведения: Воспитатель показывает детям игрушечного гуся и предлагает вспомнить, как он кричит. Дети произносят га-га-га. Затем воспитатель рассказывает и показывает действия с игрушками: "Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: "Га-га-га, идите ко мне!" Звукосочетание га-га-га он произносит громко и предлагает детям так же громко повторить его - позвать гусят. Малыши повторяют. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. "Гусята маленькие, - продолжает воспитатель. - они не могут так громко кричать, послушайте, как они отвечают". Произносит га-га-га тихо. Дети повторяют так же тихо. После того как ответят 4-5 детей, воспитатель предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит га-га-га то громко, то тихо. Дети отвечают и показывают соответствующие игрушки. Кто топает? Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма. Методика проведения: Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: "Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка". Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как - медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух, кто ходит за ширмой: большой медведь или маленький - Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают. Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения. Скажи, как я Методика проведения: Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель говорит слова то громко, то тихо, то шепотом. Ответы могут быть как групповые, так и индивидуальные. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения. Назови как можно больше предметов Цель. Упражнять детей в четком произношении слов. Методика проведения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (называть только то, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: "Что висит на стене? Что стоит на шкафу?" Отгадай Цель. Приучать детей внимательно слушать речь, учить их отгадывать простые загадки. Наглядный материал. Игрушки: петух, курица. Методика проведения: Воспитатель ставит на стол две игрушки - петушка и курочку - и просит детей назвать их. Он рассказывает, как можно их различить. Затем он говорит: "Я вам сейчас загадаю загадку, только не знаю, о ком она, о петушке или о курочке. Помогите мне, пожалуйста, отгадать". Читает: На заборе сидит, Громко, громко кричит: "Ку-ка-ре-ку!" (Петушок) - Кто это? (Дети называют.) А это о ком говорится? - спрашивает воспитатель и читает: Зернышки клюет. Деток зовет: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко". (Курочка) Так же проводится игра и с использованием других игрушек. Воспитатель учит детей замечать характерные признаки того или иного животного; опорой для отгадывания загадок служат игрушки и звукоподражания. | У кого такой предмет? Наглядный материал. Предметные картинки (большие и маленькие). Методика проведения: У каждого ребенка на столе лежит маленькая картинка с изображением одного предмета (лучше, если у всех будут картинки на определенную тему: посуда, одежда, мебель). Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои картинки, некоторых спрашивает, что нарисовано на его картинке. Затем он называет предмет (например, спрашивает: "У кого на картинке нарисована чашка?") и предлагает тем, у кого есть картинка с изображением данного предмета, показать ее всем детям. Сам воспитатель показывает большую картинку с изображением того же предмета, дети сравнивают их, и несколько человек называют предмет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно соотносили название предмета со своими картинками, четко и громко произносили слова. Где кукует кукушка? Цель. Учить детей внимательно слушать речь воспитателя, развивать голосовой аппарат. Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: елочки, кукушка, мальчик, девочка Методика проведения: Воспитатель рассказывает: "Сережа и Наташа пошли в лес за ягодами (показывает картинки с изображением детей и ставит их на фланелеграф). Вдруг прилетела кукушка (показывает картинку), села на дерево, около которого стояли дети, и громко закуковала вот так: "Ку-ку! Ку-ку! (Произносит несколько громче обычного.) Как куковала кукушка?" Воспитатель предлагает сначала хором, а потом 3-4 детям по очереди громко произнести данное звукосочетание. "Отдохнула кукушка. - продолжает рассказ воспитатель. - и полетела дальше в лес. (Ставит картинку с изображением кукушки в дальний угол фланелеграфа.) А Сережа и Наташа пошли домой. Когда они вышли на поляну, Сережа остановил Наташу и сказал: "Послушай, кукушка снова кукует (воспитатель тихо произносит Ку-ку! Ку-ку!), сейчас кукушка далеко в лесу, поэтому и кажется, что она кукует тихо". Воспитатель предлагает произнести данное звукосочетание вполголоса. (Ответы сначала хоровые, затем 2-3 индивидуальных.) Затем воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка: близко или далеко (произносит данное звукосочетание с различной громкостью). Дети соответственно отвечают: "Кукушка близко от ребят" или "Кукушка далеко от ребят". Цель следующих игр - учить детей говорить громко, тихо и шепотом (развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости произнесения слов (развивать слуховое восприятие). Скажи, как я Методика проведения: Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель говорит слова то громко, то тихо, то шепотом. Ответы могут быть как групповые, так и индивидуальные. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения. Назови как можно больше предметов Цель. Упражнять детей в четком произношении слов. Методика проведения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (называть только то, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: "Что висит на стене? Что стоит на шкафу?" Покажи правильно Цель. Упражнять детей в различении слов, похожих по звучанию. Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, на которых изображены девочка Анна, ванна, козлик, ослик, кукла Мила, мыло, мишка, мышка, звонок, замок. Методика проведения: Воспитатель показывает картинки и уточняет, что на них нарисовано. Например, он показывает картинку с изображением девочки и говорит: "Эту девочку зовут Анна. Как ее зовут? (Дети отвечают.) А кто мне скажет, что это?" (Показывает картинку с изображением ванны.) "Ванна", - говорят дети. Воспитатель ставит обе картинки на фланелеграф рядом: Анна (девочка) - ванна. Таким образом, уточняются все названия изображений на картинках. После этого воспитатель, называя одну из парных картинок, предлагает детям показать ее, а затем показать и назвать другую. Он вызывает по очереди нескольких малышей. Когда отвечает один из детей, остальные внимательно слушают и следят, что он показывает. Иногда педагог спрашивает, правильно ли вызванный нашел пару и ту ли картинку он показал. После того как будут правильно показаны и названы все пары, воспитатель предлагает детям загадки. Он оставляет на фланелеграфе одну пару картинок: звонок и замок. Прочитав загадку "Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает?", он просит малышей угадать, о каком из оставшихся на фланелеграфе предметов эта загадка. Дети отгадывают и показывают соответствующую картинку. Затем воспитатель выставляет картинки с изображением, мишки и мышки и загадывает новую загадку: "Маленькая, серенькая под полом живет, по ночам скребет". Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны и правильно показывали и называли предметы. Едят или не едят? Наглядный материал. Картинки : капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, конфета, карандаш, апельсин, суп, кисель, паровоз и т. дМетодика проведения: Воспитатель показывает вперемешку продукты питания (и предметы, которые есть нельзя: капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, конфета, карандаш, апельсин, суп, кисель, паровоз и т. д. - и предлагает детям хлопать в ладоши в тех случаях, когда они услышат названия продуктов питания. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого воспитатель обращается к отдельным детям.Воспитатель произносит слова в слегка замедленном темпе, после каждого слова делает короткую паузу, чтобы дети имели возможность подумать, следит за тем, чтобы все принимали активное участие в игре. Угадай, кто (что) это Наглядный материал. Картинки: коза, овечка, мышка, машина. Методика проведения: Сначала воспитатель показывает детям козу и овечку и напоминает им, как они кричат: коза - меее, овечка - беее. Затем он предлагает угадать на слух, кто кричит, и произносит: "Меее". Дети отвечают: "Коза". Воспитатель показывает козу. "А это кто?" - спрашивает он и произносит: "Беее". Дети отвечают: "Овечка". Педагог показывает овечку. После этого воспитатель показывает машину и мышку и напоминает детям, какие звуки издает машина (гудит - биии), как пищит мышка (пиии). После повторения малыши определяют на слух, гудит ли машина или пищит мышка. Воспитатель следит, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания, правильно их произносили и соотносили с соответствующей картинкой. Назови животных и скажи, кто как кричит Наглядный материал. Коробка, картинки: собака, щенок, лошадка, гусь Методика проведения: Воспитатель вынимает из коробки одну из картинок и спрашивает, кто это. После того как дети назовут животное, он просит их показать, как оно кричит. Так малыши должны узнать собаку и "полаять" (аф-аф), щенка и "потявкать" (тяф-тяф), лошадку (и-го-го), лягушку (кваква), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку). Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли животных, внятно произносили все звуки в звукоподражаниях. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 134»
КАРТОТЕКА
дидактических игр по развитию речи
для детей среднего дошкольного возраста
Составила:
Воспитатель
Зарубина Юлия Александровна
2018-2019
Дидактические игры по формированию словаря:
Цель приведенных ниже игр и упражнений - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Словесные игры | Настольно-печатные игры |
Возьми игрушку Наглядный материал. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3-4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр. Методика проведения: Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребёнку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо. Будь внимательнымВоспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: "На автобусе, троллейбусе, трамвае" и т. д. После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения: "В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка". Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова. Найди ошибкуНаглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др. Методика проведения: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: "коза читает. Может коза, читать?" Дети отвечают: "Нет!" - "А что может делать коза?" - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова. СекретМетодика проведения: Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки- ушки, мушки - кружки, мишка - мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально. Повтори правильноМетодика проведения: Воспитатель называет Слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить eгo. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т.п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук). Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки. Повтори, как яМетодика проведения: Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом). Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбирается такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими). Что делает?Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному. Наглядный материал. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д. Методика проведения: Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка. Как об этом сказать?Наглядный материал. Два белых плюшевых зайца; один - большой, другой - маленький. Методика проведения: "Посмотрите на эти две игрушки, что можно про них сказать? - спрашивает воспитатель. - Верно, это зайки. Сколько их? ("Два".) Два зайчика. Только этот зайка какой? ("Большой".) А этот? ("Маленький".) А как можно назвать этого маленького зайку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем зайки, зайцы (воспитатель жестом показывает на игрушки, подчеркивая их различную величину). Как же мы назовем маленького зайца? ("Зайчик, заинька, зайчонок, сыночек, малыш".) Слова все хорошие, ласковые, очень подходят для маленького зайки. Повторите эти слова еще раз, а мы послушаем. (4-5 ясных и громких ответов.) А эту игрушку будем называть: большой заяц". Кто это?Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы. Методика проведения: Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: "Кто это? ("Лиса".) А как еще можно назвать это животное? ("Лисичка, лисица, лисонька, мама".) Вы вспомнили и назвали разные слова, я все их еще раз повторю... Всмотритесь внимательно в картинку, что делает лиса. ("Стоит, смотрит...") Еще какими словами можно назвать действия лисы? ("Слушает, видит, разглядывает".) Скажите, какая эта лиса. ("Большая, рыжая, красивая".) Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе. А вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?" Произнеси словоНаглядный материал. Мяч. Методика проведения: Воспитатель показывает мяч и спрашивает: "Что это?" дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко: "Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Таня, Дима... (5-6 ответов.) Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч". Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: "Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку ..." Дети подсказывают: "Мячик". Это слово четко произносят еще 4-5 детей. "Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... ("Зайка".) Уронили мишку на пол, оторвали мишке ..." Несколько ответов: "Лапу". "А теперь, дети, вы назовите какое-нибудь слово". Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: "Я припомнила такие Слова: мама, кукла, Петрушка, шар, птичка, солнечный. Вася, ты хочешь сказать какое-то слово?" Вася: "Мишка". Воспитатель одобряет ответ и опрашивает еще 5-7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: "Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко". Кто что делает?Наглядный материал. Игрушки - кошка и собака. Методика проведения: Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать их внешний вид (кошка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов - названий игрушек (кошка, собака), просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в их произнесение. Поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей. Воспитатель. Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь еще раз. Повторите вместе со мной так же. Теперь только Валя скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесет слово собачка. Хорошо звучит оно у Коли. Повторите, дети, все вместе с Колей. Как вы думаете, что делает кошка, когда мы ее гладим? Дети. Мурлычет, радуется, выгибает спинку. Педагог. Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычет; радуется. А что она делает, когда видит мышку? Дети. Тихонько подкрадывается, бежит, ловит, прыгает. Педагог. Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком? Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется. Педагог. Еще что умеет делать кошка? Дети. Мяукать ("мяу-мяу"), лакать молоко, пить. Педагог. Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка? Дети. Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест. Педагог. Что делает собака, когда видит кошку? Дети. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит. Педагог. А когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает? Дети. Подпрыгивает, служит, ест, радуется. Педагог. Много вы сказали слов и о том, что делает собака. Помогите вспомнить и назвать эти слова еще раз (дети подсказывают). Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше слов-глаголов, соответствующих характерным действиям кошки и собаки. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова ("Каждое сказанное слово и звучит по-разному и обозначает разное действие"), умению описать внешний вид предмета (животного). Подумай и скажиМетодика проведения: На прогулке воспитатель спрашивает детей: "Какая сегодня погода?" Дети с помощью взрослого подбирают слова, характеризующие состояние данной погоды. "Какие разные слова вы назвали! Послушайте, я их еще раз произнесу: Погода сегодня теплая, солнечная, безветренная, хорошая. Повторим эти разные слова про сегодняшнюю погоду все вместе... Посмотрите теперь на клумбу, какие цветы на ней растут? Какими словами можно сказать про цветы? (Дети отвечают.) И про цветы много разных слов вспомнили. Цветы красные, желтые, большие и маленькие, красивые". Подскажи словоМетодика проведения: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает). Жил на свете человек - Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной... (дорожке). А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные... (мышки)! И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные... (волки). И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у ... (окошка). Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению". Скажи, как яМетодика проведения: Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок. Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые. Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания. Какие слова бывают?Методика проведения: Педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много), предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет тех детей, которые произносят слова громко, ясно, отчетливо; одобряет, что никто не повторяет уже сказанное, отмечая большое количество произнесенных слов. Затем просит детей назвать только ласковые слова (Дети: "Солнышко, березка, олененок..."), слова громко-звучащие ("Гром, тигр, гроза..."), звонкие слова ("Зонт, зайцы, звонок..."), тихие слова ("Мышонок, уснули, шепчет..."). Взрослый проводит упражнение, не торопясь, радуясь вместе с детьми каждому удачно подобранному слову; просит отдельных детей повторить слова. Отмечает, какие интересные слова вспоминали дети, хорошо и отчетливо их произносили, предлагает дома повторить разные слова младшим членам семьи и родителям. Какое слово потерялось?Методика проведения: На прогулке воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки). Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами". Где вы слышали эти слова?Методика проведения: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом". Как надо произнести эти слова?Методика проведения: "Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: хозяйка, бросила, зайку? (Дети говорят, что у А. Барто: есть стихотворение "Зайка", слова оттуда.). А что я сказала не так? Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите слова, по порядку, какое первое? ("Зайку". Воспитатель рисует одну линию.) Какое слово следующее? ("Бросила". Рисует еще одну линию-черточку.) Какое последнее после слова бросила? ("Хозяйка", на доске появляется еще одна черта. Произнесение слова и его графическое изображение совпадают во времени.)" Детям предлагается не спеша повторить в логической последовательности слова стихотворения, а воспитатель указкой одновременно проводит по линиям. Этот прием помогает детям наглядно представить, что слова в стихотворении следуют друг за другом. Кто предложит сам?Методика проведения: Детям предлагается по желанию спеть песенку или рассказать стихотворение, перепутав в них какие-нибудь слова, а затем пропеть или проговорить их так, как они должны произноситься на самом деле. Желательно, чтобы дети проявили инициативу в выборе поэтических строчек. Взрослый напоминает, что слова и в стихотворении, и в песне, и в разговоре, всегда произносятся друг за другом. | Какое это имя?Наглядный материал. 10 карточек с изображением детей (или куклы). На пяти изображены девочки, на остальных - мальчики. Методика проведения: Все карточки (куклы) находятся на столе. Воспитатель откладывает в сторону карточку с изображением девочки и говорит, что ее зовут Галя. Галя хочет идти на прогулку с товарищем. Но в паре с ней может быть лишь тот ребенок, чье имя звучит схоже с именем Галя. Догадавшемуся ребенку предлагается взять карточку с изображением мальчика по имени Валя и присоединить к первой карточке: Валя и Галя собираются идти гулять. Затем педагог берет следующую карточку и спрашивает: "Как зовут этого мальчика?" Дети предлагают имена: Митя, Коля, Саша... К названному имени аналогично подбирается созвучное. (Витя, Оля, Маша и т. п.) Несколько пар карточек размещаются рядами на стенде: Валя - Галя, Коля - Оля, Саша - Маша, Шура - Юра. Если дети предлагают имена Костя, Марина, Женя, Максим, Слава, Ира, то сообща уточняется, что звучание этих имен не похоже друг на друга, пары составить нельзя. Отыщем картинкуНаглядный материал. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок. Методика проведения: Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию. Вариант 1 Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит". Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному. Вариант 2 У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа. Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду. Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола. Вариант 3 Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук. При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук). Вариант 4 Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками. На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию. |
Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи:
Цель следующих игр и упражнений - закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).
Словесные игры | Настольно-печатные игры |
Покатаем на машине Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т. д. Методика проведения: Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с ("песня водички"). Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон). Что ты слышишь в слове? Методика проведения: Детям, читают потешку: "Наша Маша маленька, на ней шубка аленька", показывают картинку, они рассматривают девочку Машу, ее одежду. Некоторые дети повторяют потешку. Потом воспитатель предлагает внимательно вслушаться в слова потешки и при повторном чтении слегка выделяет голосом звук ш: "Нашша Машша маленька, на ней шшубка аленька". 2-3 детей, а затем все вместе повторяют так, чтобы звук ш очень ясно слышался. Читается еще одна потешка (по выбору воспитателя), и дети определяют, какой звук в ней часто встречается. Слышишь ли ты звук? Наглядный материал. Картинки с изображениями разных предметов. Методика проведения: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: "Рак". Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. ("Мак".) Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее ("Звучат сходно") и что же разное. (Воспитатель сам очень отчетливо произносит: мммак - рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки м и р.) Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит - кот. Очень важно при произнесении слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучании ы - и, о - и акцентируя внимание на произнесении гласных звуков. Выдели словоМетодика проведения: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з ("песня комарика"). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук Назови и отгадайНаглядный материал. Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з, например: зайка- кошка, замок - ключ, коза - корова, ваза - графин. Методика проведения: Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з ("песня комарика"). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка - кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з. Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь), умели выделять слова с этим звуком. Что в мешочке?Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки - машина, кубик, мячик, шарик и пр. Методика проведения: Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей "К кому я подойду, - продолжает он, - тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям" Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц ("песенка синички"). Когда все предметы будут вынуты из мешочка воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце пуговица), и предлагает детям перечислить их. Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах. Где что лежит?Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльница, салатница, конфетница, чернильница. Методика проведения: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например, говорит: "Мама принесла из магазина хлеб и положила его... Куда?" - "В хлебницу". "А теперь, - говорит воспитатель, - я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы". Воспитатель: Маша насыпала сахар ... Куда? Дети: В сахарницу. Воспитатель: Вова вымыл руки и положил мыло ... Куда? Дети: В мыльницу. Воспитатель: Бабушка сделала вкусный салат и положила его ... Куда? Дети: В салатницу. Воспитатель: Папа принес конфеты и высыпал их ... Куда? Дети: В конфетницу. Воспитатель: Лена налила чернила ... Куда? Дети: В чернильницу. Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук ц в словах. Обращает внимание на образование слов. Наши именаНаглядный материал. Кукла. Методика проведения: Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш ("песенка гуся"). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: "Машшша, Машшшенька". Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: "Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша" и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем "песенка гуся" или нет. "Миша, скажи громко, как тебя зовут", - обращается воспитатель к мальчику. Ребенок отвечает. "Слышится в твоем имени шш - "песенка гуся" или нет?" Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает всем ребятам ответить: "Есть в имени Мишша "песенка гуся" или нет?" Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нем появился звук ш, например: Танюша, Катюша, Андрюша. Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т. д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые еще недостаточно отчетливо произносят данный звук в словах. Будьте внимательнымиМетодика проведения: Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ, а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ ("песенку пилы"). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуками ш, с, сь, чтобы дети не путались. Отгадай, что взял ПетрушкаНаглядный материал. Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ: щетка, ящик, клещи, щенок, Петрушка. Методика проведения: Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ, он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. "Вы сейчас закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, откроете их". Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например щетка, воспитатель спрашивает: "Зачем Петрушке нужна щетка?" - "Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)", - отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают и говорят, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом. Найди игрушкуМетодика проведения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети называют: "Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла" и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным Звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой. Доскажи словоМетодика проведения: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает ела в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Воспитатель: Ра-ра-ра - начинается иг... Дети: ра. Воспитатель: Ры-ры-ры - у мальчика ша... Дети: ры. Воспитатель: Ро-ро-ро - у нас новое вед... Дети: ро. Воспитатель: Ру-ру-ру - продолжаем мы иг... Дети: ру. Воспитатель: Ре-ре-ре - стоит дом на го... Дети: ре. Воспитатель: Ри-ри-ри - на ветках снеги... Дети: ри. Воспитатель: Ар-ар-ар - кипит наш само... Дети: вар. Воспитатель: Ор-ор-ор - созрел красный поми... Дети: дор. Воспитатель: Ир-ир-ир - мой папа коман... Дети: дир. Воспитатель: Арь-арь-арь - на стене висит фо... Дети: нарь. Воспитатель: Ра-ра-ра - у мышки есть но... Дети: ра. Воспитатель: Ре-ре-ре - носим воду мы в вед... Дети: ре и т. д. Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы. Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли недостающий слог, четко произносили звук р (рь). Подбери нужное словоВоспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово. "В аквариуме плавают... - говорит воспитатель. - Кто плавает?" - "Рыбки", - договаривают дети. Рекомендуемые предложения: Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? Ворона. На лугу пасется... корова. На огороде вырос большой зеленый... огурец. У Вовы лопнул красный... шар. Хорошо водит машину... шофер. Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, правильно произносили звук р (рь) в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе. Цель следующих двух игровых упражнений - развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова. Подбери похожие словаМетодика проведения: Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т. д. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто. Угадай, где кру`жки, а где кружки`Наглядный материал. Две кружки и два кружка. Воспитатель показывает детям кру`жки и кружки`, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кру`жки над кружка`ми и спрашивает: "Что находится сверху (кру`жки), а что снизу (кружки`)?" Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кру`жки, а где кружки`. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова. Цель следующих двух упражнений - учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе. Топ-топ-топВоспитатель предлагает детям послушать сначала, как "маленькие ножки бежали по дорожке" (произносит топ-топ-топ в ускоренном темпе), затем как "большие ноги топали по дороге" (произносит топ...топ...топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге - большие или маленькие. Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух Скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно. Интересные словаЦель. Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четком произношении слов. Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник. Методика проведения: Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: "Что это?" - "Ручка", - отвечают дети. "Правильно. - говорит воспитатель. - У меня рука, а у куклы рука маленькая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у куклы?" - "Ручка", - говорят дети. "Да, маленькая рука тоже Ручка". Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. "А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?" - спрашивает он снова. "За ручку". - "А кто мне скажет, У каких предметов еще есть ручки?" Дети вспоминают. Если они затрудняются ответить, то воспитатель показывает кастрюлю, портфель, чашку, чайник и предлагает детям показать, где у них ручка. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных предметов имеют ручки, и все ручки разные, но все их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы, например лук, который едят, лук, из которого стреляют. Что делает?Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному. Наглядный материал. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д. Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка. Кто есть кто?Воспитатель в свободное от занятий время разучивает с группой детей стихотворение В. Данько "Мы козлики", заранее подготавливая для дальнейшей инсценировки по 2-3 шапочки с изображением животных (козлика, котика, ослика, волчат, ежей) и 2-3 венка из цветов. Распределяются роли (части стихотворения заучиваются с каждой подгруппой в отдельности). Игра-инсценировка осуществляется следующим образом, Дети запоминают, кого они изображают и какие слова должны говорить, затем надевают соответственно своей роли шапочки и становятся в таком порядке: козлики, котики, ослики, волчата, ежи, цветики, девочки, мальчики. Один ребенок вместе с воспитателем может выполнять роль ведущего. Ведущий вместе с воспитателем подходит к группе детей, изображающих козликов, и спрашивает: Вы кто? Дети. Мы козлики! Ведущий. Какие вы? Дети. Рогатые! (Изображают рожки на голове и бодают друг друга.) Затем воспитатель вместе с ведущим подходит к детям, изображающим котиков, и спрашивает: Вы кто? Дети. Мы котики! Ведущий. Какие вы? Дети. Мохнатые! (Гладят по своей одежде, показывая что шерстка пушистая.) Ведущий. Вы кто? (Подходит к следующей группе детей, изображающих осликов.) Дети. Мы ослики! Ведущий. Какие вы? Дети. Ушастые! (Показывают, какие у них длинные ушки.) Затем обращается к волчатам. Ведущий. А вы волчата? (Какие?) Дети. Злые и зубастые! (Показывают зубы, рычат, делают вид, что нападают на рядом стоящих осликов.) Далее воспитатель подходит вместе с ведущим к группе детей, изображающих ежей. Ведущий. Кто вы? Дети. Мы ежики! Ведущий. Какие вы? Дети. Колючие! (Показывают на шапку с иголками.) Ведущий. Вы кто? (Воспитатель и ведущий подходят к детям, у которых на голове шапочки с изображением цветов.) Дети. Мы цветики! Ведущий. Какие вы? Дети. Пахучие! (Снимают шапочки и нюхают цветы.) Воспитатель и ведущий подходят к девочкам и спрашивают: Ведущий. Вы кто? Дети. Мы девочки! Ведущий. Какие вы? Дети. Красивые! (Показывают на свои нарядные платья.) Затем подходят к мальчикам. Ведущий. А вы какие, мальчики? Дети. Мы сильные! (Гордо показывают на свои руки.) В процессе игры-инсценировки воспитатель следит, чтобы ведущий четко задавал вопросы, дети отвечали громко и внятно. | Кому что подарим? Наглядный материал. картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш). Методика проведения: Воспитатель показывает картинку с изображением мальчика и девочки. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: "Этого мальчика зовут Миша, а девочку - Маша". Другие картинки он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: "Шуба". - "Кому мы подарим шубу: Мише или Маше?" Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. "А это что?" - спрашивает он, показывая машину. "Это машина". - говорят дети. "Кому мы подарим машину?" Дети предлагают подарить машину мальчику (картинка ставится под изображением мальчика) и т. д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие - Маше, и следит за тем чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах. Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах. Отбери предметы Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названиях которых есть звук ч: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина. Методика проведения: Воспитатель ставит на стол все подготовленные для игры предметы (6-8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч. Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: ччасы, ключч. Неправильные ответы разбираются всей группой. Зачем нужно?Наглядный материал. Картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч). Воспитатель показывает картинки и просит детей назвать их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: "Что это?" Дети: "Чашка". "Таня, а зачем нужна чашка?" Таня: "Пить чай". - "А кто скажет, что еще можно пить из чашки?" - обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: "Пить молоко, кисель, компот" и т. д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает о их назначении. Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах. Каких животных мы знаем?Наглядный материал. Картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль). Методика проведения: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: "Это кто?" - "Лошадка", - отвечают дети. "А это кто?" (Показывает льва.) - "Лев". И т. д. Рассмотренные картинки воспитатель помещает на стол так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие - с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону стола, где лежат картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу. Воспитатель следит, чтобы все дети правильно произносили звук л (ль) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения. Кто это?Наглядный материал. Игрушки или картинки с изображением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж. Методика проведения: Воспитатель спрашивает, кто из животных производит такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание. Воспитатель: Кто кукарекает? Дети: Петушок. Воспитатель: Как он кукарекает? Дети: Ку-ка-ре-ку! Воспитатель: Кто хрюкает? Дети: Поросенок. Воспитатель: Как он хрюкает? Дети: Хрю-хрю-хрю... Воспитатель: Кто чирикает? Дети: Воробей. Воспитатель: Как он чирикает? Дети: Чик-чирик, чик-чирик! Воспитатель: Кто крякает? Дети: Утка. Воспитатель: Как она крякает? Дети: Кря-кря-кря... Воспитатель: Кто мурлычет? Дети: Кошка. Воспитатель: Как она мурлычет? Дети: Мурр, мурр... Воспитатель: Кто фыркает? Дети: Ежик. Воспитатель: Как он фыркает? Дети: Фррр, фррр... После этого воспитатель предлагает детям по звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так кричит. Воспитатель: Ку-ка-ре-ку!... Кто это? Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносил! звук р (рь) в звукоподражаниях, внятно называли действия производимые животными, внимательно слушали воспитателя. КотенокЦель. Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации. Наглядный материал. Картинки: девочка, котенок, собака, блюдце - или же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки). Методика проведения: Воспитатель выкладывает на стол картинку с изображением девочки и говорит: "Это Таня. Идет Таня с прогулки домой (показывает) и видит: около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку на стол). Кого увидела Таня?" - "Котенка", - отвечают дети. "Сидит котенок, - продолжает воспитатель, - и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает? (Дети (2-3) повторяют с той же интонацией мяу-мяу.) Таня взяла котенка на руки, - рассказывает воспитатель дальше, - и принесла его домой (переставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (выкладывает на стол картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовался, - завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2-3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) - не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала" (картинку убирают). Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподражание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радостно, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок мяукает жалобно, когда радостно, когда сердито. Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились воспроизводить звукоподражание с различной интонацией. Данное игровое упражнение можно проводить индивидуально или с несколькими детьми. Звуковые часыНаглядный материал. Пособие "Звуковые часы": демонстрационные, большого размера - для воспитателя, и индивидуальные, маленького размера - для каждого ребенка. Методика проведения: Изображения предметов на индивидуальных "звуковых часах" разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым участником игры. Названия же семи предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (жук - лук); одно-два - длинными (Чебурашка, Буратино); два названия - трехсложные (машина, курица); два - двусложные (в одном слове ударение на первом слоге-части - рыба, роза, в другом - на втором слоге - щенок, лиса). Пособие используется в течение года неоднократно на групповом занятии, в работе с подгруппой детей, а также индивидуально в часы игр. Оно дает возможность воспитателю закреплять, уточнять и активизировать знания каждого ребенка о звучащем слове. Содержание картинок помогает сосредоточить внимание играющих на слове-названии каждого изображенного предмета, подкрепляет интерес к звучанию слова, активизирует высказывания, не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются. Примерные задания для детей 4 лет: 1. Произнесите названия изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как звучат эти слова. 3. Найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками. 4. Отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию. 5. Подберите к слову рак слова, похожие по звучанию. За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку, в конце упражнения подсчитывается количество очков и определяется победитель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект дидактической игры по развитию речи в младшей группе. «К нам в гости пришла кукла Маша».
Цель: активизировать словарь детей, уточнить представления детей о платье и из каких деталей / частей оно состоит.Задачи: 1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых сос...
Конспект дидактической игры по развитию речи в младшей группе. «Сорока».
Конспект дидактической игры по развитию речи в младшей группе.«Сорока».Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.Задачи игры являет...
Конспект дидактической игры по развитию речи в младшей группе «Разбуди кота»
Конспект дидактической игры по развитию речи в младшей группе «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.Материал. Элементы костюма животных (шапоч...
дидактическая игра по развитию речи "Что где находится"(средняя группа)
*Цель:*Учить детей образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии: сахар- сахарница, конфета- конфетница, хлеб- хлебница , чай- чайник, молоко- молочник , масло- масленка...
Картотека по теме: дидактические игры по развитию речи по лексическим тема (средняя группа)
Картотекапо теме:дидактические игры поразвитию речипо лексическим тема(средняя группа)...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...