Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье»
план-конспект занятия по развитию речи

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_trudovoe_vospitanie.docx70.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в

нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих. Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу.

Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей.

Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться - это его долг. Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа, а тот, кто в работе негож никуда».

Какие же задачи стоят перед семьей по воспитанию к труду старших дошкольников?

Прежде всего, детей необходимо подвести к выводу о том, что все вещи и предметы, которые нас окружают, сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо уважать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.

Как же укрепить любовь к труду?

Прежде всего, нужно разъяснить цель труда.

Для чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате, для того, чтобы семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться.

Итак, изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где люди работают для людей, где каждый приносит пользу.

Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Поэтому следующим нашим правилом является выработка у детей трудовых навыков и умений. Умению работать учат и в детских садах, и в школах, но главная школа - это его семья.

Обычно родители велят детям помыть посуду, протереть пыль, вынести мусор. Но только понимающая мама предложит своей дочери: «давай мы с тобой испечем печенье». И понятно, почему не следует такое приглашение, ребенок будет мешать. Между тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы. Она увидела бы плоды своего труда — на тарелке вкусное, красивое печенье.

Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде. Хорошо, когда то или иное занятие носит постоянный характер.

К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей. Есть и такие родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд - это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел».

Родители должны быть уверены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что то или иное дело женское, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы и отказываться от нее. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, не просто неумелыми, а с другой - неуважительно относящимися к труду.

А. С. Макаренко писал:

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках,то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих детей, в ее результатах.

Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а как говорил В. А. Сухомлинский, радость труда.

Будет ли труд радостным или безрадостным - это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.

Велика роль труда в физическом, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты.

Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди.

И нет большого счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим.

Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.

А начинается он с самообслуживания: одевание ботиночек, застегивание пуговиц, умывание, складывание игрушек, в детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т. д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию.

Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест, а позже — сразу. Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.

                                         hello_html_3abcf0bf.jpg

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов)

Истинное сокровище для людей - умение трудиться. (Эзоп)

Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. И маленькие глухие дети не являются исключением.

Самообслуживание в повседневной жизни - это начало трудового воспитания детей дошкольного возраста. При поступлении в детский сад дети с недостатком слуха нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом семейного воспитания, поскольку физическая ослабленность большинства детей, моторная неловкость, медлительность побуждают окружающих взрослых к подмене элементарного, доступного по возрасту труда ребенка собственным.

Уже с раннего возраста дети пытаются многое сделать сами. Собственно, ребенок ничего еще не может сделать сам, но желание и стремление к этому уже проявляет. Очень важно закрепить это желание, а не потушить. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Начнем с утра. Ребенок сам умывается, одевается, чистит зубы. Туалетные принадлежности желательно расположить так, чтобы ребенок мог самостоятельно взять расческу, мыло, полотенце. Регулярно родители должны привлекать ребенка к уборке постели: сложить пижаму, заправить одеяло и т. д. и затем постоянно следить и напоминать, чтобы он сам приводил ее в порядок.

Конечно, первое время на это будет уходить немало времени. Вам порой не хватает терпения, хочется все сделать самим: невелика помощь ребенка, да и медленно он все делает, а время дорого, но вы должны понимать, что с предоставления самостоятельности начинает у ребенка формироваться потребность к трудовым усилиям, ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая трудиться ребенка, необходимо, прежде всего, быть последовательным и требовательным к себе. Только постоянный собственный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательными к ребенку. Ведь он многое делает по подражанию, и если видит в вас людей трудолюбивых, то легче и нам формировать у него трудолюбие.

 В детском саду приучаем детей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик, обувь ставить на полку для обуви. Но все наши труды идут насмарку, если не закреплять эти навыки. Мы приучаем детей обслуживать себя: самостоятельно умываться, при этом обязательно закатывать рукава, следим, чтобы дети не разбрызгивали воду и т. д. Закрепляйте эти навыки дома, пусть это получается пока неумело, но старательно. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения порученного, надо научить его это делать.

Уже в младших группах детского сада мы начинаем приучать детей помогать старшим в сервировке стола: дети помогают разложить ложки, вилки, помогают убрать чашки со стола. Мы требуем, чтобы дети сами поддерживали порядок в игровом уголке, приучаем убирать игрушки после игры на свои места, учим бережному отношению к игрушкам. И родителям я советую приучать ребенка поддерживать порядок в игрушках, готовить одежду и обувь с вечера, проверять все ли в порядке сложено, не порвано ли. Все это казалось бы мелочи, но ведь с таких мелочей начинает вырабатываться в человеке организованность, аккуратность, собранность, а они так необходимы при обучении в школе.

Мы в детском саду стараемся вовлекать детей в общий труд. Привлекаем к уборке веранды, участка. И родители должны помогать нам в этом: принимать активное участие в субботниках детском саду, во дворе, где вы трудитесь вместе с детьми. Главное не в том, что помощь ребенка настолько мала, что почти не ощутима, а в том, чтобы приучить его к мысли: папа и мама трудятся, и он тоже должен трудиться. С этого начинается чувство ответственности, сопричастности к семейному коллективу.

Много полезных навыков и умений приобретает ребенок в детском саду. Родители должны стараться поддерживать требования воспитателя. Например, дети дежурят по столовой в детском саду - поручите ребенку постоянное дежурство и дома. В детском саду дети поливают цветы, кормят рыбок - пусть дома это тоже станет обязанностью ребенка. Думаю, что такой домашний труд в сочетании с систематическим трудовым воспитанием в детском саду поможет сформировать у детей глубокое убеждение, что без труда не прожить. Держаться с детьми нужно ровно, спокойно, не повышать голоса. И ребенок привыкнет делом откликаться на спокойное родительское слово. Не забывайте похвалить, если видите, что, хотя, поручения и нелегко далось, а ребенок все-таки его выполнил.

Ругать и наказывать ребенка за сломанную игрушку, испорченную случайно вещь нецелесообразно, тем более, если он и сам переживает при этом. А вот починить, привести в порядок игрушку, книжку постарайтесь обязательно вместе с вашим ребенком.

Вы сами должны внимательно относиться и беречь те подарки, которые приготовил вам малыш к празднику или на занятиях в детском саду. Пусть его подарки не всегда совершенны - но ведь он так старался, переживал, хотел сделать вам приятное.

В летнее время дети наблюдают, как люди трудятся в огородах, в садах. У нас в детском саду есть свой огород, где дети наблюдают и участвуют в работе вместе со взрослыми. Мы сами их вскапываем, сеем семена, поливаем, пропалываем, рыхлим. Неплохо, если и в семье выделят ребенку свой участок — крохотную грядку, где он будет трудиться наравне со взрослыми. Во всем этом особенно ценно то, что, с одной стороны, такой непосредственный контакт с природой и воспитывает в ребенке добрые чувства, а с другой - способствует пониманию результативной значимости труда. Мне кажется, что, если ребенок помог вам посадить и вырастить дерево, увидел на нем плоды, вряд ли у него поднимется рука что-то сломать, загубить живое, оскорбить действием природу.

 Результаты наших воспитательных усилий убеждают в том, что в нравственно-трудовом воспитании детей родителям принадлежит решающая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье"

Через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребёнка, понимание того, что каждый человек должен трудиться....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду"

Консультация для родителей о четырех видах трудового воспитания дошкольников. Рекомендации родителям о трудовом воспитании детей в семье....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье"...

Консультация для родителей « Трудовое воспитание дошкольников в семье»

В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда физиологические и психологические предпосылки – самостоятельность, целеустремлённость, уверенность движений, активность. Програ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье»

консультация помогает родителям не доспукать ошибок в процессе организации трудовой деятельности ребенка-дошкольника....

Консультация для родителей: « Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Вряд ли найдётся взрослый, который будет возражать против того, что ребёнка нужно приобщать к труду. Вместе с тем вопросы трудового воспитания в каждой семье решаются по- своему. В дошкольном возрасте...